Дело №2а-117/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
с участием представителя административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментова Д.М., представителя заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Бездубной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеенко Е.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Алексеенко Е.А. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что она является собственником жилого помещения № 28 в доме № 17 по ул. Академика Киренского г. Красноярска с 20.11.2019 года. В существующей застройке поселений, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. С момента приобретения квартиры, к истцу перешла доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом и иные объекты общедомового имущества. Земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом по ул. А. Киренского, 17, до постановки его на государственный кадастровый учет с момента ввода дома в эксплуатацию с 1967 года, включает в себя детскую площадку, расположенную перед входом в подъезды дома. После постановки органами местного самоуправления земельного участка для нужд многоквартирного дома по ул. А. Киренского, 17 на государственный кадастровый учет 28.04.2011 года, с кадастровым номером: 24:50:0100372:55, территория включает в себя только проезжую часть вокруг дома, детской площадки дом не имеет. При этом, собственники помещений в многоквартирном доме фактически продолжают владеть и пользоваться земельным участком и детской площадкой, предназначенной для благоустройства многоквартирного дома, однако лишены возможности участвовать в муниципальной программе по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов за счет бюджетных средств, решать вопросы ограничения пользования земельным участком в интересах собственников жилья и другие вопросы по благоустройству данной территории как объекта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В настоящее время земельный участок под детской площадкой относится к землям неразграниченной государственной собственности. По мнению истца, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по ул. А. Киренского, 174 и предназначенный для размещения общедомового имущества до настоящего времени органами местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства не сформирован. Земельный участок жилого здания должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений (п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». С целях формирования земельного участка для нужд многоквартирного дома по ул. А. Киренского, 174 в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, с включением территории для размещения детской площадки, истец 09.12.2019 года обратилась с заявлением к ответчику. Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 27.12.2019 № А-21054 в нарушение ч. 4 ст. 16 Вводного закона в формировании земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства истцу отказано, ввиду того, что Проектом планировки и межевания территории Центральной левобережной части г. Красноярска спорные границы земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100372:55 расширены и увеличены за счет земель неразграниченной государственной собственности, в том числе, с учетом включения детской площадки. Однако в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в таких границах истцу было отказано. Данный отказ является незаконным, нарушающим права истца по формированию земельного участка под многоквартирным домом в границах в соответствии с нормами действующего законодательства и создающим препятствия к осуществлению им своих прав как собственника жилого помещения в многоквартирном доме. Просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 27.12.2019 года № А-21054 об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 17, в соответствии с нормами действующего законодательства с включением в состав участка территории под детскую площадку, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 17, в соответствии с нормами действующего законодательства с включением в состав участка территории под детскую площадку, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец Алексеенко Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не заявляла.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментов Д.М., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указал, что в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491) органами местного самоуправления в лице департамента горимущества в отношении земельного участка по ул. Академика Киренского, 17 было организовано за счет средств бюджета города проведение геодезических и кадастровых работ. По итогам выполненных работ (межевания) указанный земельный участок образован в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома и поставлен на государственный кадастровый учет. Многоквартирный жилой дом № 17 по ул. Академика Киренского расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55, площадью 2 211,0 кв.м, местоположение: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 17, вид разрешенного использования: размещение многоэтажных многоквартирных жилых домов. Дата образования земельного участка - 28.04.2011. Учитывая изложенное, обязанность по образованию земельного участка органом местного самоуправления в лице департамента горимущества выполнена в рамках исполнения Постановления № 491. В силу действующего законодательства земельный участок по ул. Академика Киренского, 17 перешел в собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень случаев и оснований перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Согласно пп. 2 п. 1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение таких земельных участков возможно в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 № 124-р, обеспечивает управление архитектуры администрации города Красноярска. Рассматриваемая территория вошла в границы разрабатываемого проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части г.Красноярска. В соответствии с материалами Проекта границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55 расширены и увеличены за счет земель неразграниченной государственной собственности, в том числе, с учетом включения детской площадки. В случае, если Проектом будет утверждено увеличение площади территории многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Академика Киренского, то, изменение границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55, являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирных жилых домов, осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовка которого выполняется в ходе проведения кадастровых работ за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ решение о пределах использования земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции общего собрания).
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Бездубная П.В., действующая на основании доверенности, полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержав пояснения представителя административного ответчика.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
По смыслу закона, поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, то именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом, с учетом всех этих обстоятельств. Возможность передачи своей обязанности в указанной части на собственников помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от исполнения возложенных на них в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" публично-правовых обязанностей, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень случаев и оснований перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ч. 1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение таких земельных участков возможно в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
В силу ч. 1, 3 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Судом установлено, что Алексеенко Е.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 17, кв. 28.
09 декабря 2019 года Алексеенко Е.А. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о пересмотре границ земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 17 и включению детской площадки в придомовую территорию.
Согласно ответу департамента муниципального имущества и земельных отношений № А-21054 от 27 декабря 2019 года, по обращению Алексеенко Е.А., указали, что в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491) органами местного самоуправления в лице департамента горимущества в отношении земельного участка по ул. Академика Киренского, 17 было организовано за счет средств бюджета города проведение геодезических и кадастровых работ. По итогам выполненных работ (межевания) указанный земельный участок образован в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома и поставлен на государственный кадастровый учет. Многоквартирный жилой дом № 17 по ул. Академика Киренского расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55, площадью 2 211,0 кв.м, местоположение: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 17, вид разрешенного использования: размещение многоэтажных многоквартирных жилых домов. Дата образования земельного участка - 28.04.2011. Учитывая изложенное, обязанность по образованию земельного участка органом местного самоуправления в лице департамента горимущества выполнена в рамках исполнения Постановления № 491. В силу действующего законодательства земельный участок по ул. Академика Киренского, 17 перешел в собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень случаев и оснований перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Согласно пп. 2 п. 1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение таких земельных участков возможно в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 № 124-р, обеспечивает управление архитектуры администрации города Красноярска. Рассматриваемая территория вошла в границы разрабатываемого проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части г.Красноярска. В соответствии с материалами Проекта границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55 расширены и увеличены за счет земель неразграниченной государственной собственности, в том числе, с учетом включения детской площадки. В случае, если Проектом будет утверждено увеличение площади территории многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Академика Киренского, то, изменение границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55, являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирных жилых домов, осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовка которого выполняется в ходе проведения кадастровых работ за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ решение о пределах использования земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции общего собрания).
Разрешая требования административного истца, суд полагает, что решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска законно и обоснованно, ввиду следующего.
Так, как следует из п. 51 распоряжения от 23 мая 2013г. № 110-р администрации г. Красноярска «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска», департамент выступает заказчиком при проведении геодезических, картографических, кадастровых работ, а также работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на территории Красноярского края в целях государственной регистрации права муниципальной собственности города Красноярска, в том числе земельных участков, занятых объектами муниципальной собственности, бесхозяйными объектами недвижимости, объектами недвижимости, принимаемыми в муниципальную собственность в случае невозможности получения землеустроительной документации организаций, передающих указанные объекты; земельных участков общего пользования, расположенных в границах муниципального образования; земельных участков, находящихся в государственной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в отношении которых проведение геодезических, картографических и кадастровых работ необходимо для решения вопросов местного значения.
Вместе с тем, судом установлено, что Департаментом муниципального имущества и земельных отношений, возложенная на него обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 17 и постановке на государственный кадастровый учет выполнена 28 апреля 2011 года, что подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты.
Таким образом, довод стороны административного истца о том, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по ул. А. Киренского, 174 и предназначенный для размещения общедомового имущества до настоящего времени органами местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства не сформирован, опровергается материалами дела.
При этом, судом установлено, что административный истец обратилась в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка с включением детской площадки в придомовую территорию, однако, как указано административным ответчиком рассматриваемая территория вошла в границы разрабатываемого проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части г.Красноярска. В соответствии с материалами Проекта границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55 расширены и увеличены за счет земель неразграниченной государственной собственности, в том числе, с учетом включения детской площадки.
Вместе с тем, в силу ч. 1, 3 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в то числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Таким образом, из указанного следует, что проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение отсутствует, при этом, административным истцом при обращении в Департамент схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не предоставлялась.
Тогда как, перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100372:55, являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирных жилых домов, осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовка которого выполняется в ходе проведения кадастровых работ за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ решение о пределах использования земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции общего собрания).
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Алексеенко Е.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Алексеенко Е.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко