К делу №12-50/2019
РЕШЕНИЕ
г. Тихорецк 03 декабря 2019г.
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ногиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой К.С.,
с участием представителя подателя жалобы – генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Мартынова Н.,
Андрусенко Е.В.,
действующей на основании доверенности № 2 от 20.11.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» - Мартынова Николая на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Порфирьева Евгения Александровича о назначении административного наказания от 11.10.2019г.
УСТАНОВИЛ:
В Тихорецкий районный суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю Порфирьева Евгения Александровича от 11 октября 2019г. обратился генеральный директор ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» - Мартынов Николай, просил суд признать незаконным и изменить постановление № 07-28-704П от 11.10.2019 года в части исключения из его мотивировочной части выводов о том, что образуемый в процессе переработки сахарной свеклы отход фильтрации свекловичного сока (дефекат) ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» разместил, а не утилизировал, на полях фильтрации предприятия, и, что ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год указало недостоверные сведения в столбцах 7 и 12 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля), тем самым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 год в результате размещения отходов производства и потребления, и существенно исказив экологическую информацию, предоставляемую в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и занизив сумму платы подлежащую уплате в бюджет; об отнесении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду.
В остальной части факты выявленных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и изложенных в Постановлении № 07-28-699П от 11.10.2019 должностное лицо не оспаривает.
В судебном заседании податель жалобы – генеральный директор ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Мартынов Н. и его представитель доводы жалобы поддержали в полном объеме и пояснили, что с вынесенным постановлением не согласны. Так, Росприроднадзор указывает, что в нарушение проектных решений, установленных проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», образуемый в процессе переработке сахарной свеклы отход фильтрации свекловичного сока (дефекат) разместил на полях фильтрации предприятия. ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год в столбце 7 указало сведения об утилизации отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат); осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля); в столбце 12 «размещено в отчетном периоде» сведения о размещении указанных отходов отсутствуют. Таким образом, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год указаны недостоверные сведения в столбцах 7 и 12 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля). Указав данные отходы в столбце 7 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 год в результате размещения отходов производства и потребления, тем самым существенно исказив экологическую информацию, предоставляемую в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и занизив сумму платы подлежащую уплате в бюджет.
С данным выводом Росприроднадзора заявитель не согласен по следующим основаниям. Согласно ПНОЛЛР, разработанного ООО «Контроль-Эко» в 2016 году, дефекат (отход фильтрации при дефекации свекловичного сока код 30118117395) имеет 5 класс опасности. В период разработки проекта отходов действовал договор с кирпичным заводом на засыпку глиняных карьеров дефекатом. В 2017 году кирпичный завод прекратил хозяйственную деятельность, в проекте НОЛЛР, разработанном ООО «Контроль-Эко» в 2019 году, дефекат подлежит использованию в качестве подсыпки дамб и дорог полей фильтрации. Подсыпка дамб полей фильтрации это комплекс мероприятий, направленных на увеличение высоты и ширины дамбы. Основные работы производят путем подсыпки и послойной утрамбовки дефеката. Так как дефекат представляет собой неорганическое соединение СаСОЗ (карбонат кальция), с небольшим количеством примесей, после послойной трамбовки получается довольно прочное сооружение, способное выдерживать проезд автотранспортной техники. Таким образом, дефекат используется в качестве инертного материала для укрепления несущей способности дамб полей фильтрации, что предотвращает вероятность их разрушения и, как следствие, загрязнения окружающей среды (поля сельхоз. назначения и река Борисовка). Т.е. фактически дефекат был использован как строительный материал, для выполнения работ по подсыпки дамб и дорог полей фильтрации. Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); под утилизацией отходов понимается следующее: использование отходов на различных стадиях их технологического цикла обеспечение вторичного использования или переработки отходов и отслуживших свой срок или забракованных изделий.
Следовательно, дефекат был утилизирован, т.к. использован на собственные нужды, для выполнения работ по подсыпке и укреплению дамб полей фильтрации, а Общество предоставило достоверные сведения в декларации о плате за негативное воздействие окружающей среды за 2017 год и 2018 год.
Проверяющий орган указывает, что присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» была подана заявка от 13.01.2017 № 11058431 о постановке на учет объекта, расположенного по адресу: 352111, Краснодарский край, Тихорецкий район, п. Малороссийский, ул. Мичурина, 1, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой, декларируемая категория объекта - Федеральный, II-я категория. Однако основным видом деятельности общества является производство сахара-песка из сахарной свеклы и сахара-сырца. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» установлена область применения наилучших доступных технологий - это хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, а именно производство пищевых продуктов, результатом деятельности ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» является производство пищевых продуктов. Указанные сведения свидетельствуют о наличии у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» критериев отнесения объекта - сахарный комбинат к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категории, а именно, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности: х) по производству из картофеля, фруктов и овощей... Вместе с тем, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), сахарная свекла и семена сахарной свеклы (код ОКПД2 01.13.7) не относятся к фруктам и овощам. Согласно ГОСТ 33884-2016 «Свекла сахарная. Технические условия» - свекла сахарная - это техническая культура. Обществу выдано свидетельство от 30.01.2017 года № BBMJVA1X о постановке на государственный учет объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и которым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и П-категории негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, на момент проведения проверки и рассмотрения административного дела ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» выдано свидетельство о присвоением ему кода и II-категории негативного воздействия на окружающую среду, которое является законным, действующим, а выводы Росприроднадзора, в настоящем административном деле, об отнесении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к объектам I категории являются не соответствующими действительному положению дел.
Кроме того, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду носит заявительный характер (п. 2 ст. 69.2. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не подавало заявление об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, был своевременно и надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, предоставил отзыв на жалобу, в котором просил провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления; постановление о назначении административного наказания от 11.10.2019 №07-28-704П оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» - без удовлетворения по следующим основаниям: во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019г. в период с 02 сентября 2019г. по 27 сентября 2019г. проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий».
Управлением установлено, что генеральным директором ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Мартыновым Н. 0020 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Заявитель не согласен с вынесенным постановлением - должностное лицо ссылается на то, что предоставил достоверные сведения в декларации о плате за HBOC за 2017 и 2018, не включение дефеката (отход фильтрации при дефекации свекловичного сока, КОД ФККО 3011911735) в столбец 12 «размещено в отчетном периоде» является правомерным, так как отход вида дефекат был утилизирован. Утилизация происходила путем использования дефеката в качестве: строительного материала для засыпки глиняных карьеров (договор с кирпичным заводом, прекратившим хозяйственную деятельность в 2017, как указано заявителем), строительного материала для подсыпки дамб и дорог полей фильтрации, что подтверждается проектом НОЛЛР, разработанном ООО «Контроль-Эко» в 2019г., однако, указанный довод заявителя является некорректным и не относится к рассматриваемому делу. Постановлением Управления должностное лицо привлечено к ответственности за предоставление недостоверной информации в Декларации о плате за HBOC за 2017г. и 2018г. Договор с кирпичным заводом прекратил свое действие вместе с прекращением хозяйственной деятельности организации, однако, согласно выписки из ЕГРЮЛ «Тихорецкий кирпичный завод» ликвидирован с 2009г., а не с 2017г., как указано заявителем. Вместе с тем, даже указанная заявителем дата прекращения деятельности кирпичного завода - 2017г., не может служить подтверждением, что дефекат был утилизирован в качестве строительного материала, так как в 2017 году завод прекратил свою деятельность, следовательно, в 2017 году дефекат должен быть включен в Декларацию о плате за HBOC в столбец 12. Проект ООО «Контроль-Эко» об использовании дефеката в качестве строительного материала разработан лишь в 2019г., дата предоставления Декларации о плате за HBOC за 2019г. еще не наступила, указанная Декларация за 2019 не была предметом проверки Управления. Вместе с тем, у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в составе предприятия имеется площадка - поля фильтрации, которые являются объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду второй категории, расположенные по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Архангельское сельское поселение, секция 33, контур 30.
Поля фильтрации ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» являются объектом размещения отходов в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов, номер объекта - 23-00098-Х-00170-030417, наименование объекта размещения отходов - земляные отстойники полей фильтрации, назначение объекта – хранение отходов виды отходов и их коды по ФККО - 30118117395 отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), 30113204295 осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля). Следовательно, искажение информации в декларации не только по отходу «дефекат», а также по виду «шлам».
ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» предоставлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому при фильтровании сахарного сока образуются отходы производства.
В соответствии с предоставленной декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017г. ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», образовались за отчетный период отходы: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат) в количестве 38822 тонны; осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля) в количестве 27,8 тонны.
В соответствии с предоставленной декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018г. ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», образовались за отчетный период отходы: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат) в количестве 38622 тонны; осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля) в количестве 26,4 тонны.
ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год в столбце 7 указаны сведения о утилизации отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат); осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля); в столбце 12 «размещено в отчетном периоде» сведения о размещении указанных отходов отсутствует.
Таким образом, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год указаны недостоверные сведения в столбцах 7 и 12 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля).
Указав данные отходы в столбце 7 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год, ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год в результате размещения отходов производства и потребления, тем самым существенно исказив экологическую информацию, предоставляемую в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и занизив сумму платы подлежащую уплате в бюджет.
Должностное лицо также ссылается на то, что на момент проверки ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» выдано свидетельство о присвоении ему кода и II-категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, которое является действующим, а выводы Управления об отнесении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к объектам I категории не соответствуют действительности. Должностное лицо, ссылается на то, что «свекла сахарная» не относится к овощам, а является технической культурой, следовательно, такой критерий отнесения объектов к 1 категории как осуществлении хозяйственной деятельности по производству пищевой продукции из картофеля, овощей, фруктов, не применим в данном случае.
Указанное опровергается следующим: согласно классификатору ОКПД2, на который ссылается заявитель, «свекла сахарная» относится к уровню 01.13 - Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды. «Свекла сахарная» является корнеплодом. Корнеплод в свою очередь является подгруппой овощей, наряду с клубнеплодами. Следует отметить, ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» была подана заявка от 13.01.2017г. №11058431 о постановке на учет объекта, расположенного по адресу: 352111, Краснодарский край, Тихорецкий район, п. Малороссийский, ул. Мичурина, д.1, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой, декларируемая категория объекта - Федеральный, II-я категория.
В заявке указаны критерии отнесения к декларируемой категории II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории. 2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности: а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива); г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции: известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки). Однако, основным видом деятельности ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» является производство сахара-песка из сахарной свеклы и сахара-сырца. ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» предоставлена справка от 06.09.2019г. №333 о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой за период с 10.08.2018г. по 12.11.2018г. (95 календарных дней) было выпущено 84423,450 тонн белого сахара, что составляет 888,86 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 6000 тонн готовой продукции в сутки.
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» установлена область применения наилучших доступных технологий - это хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, а именно, производство пищевых продуктов, результатом деятельности ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» является производство пищевых продуктов.
Указанные сведения свидетельствуют о наличии у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» критериев отнесения объекта - сахарный комбинат к объектам оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», а именно, 1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности: х) по производству следующих пищевых продуктов: продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более).
Таким образом, ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» искажена информация, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объекта - сахарный комбинат расположенного по адресу: 352111, Краснодарский край, Тихорецкий район, п. Малороссийский, ул. Мичурина, д.1, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Также, поданная заявителем декларация о плате за HBOC оформлена с нарушением требований законодательства.
В соответствии с Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 09 января 2017 г. №3 (далее - Порядок), декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).
Подать Декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях: годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тысяч рублей или меньше; у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При подаче Декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке предоставляется копия декларации на электронном носителе.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018г. годовой размер платы ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» за предыдущий отчетный период составляет 31 600,6 рублей.
Таким образом, ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», в соответствии с требованиями Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 09 января 2017г. №3, обязано предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду на бумажном носителе и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По имеющейся в распоряжении Управления информации, установлено что ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год представлена только на бумажном носителе, тогда как ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» необходимо также предоставлять декларацию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из вышеизложенного следует, что при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы».
В ходе проведенной проверки выявлено, что в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018 год в разделе «Информация об упаковке» в столбце 16 «Количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров) утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период» указана информация об утилизации 490кг. мешков и сумок, включая конические, из прочих пластмасс, кроме полимеров этилена.
Однако подтверждение утилизации отсутствует, акт утилизации по утвержденной форме Росприроднадзора отсутствует. Тем самым занижена итоговая сумма платы, подлежащая уплате в бюджет. На момент подписания акта проверки предоставлена исправленная отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018г., а также расчет суммы экологического сбора за 2018г. с учетом всей суммы подлежащей уплате. Платеж по недостающей сумме не произведен.
В соответствии Уставом от 30.08.2013 и должностной инструкцией генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», генеральный директор является единоличным исполнительным органом, неся всю полноту ответственности при руководстве предприятие в соответствии с действующим законодательством РФ.
По результатам проведения проверки Управлением в отношении заявителя было выявлено правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Мартынова Н., выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что генеральный директор ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Мартынов Н. был подвергнут административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 3000 рублей, в т.ч. за указание в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год недостоверных сведений в столбцах 7 и 12 по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля) и тем самым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 год в результате размещения (а не утилизации) отходов производства и потребления, и существенно исказив экологическую информацию; за искажение информации об отнесении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; - утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Должностное лицо, в своей жалобе пояснило, что также подтверждается и материалами Постановления от 11.10.2019 № 07-28-704П (стр.4 Постановления), что фактически в проверяемый период 2017 и 2018 годы отход производства дефекат, в т.ч. и осадок (шлам) земляной использовался в качестве строительного материала на укрепление дамб и карт полей фильтрации.
Касательно довода Управления, что заявителем искажена информации в декларации не только по отходу «дефекат», а также по виду «шлам», заявитель пояснил, что при фильтровании сахарного сока образуются отходы производства. Процесс фильтрования - это разделение сахарного сока при помощи пористой перегородки на чистую жидкость (фильтрат) и влажный осадок. В результате образуется: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат) (5 класс опасности) разбавляют водой, смешивают в секционных отстойниках со шламом от промывки свеклы, расположенных на территории комбината, затем выкачивают на большие поля фильтрации, где собирают в отстойники полей фильтрации. Данные отходы после отстоя и высушивания– используют в качестве строительного материала. Технологически данные отходы: Дефекат и Земляной шлам - неотделимы.
О том, что в проверяемый период утилизация происходила путем использования дефеката в качестве строительного материала для засыпки глиняных карьеров (договор с кирпичным заводом) заявитель не заявлял и не оспаривал вывод Управления, что в нарушение проектных решений, установленных проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отход фильтрации свекловичного сока (дефекат) фактически был использован на укрепление дамб и карт полей фильтрации (а не глиняных карьеров кирпичного завода).
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ООО «Контроль-ЭКО» об использовании дефеката, в т.ч осадка шлама (земляного) в качестве строительного материала разработанный в 2019 году, предоставлен Должностным лицом в качестве подтверждения, что фактическое использование отхода на отсыпку дамб, ограждающих валов полей фильтрации – является утилизацией (использованием) отходов.
Данный вывод обоснован, тем, что ООО «Контроль-ЭКО» (ИНН 2310002805) является организацией, основным видом деятельности которой является мониторинг загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц (код вида деятельности 71.12.53).
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, судом установлено, что ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 указало достоверные сведения в столбцах 7 и 12 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля).
Федеральный законодатель определил, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается указанными лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов (пункты 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды).
Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572, установлено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляют актуализацию учетных сведений об указанных объектах в порядке, предусмотренном статьей 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации, в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, положения статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривают обязанность юридического лица по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и по актуализации таких сведений при наличии условий изложенных в данной норме. Постановка на первичный учет и актуализация сведений носит заявительный характер, соответственно сведения подлежащие внесению в реестр определяется хозяйствующим субъектом, в пользовании которого находятся данные объекты, самостоятельно.
Судом не оценивались критерии по отнесению ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к определенной категории негативного воздействия на окружающую среду и Заявителем, не оспаривается необходимость актуализации сведений, заявитель оспаривает нарушение процедуры присвоения ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» первой категории негативного воздействия на окружающую среду, при наличии у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» на момент проведения проверки и рассмотрения административного дела Свидетельства о присвоении II-категории негативного воздействия на окружающую среду, которое является законным и не отмененным.
Так, заявителем предоставлены свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 30.01.2017 года № BBMJVА1Х о постановке на государственный учет объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и которым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» (Площадка № 1 Сахарный комбинат, местонахождение объекта: 352111, Краснодарский край, Тихорецкий район, пос. Малороссийский, ул. Мичурина, 1) поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода 03-0123-004042-П и II-категории негативного воздействия на окружающую среду и № BBOOUN9B от 27.01.2017 о постановке на государственный учет объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и которым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» (Площадка № 2 Поля фильтрации, местонахождение объекта: Краснодарский край, Тихорецкий район, Архангельское поселение, секция 33, контур 30) поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода 03-0123-003953-П и II-категории негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, Управлением нарушены положения статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" о порядке отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к определенной категории и по процедуре актуализации таких сведений.
В остальной части факты выявленных нарушений и указанных в обжалуемом Постановлении должностным лицом не оспариваются.
Вышеизложенное подтверждается постановлением №07-28-704/П от 11.10.2019г., протоколом №07-28/704П от 02.10.2019г., свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №ВВМJVА1Х от 30.01.2017г., свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BBOOUN9B от 27.01.2017г., протоколом заседания совета директоров от 15.03.2019г., свидетельством о государственной регистрации юридического лица сери 23 № 006503013 от 02.02.2006г., материалами дела об административном правонарушении № 07-28-704П от 2019г.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности и обоснованности доводов жалобы.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд приходит к выводу, что постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Порфирьева Е.А. от 11.10.2019г. подлежит изменению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Изменить постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Порфирьева Евгения Александровича №07-28-704П от 11.10.2019г.
Исключить из мотивировочной части постановления №07-28-704П от 11.10.2019г. выводы о том, что образуемый в процессе переработке сахарной свеклы отход фильтрации свекловичного сока (дефекат) ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» разместил на полях фильтрации предприятия и что ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 2018 год указало недостоверные сведения в столбцах 7 и 12 раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» по следующим видам отходов: отходы фильтрации свекловичного сока (дефекат), осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля), тем самым ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 год в результате размещения отходов производства и потребления, и существенно исказив экологическую информацию, предоставляемую в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и занизив сумму платы подлежащую уплате в бюджет;
- об отнесении ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Тихорецкого
районного суда Н.В. Ногина