Решение по делу № 2-488/2023 от 13.04.2023

Дело №2-488/2023

УИД: 18RS0024-01-2023-000303-05

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 июля 2023 года                                                                                       с. Каракулино

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шарова Р.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галичаниной Т.Р.,

с участием:

представителя истца – Банниковой Л.С.,

представителя ответчика – Мордвинова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга потребителей к Каракулинскому районному потребительскому обществу о признании незаконными действий по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров, обязании прекратить противоправные действия,

установил:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Каракулинскому райпо обществу о признании незаконными действий по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров, обязании прекратить противоправные действия. Требования истцом мотивированы тем, что истец, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. По заданию начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапуле было проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети Интренет https://gov.crpt.ru/ (Честный знак) в отношении ответчика. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в 2023 году истцом в отношении ответчика были выявлены нарушения – неоднократные отклонения в реализации товаров легкой промышленности, маркированного средствами идентификации, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ

Так, по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт реализации маркированных товаров легкой промышленности с кодом идентификации, незарегистрированным ГИС ответчиком, а именно: ДД.ММ.ГГГГ – товар 0460371569090 «Комплект наволочек 70*70» по цене 465,00 руб., чек ; ДД.ММ.ГГГГ – товара 04603735586052 «Наволочки из хлопчатобумажных тканей» по цене 200,00 руб., чек ; ДД.ММ.ГГГГ – товар 02900014110772 «Белье. Без товарного знака. Без возраста» по цене 800,00 руб., чек . Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым органом от ДД.ММ.ГГГГ В связи с нарушением обязательных требований истцом ДД.ММ.ГГГГ выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. ДД.ММ.ГГГГ предостережение получено ответчиком, возражения на него не поступали.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт реализации ДД.ММ.ГГГГ ответчиком маркированных товаров легкой промышленности, а именно: полотенце 70х170 Туркмения, с кодом маркировки (средством идентификации) 010460373558633521aIzJ!aae+U3Gg, чек на реализацию 2927. Ранее товар легкой промышленности с кодом маркировки (средством идентификации) 010460373558633521aIzJ!aae+U3Gg был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию 2757). Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ В связи с нарушением обязательных требований истцом ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Возражения на него истцу не поступали.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты реализации ответчиком маркированных товаров легкой промышленности: ДД.ММ.ГГГГ – полотенце 70х140 Туркмения, с кодом маркировки (средством идентификации) 010460373558633521MgHEF4Vk0w99<, чек на реализацию , ранее данный товар был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию ); ДД.ММ.ГГГГ – Белье. Без товарного знака. Без возраста. Произведен в РФ, с кодом маркировки (средством идентификации) 010290001930758021iOcloO,G2nNEm, чек на реализацию 367, ранее данный товар был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию 4809). Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ В связи с нарушением обязательных требований истцом ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Таким образом, контрольными (надзорными) мероприятиями установлено и подтверждено, что ответчик допустил неоднократные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. При этом ответчик имел все возможности для соблюдения требований, устранения допущенных нарушений в сфере защиты прав потребителя. Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в 2023 году проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей запрещено.

С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации продукции легкой промышленности, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, учитывая что ответчик не исполняет рекомендации, истец просит признать незаконными действия Каракулинского райпо, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров легкой промышленности без их возврата в оборот и оборот товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации; обязать Каракулинского райпо прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров легкой промышленности без их возврата в оборот и оборот товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Каракулинское райпо довести решение суда в течение 10 дней со дня вступления в законную силу через средства массовой информации.

Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В судебном заседании представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, Банникова Л.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Каракулинского райпо – Мордвинов М.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Судом учтены письменные возражения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которых следует, что по всем фактам выявленных нарушений ответчиком проведены мероприятия по их идентификации и устранению. После получения предостережения от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований ответчиком ДД.ММ.ГГГГ на собрании с материально – ответственными лицами, осуществляющими непосредственный отпуск маркированных товаров покупателям (продавцами), были повторно разъяснены правила продажи маркированных товаров, в том числе товаров легкой промышленности. Также разработана инструкция для продавца при продаже маркированных товаров, которая доведена до сведения продавцов под роспись. По факту установления отклонений при реализации маркированных товаров ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ продавец в своем объяснении не смогла подтвердить факт нарушений, так как все товары легкой промышленности реализуются в магазине при обязательном наличии соответствующей маркировки на товаре. В целях недопущения подобных нарушений продавцам магазинов указано на постоянное осуществление контроля при продаже маркированных товаров, а также назначено лицо, ответственное за контроль в ГИС «Честный знак». Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом вновь были выявлены нарушения обязательных требований в отношении товаров легкой промышленности в части реализации маркированных товаров, ранее выведенных из оборота, о чем выданы соответствующие предостережения. По указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на собрании вновь указано на недопущение нарушений, при этом продавец в своем объяснении не смогла подтвердить факт нарушений, в связи с тем, что все товары легкой промышленности реализуются в магазине при обязательном наличии соответствующей маркировки на товаре, а возврат ранее реализованных товаров легкой промышленности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялся. На собрании ответственному за контроль в ГИС «Честный знак» указано ежедневно проводить мониторинг в информационной системе на наличие отклонений, а при их наличии принимать меры к их устранению. Ответчик считает, что информационная система работает не стабильно, что является причиной выявленных нарушений. Все подлежащие обязательной маркировке товары, реализуемые в торговых объектах ответчика, имеют соответствующую маркировку. Установить причину выявленных отклонений не представилось возможным. Представленные истцом скриншоты с государственной информационной системы мониторинга товаров не являются достаточным доказательством выявленных нарушений. Сведения в информационной системе «Честный знак» не являются доказательством незаконной деятельности по реализации продукции легкой промышленности. Ответчик является добросовестным субъектом предпринимательства, зарегистрированным пользователем ГИС «Честный знак». Указанные в иске нарушения не причинили каких – либо нарушений прав потребителей.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства и материалы дела в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Разрешая настоящее гражданское дело суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно п. 5 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года N689, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе: предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

В соответствии с п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При указанных обстоятельствах, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Каракулинское райпо является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности юридического лица является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Каракулинского райпо проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований. Данное мероприятие проведено в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведенного мероприятия в отношении ответчика выявлено 3 факта реализации маркированных товаров легкой промышленности с кодом идентификации незарегистрированным ГИС ответчиком, а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ в 7:22 осуществлена реализация товара 0460371569090 «Комплект наволочек 70*70» по цене 465,00 руб., чек ;

- ДД.ММ.ГГГГ в 8:25 осуществлена реализация товара 04603735586052 «Наволочки из хлопчатобумажных тканей» по цене 200,00 руб., чек ;

- ДД.ММ.ГГГГ в 12:24 осуществлена реализация товара 02900014110772 «Белье. Без товарного знака. Без возраста» по цене 800,00 руб., чек .

Указанные факты, выявленных нарушений подтверждаются скриншотами с сайта в сети "Интернет".

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул в отношении Каракулинского райпо вынесено предостережение N 145 о недопустимости нарушения обязательных требований. В п. 5 предостережения разъяснено право на подачу возражений в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года N 1005.

Указанное предостережение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул на основании задания N 94 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Каракулинского райпо проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований. Данное мероприятие проведено в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведенного мероприятия в отношении ответчика выявлен факт реализации маркированных товаров легкой промышленности ранее выведенных из оборота, а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ осуществлена реализация маркированного товара легкой промышленности - полотенце 70х170 Туркмения, с кодом маркировки (средством идентификации) 010460373558633521aIzJ!aae+U3Gg, чек на реализацию . ДД.ММ.ГГГГ Ранее товар легкой промышленности с кодом маркировки (средством идентификации) 010460373558633521aIzJ!aae+U3Gg выведен из оборота (чек на реализацию ).

Указанный факт, выявленного нарушения подтверждается скриншотами с сайта в сети "Интернет".

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул в отношении Каракулинского райпо вынесено предостережение N 518 о недопустимости нарушения обязательных требований. В п. 5 предостережения разъяснено право на подачу возражений в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1005.

Указанное предостережение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул на основании задания N 101 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Каракулинского райпо проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований. Данное мероприятие проведено в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведенного мероприятия в отношении ответчика выявлен факт реализации маркированных товаров легкой промышленности ранее выведенных из оборота, а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ осуществлена реализация товара - полотенце 70х140 Туркмения, с кодом маркировки (средством идентификации) чек на реализацию , ранее данный товар был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию 3177);

- ДД.ММ.ГГГГ осуществлена реализация товара – Белье. Без товарного знака. Без возраста. Произведен в РФ, с кодом маркировки (средством идентификации) 010290001930758021iOcloO,G2nNEm, чек на реализацию 367, ранее данный товар был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ (чек на реализацию 4809).

Указанные факты, выявленных нарушений подтверждаются скриншотами с сайта в сети "Интернет".

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапул в отношении Каракулинского райпо вынесено предостережение N 591 о недопустимости нарушения обязательных требований. В п. 5 предостережения разъяснено право на подачу возражений в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1005. Предостережение направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. п. 2, 3 ст. 10 вышеуказанного закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации (п. 7 ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Во исполнение указанной нормы Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", Распоряжение Правительства РФ от 24.02.2022 года N 313-р "О дополнении Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 года N 792-р", а также утверждены Правила N 1956.

В п. 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 года N 1956 "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности" (далее - Правила N 1956) установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 года.

В силу п. 15 Правил N 1956 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 года.

Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров (п. 35 Правил N 1956).

Пунктом 78 Правил N 1956 установлено, что при возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;

б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;

в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;

г) вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).

Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в форме проведения контрольных (надзорных) мероприятий без непосредственного взаимодействия специалистов Управления с изготовителями и продавцами товаров посредством сбора и анализа данных, содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации по адресу: https://gov.crpt.ru.

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (далее - Постановление N 515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Постановления N 515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Постановления N 515).

Согласно п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГИС МТ "Честный знак" подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара, то есть один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, и поэтому продажа второй единицы товара с одинаковым кодом фиксируется в системе ГИС МТ как отклонение, называемое "Повторная продажа".

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о "выводе из оборота" экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Судом установлено, что в отношении ответчика проведены контрольные (надзорные) мероприятия, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации были выявлены неоднократные отклонения при реализации товаров легкой промышленности.

На основании проведенных мероприятий в отношении ответчика вынесено три предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, каждый раз ответчику разъяснялось право на подачу возражений, между тем возражений ответчиком относительно выданных предостережений не заявлено, обратного материалы дела не содержат.

Неоднократное нарушение обязательных требований свидетельствует о том, что предостережения ответчик не исполняет, чем нарушаются права неопределенного круга потребителей.

Доводы, изложенные ответчиком в возражениях на исковые требования, указанные обстоятельства не опровергают.

Выявленные факты нарушений свидетельствуют о том, что Каракулинское райпо реализует товары без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Несмотря на принимаемые истцом меры по пресечению нарушений законодательства, ответчик продолжает нарушать обязательные требования к маркировке товаров средствами идентификации.

Каких-либо доказательств наличия у ответчика уважительных причин допущенных нарушений, а также устранения выявленных нарушений суду не представлено.

Реализация товара ответчиком с нарушением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации нарушает права неограниченного круга потребителей на получение необходимой информации о товаре, лишает возможности проверить сведения о товаре, его легальности и качестве до покупки.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действий по повторной продаже товаров легкой промышленности без их возврата в оборот и оборот товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации; обязании ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак» подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда в части прекращения противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителе, суд, исходя из требований разумности, соглашается со сроком, предложенным истцом – с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска, поданного в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей суд обязывает нарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

При таких обстоятельствах, исковые требования об обязании ответчика довести решение суда до потребителей через средства массовой информации также подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда в этой части, суд, исходя из требований разумности, соглашается со сроком, предложенным истцом – в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным для выполнения возложенной на ответчика обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.17 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требованиям.

В силу ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Поскольку иск был предъявлен в интересах неопределенного круга физических лиц, в соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга потребителей к Каракулинскому районному потребительскому обществу о признании незаконными действий по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров, обязании прекратить противоправные действия удовлетворить полностью.

Признать действия Каракулинского районного потребительского общества, <данные изъяты>, в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно: действия по повторной продаже товаров легкой промышленности без их возврата в оборот и оборот товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации незаконными.

Обязать Каракулинское районное потребительское общество, <данные изъяты>, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в части несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно: действия по повторной продаже товаров легкой промышленности без их возврата в оборот и оборот товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Каракулинское районное потребительское общество, <данные изъяты>, довести решение суда до потребителей через средства массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Каракулинского районного потребительского общества, <данные изъяты>, в доход бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.М.Шаров

2-488/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Ответчики
Каракулинское РАЙПО
Суд
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
sarapulskiy.udm.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.06.2023Предварительное судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Дело оформлено
03.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее