Решение по делу № 2-766/2024 (2-7219/2023;) от 07.07.2023

Дело № 2-766/2024

23RS0047-01-2023-006605-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                                                                     20 марта 2024 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи                                                           Соловьевой А.Ю.

при секретаре                                             Давидовой И.Э.,

с участием:

ответчика Заволянской А.Н.,

представителя Заволянского И.В., Заволянского В.И. – Давыдовой А.А., доверенность 01АА0827234 от 01.03.2022, 27АА1907039 от 15.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» к Заволянскому И. В., Заволянской А. Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Заволянской Д. И., ФИО8, ФИО4 о признании незаконным решения, признании незаконным и расторжении договора социального найма,

установил:

Филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» обратился в суд г с иском к Заволянскому И. В., Заволянской А. Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Заволянской Д. И., ФИО8, ФИО4 о признании незаконным решений ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ о предоставлении жилых помещений Заволянскому И.В. по договорам социального найма, признании договоров социального найма недействительными, обязании возвратить жилые помещения.

В обоснование требований указано, что при постановке на учет нуждающихся Заволянским И.В. в предоставленных Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших ранее) на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, не указывалась информация о жилых помещениях, принадлежавших ранее членам его семьи на праве собственности. Сведения были подписаны Заволянским И.В. и всеми совершеннолетними членами его семьи.

Решениями ФГКУ «Востокрегионжилье» и от 24.01.2013 Заволянскому И.В. и членам его семьи предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу г. Краснодар, х. Ленина, <адрес> общей площадью 51.5 кв.м и жилое помещение, расположенное по адресу г. Краснодар, х. Ленина, <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м.

На момент обеспечения Заволянского И.В. в 2013 году жилыми помещениями по договорам социального найма по избранному месту жительства представлена справка от 17.12.2012 о том, что Заволянский И.В. подлежит увольнению с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в третьем квартале 2013 года. По информации прокуратуры Заволянский И.В. уволен с военной службы в декабре 2018 года, исключен из списков воинской части в январе 2019 года, в связи с несостоявшимся увольнением Заволянского И.В. в 2013 году и продолжением военной службы до 2018 года, право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в г.Краснодаре до 2018 года у Заволянского И.В. отсутствовало. Просили признать незаконным решение о предоставлении Заволянскому И.В. жилого помещения по договору социального найма от 24.01.2013 , расположенного по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <адрес>; признать договор социального найма от 13.02.2013 недействительным; признать незаконным решение о предоставлении Заволянскому И.В. жилого помещения по договору социального найма от 24.01.2013 , расположенного по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <адрес>; признать договор социального найма от 13.02.2013 недействительным; обязать Заволянского И.В., Заволянскую А.Н., действующую в своих интересах и итересах Заволянской Д.И., ФИО4, ФИО4 возвратить жилые помещения по вышеуказанным адресам установленным порядком (закрыть лицевые счета, сняться с регистрационного учета со всеми членами семьи, освободить жилые помещения) в ФГАУ «Росжилкомплекс» с предоставлением документов, подтверждающих освобождение жилых помещений.

Определением суда от 16.08.2023 из числа ответчиков исключен ФИО4. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной войсковой частью 54607 <адрес>, гвардии старший лейтенант ФИО4 принимал непосредственное участие в проведении специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой, Луганской Народных Республик. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ссм за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, ФИО4 присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации. Также Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 награжден орденом Мужества (посмертно). Приказом Министра обороны РФ от 08.06.2022 № 487 гвардии старший лейтенант ФИО4 награжден медалью Министерства обороны РФ «За воинскую доблесть» II степени.

Согласно справке о смерти № С-07020, выданной Специализированным отделом ЗАГС по государственной регистрации смерти города Краснодара управления ЗАГС Краснодарского края, смерть ФИО4 наступила ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>, Пасека по причине повреждений в результате военных действий. Выдано свидетельство о смерти VI-АГ от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Заволянская А. Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Заволянской Д. И. и представитель ответчиков Заволянского И. В., ФИО4 в судебном заседании возражали, заявили ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности. В обоснование заявленного ходатайства указано, что Заволянский И. В. являлся военнослужащим РФ, проходил военную службу в пос. Ванино Хабаровского края, продолжительность военной службы составляет 32 года 6 месяцев 21 день (с 01.08.1986 по 22.02.2019). С 31.07.2017 по 17.11.2017 Заволянский И. В., находясь в служебной командировке, проходил службу в тактической группе войсковой части – полевая почта 23944 и выполнял специальные задачи в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (САР), выдано удостоверение ветерана боевых действий. Награжден медалью «Участнику военной операции в Сирии».

По состоянию на ноябрь 2012 года органом, уполномоченным на признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, в Хабаровском крае являлось ФГКУ «Востокрегионжилье». В то же время предельный возвраст пребывания на военной службе составлял 45 лет, которых Заволянский И.В. достигал 03.07.2013.

В 2012 году ни Заволянский И. В., ни члены его семьи нанимателями по договору социального найма не являлись, жилых помещений в собственности не имели. Супруга военнослужающего Заволянского И.В. Заволянская А. Н. в период с 26.07.2004 по 03.07.2010 обладала правом собственности на жилое помещение – <адрес> в р.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, общей площадью 66,2 кв.м. Кроме того, в период с 16.02.2006 по 03.07.2010 Заволянская А. Н. обладала правом собственности на жилое помещение – <адрес>.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, общей площадью 32,8 кв.м.

В связи с предстоящим в 2013 году увольнением, Заволянский И.В. обратился в ФГУ «Востокрегионжилье» по вопросу реализации права на жилое помещение, предоставив при этом документы и сведения, предусмотренные Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях и сообщив при этом о нахождении в собствености его супруги жилых помещений до 03.07.2010. Документы, представленные истцом в материалы дела, Заволянский И.В. и члены его семьи в ФГКУ «Востокрегионжилье» не предоставляли и не подписывали. В последующем Заволянский И.В. и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма им предоставлены две двухкомнатные квартиры № 21 и № 24, расположенные на разных этажах многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <адрес> в совокупности площадью 103,1 кв.м. Площадь предоставленных жилых помещений превышала нормативно установленную, в связи с чем, Заволянские компенсировали федеральному бюджету затраты на сумму 124 845 рублей.

В июле 2013 года Заволянский И.В. достиг 45 лет, однако с ним был заключен новый контракт на 3 года с 03.07.2013 по 02.07.2016 сверх предельного возраста пребывания на военной службе, прохождение службы продолжилось в пос. Ванино Хабаровского края. При этом решение о расторжении договоров социального найма квартир, расположенных в г.Краснодаре и предоставленных Заволянскому И.В. в связи с предстоящим увольнением с военной службы, ФГКУ «Востокрегионжилье» не принято. В последующем предельный срок пребывания на военной службе для военнослужащих продлен до 50 лет, в связи с чем увольнение Заволянского И.В. с военной службы состоялось в феврале 2019 года.

Учитывая перечисленные обстоятельства ответчики полагают, что истец обращается в суд за пределами срока исковой давности, который завершился не позднее 08.11.2015, т.е. по истечении трех лет с момента принятия ФГКУ «Востокрегионжилье» решения от 07.11.2012 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Заволянский И.В. и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях несмотря на отчуждение Заволянской А.Н. недвижимого имущества в 2010 году по решению истца, осведомленного о наличии оснований для отказа в признании нуждающимся. Кроме того, истец не мог не знать о заключении с Заволянским И.В. в 2013 году нового контракта и продолжении Заволянским И.В. военной службы, однако с требованием о расторжении договора социального найма и освобождении жилых помещений к Заволянским И.В. в установленные сроки не обратился.

С 04.07.2015, т.е. после истечения пяти лет с момента отчуждения Заволянской А.Н. жилых помещений в пос.Заветы Ильича, у ответчиков возникло право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, т.к. в указанное время Заволянский И.В. продолжал службу по контракту, ни он, ни члены его семьи в собственности жилых помещений не имели.

Следование по пути удовлетворения требований ФГАУ «Росжилкомплекс», приведет к нарушению предусмотренных статьей 40 Конституции РФ прав на жилище, а также государственных гарантий прав на жилище для военнослужащих, установленных федеральным законом.

Представитель истца ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Выслушав ответчика Заволянскую А.Н., представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 196 ГК РФ предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. В силу части 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Статья 201 ГК РФ предусматривает, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. Часть 2 статьи 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, являтеся основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. При этом согласно статье 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Истец указал, что при постановке на учет нуждающихся Заволянским И.В. в предоставленных Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших ранее) на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, не указывалась информация о жилых помещениях, принадлежавших ранее членам его семьи на праве собственности. Сведения были подписаны Заволянским И.В. и всеми совершеннолетними членами его семьи.

Решениями ФГКУ «Востокрегионжилье» и от 24.01.2013 Заволянскому И.В. и членам его семьи предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу г. Краснодар, х. Ленина, <адрес> общей площадью 51.5 кв.м и жилое помещение, расположенное по адресу г. Краснодар, х. Ленина, <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м.

На момент обеспечения Заволянского И.В. в 2013 году жилыми помещениями по договорам социального найма по избранному месту жительства представлена справка от 17.12.2012 № 1454 о том, что Заволянский И.В. подлежит увольнению с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в третьем квартале 2013 года. По информации прокуратуры Заволянский И.В. уволен с военной службы в декабре 2018 года, исключен из списков воинской части в январе 2019 года, в связи с несостоявшимся увольнением Заволянского И.В. в 2013 году и продолжением военной службы до 2018 года, право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в г.Краснодаре до 2018 года у Заволянского И.В. отсутствовало.

Однако, истец знал или должен был знать об отсутствии оснований для признания Заволянского И.В. нуждающимся в жилых помещениях до принятия решения о признании ответчика нуждающимся и предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. по состоянию на 08.05.2006) «О статусе военнослужащих» предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (в ред. по состоянию на 16.07.2011) утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятми, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральным органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Таким органом по состоянию на ноябрь 2012 года являлось ФГКУ «Востокрегионжилье». Предельный возраст пребывания на военной службе составлял 45 лет, которых Заволянский И.В. достигал 03.07.2013.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (в ред. по состоянию на 23.07.2008) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющие нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В 2012 году ни Заволянский И. В., ни члены его семьи нанимателями по договору социального найма не являлись, жилых помещений в собственности не имели.

Супруга военнослужающего Заволянского И.В. Заволянская А. Н. в период с 26.07.2004 по 03.07.2010 обладала правом собственности на жилое помещение – <адрес> в р.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, общей площадью 66,2 кв.м. Кроме того, в период с 16.02.2006 по 03.07.2010 Заволянская А. Н. обладала правом собственности на жилое помещение – <адрес>.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, общей площадью 32,8 кв.м.

Абзац 12 части 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих (в ред. от 01.12.2008) предусматривает, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством РФ.

Приказом Министерства обороны РФ от 18.11.2010 № 1550 «Об организации в Министерстве обороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилыми помещениями» утверждена Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями. Подпункт «в» пункта 2.1 указанной Инструкции предусматривает, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ осуществляет следующие функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями: принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилызх помещениях, предоставляемых по договору социального найма; ведение реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределение жилых помещений; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

Пунктом 16 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях предусмотрено, что федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

Истец не представил в суд доказательств исполнения обязанности по проверке таких сведений до принятия решения № 3787 от 07.11.2012 о принятии Заволянского И.В. на учет нуждающися в жилых помещениях.

В силу пункта 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие, которые с намерением приобрести права состоять на учете, совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с отчуждением жилых помещений и их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершени указанных действий.

В силу пункта 14 Правил признания нуждающимися, военнослужащие состоят на учете: а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1,2 и 4-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ оснований для снятия их с учета. Пункты 2 и 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусматривают, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма либо выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учте, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятия на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

На основании пункта 15 Правил признания нуждающимися решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренныз пунктом 14 настоящих Правил и выдается или направляется военнослужащему в течение 3 рабочих дней.

Кроме того, Приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма. Согласно пункту 4 Инструкции, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с отчуждением жилых помещений или их частей.

Подпункт «д» пункта 10 Инструкции предусматривает, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в предоставленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Далее, пункт 16 Инструкции предусматривает, что решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории РФ при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.

Из совокупного анализа перечисленных норм следует, что обязанность по проверке сведений, послуживших основанием для признания военнослужащего Заволянского И.В. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, а также проверка наличия или отсутствия оснований для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в жилых помещениях, равно как и обязанность по заключению, расторжению, изменению договора социального найма возложена исключительно на уполномоченный орган – филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (ранее ФГКУ «Востокрегионжилье»).

Соответственно, истец, осуществляя обязанность по проверке сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, не мог не быть осведомленным о факте отчуждения Заволянской А.Н. в 2010 году жилых помещений. Уполномоченному органу надлежало принять решение об отказе в принятии Заволянского И.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в последующем решение о снятии с такого учета.

Возражение на исковое заявление с ходатайством о применении последствий пропуска срока исковой давности в адрес истца направлено, вручено 10.11.2023.

В связи с непредставлением истцом доказательств проведения проверки предоставленных Заволянским И.В. сведений и пояснений относительно последующего признания Заволянского И.В. нуждающимся и заключения с ним договоров социального найма, суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган в лице филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» возложенные на него обязанности не осуществил. В случае своевременного получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего Заволянского И.В. и членов его семьи на жилые помещения на всей территории РФ, как это предписано вышеуказанными нормами, истец узнал бы о наличии оснований, препятствующих признанию нуждающимся в жилых помещениях не позднее 24.01.2013, т.е. до принятия решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Об отсутствии оснований для предоставления Заволянскому И.В. жилых помещений по избранному месту жительства в 2013 году, филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» также не мог не быть осведомленным, поскольку контракт о прохождении военной службы майор Заволянский И.В. заключил с Министерством обороны РФ 03.07.2013. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих своевременое принятие им достаточных мер, направленных на расторжение договоров социального найма и изъятие жилых помещений у семьи Заволянских после 03.07.2013. Напротив, истцом на протяжении более десяти лет не только не предпринималось никаких действий по расторжению договоров социального найма квартир или признанию их недействительными, но предпринимались все необходимые меры (действия) по исполнению условий заключенных договоров – выставлялись счета на оплату жилых помещений, принималась оплата.

В письме от 18.03.2021 № 27/5/1148 ФГАУ «Росжилкомплекс» предложил ответчикам добровольно расторгнуть договоры социального найма и возвратить ФГАУ «Росжилкомплекс» спорные жилые помещения. В связи с неисполнением требований, истец обратился в суд. С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что истец обратился в суд за пределами трехлетнего срока исковой давности, установленного частью 1 статьи 196 ГК РФ. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» в пункте 12 разъяснил, что бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца – физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства. По смыслу указанной нормы, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином-индивидуальным предпринтимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные нормы содержатся в подзаконных нормативно-правовых актах - пункт 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, пункт 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.

Право собственности Заволянской А.Н. на <адрес> в р.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, общей площадью 66,2 кв.м, а также на <адрес>.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края общей площадью 32,8 кв.м прекратилось 03.07.2010. Соответственно, право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями вышеперечисленных правовых актов у Заволянского И.В. и членов его семьи снова возникло не позднее 04.07.2015. В указанное время Заволянский И.В. продолжал службу по контракту, ни он, ни члены его семьи в собственности жилых помещений не имели.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Государственный гарантии права на жилище для военнослужащих приведены в статье 15 Закона о статусе военнослужащих.

Как указывает Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном определении от 13.01.2022 по делу № 2а-2783/2020, «в соответствии с положениями абзаца первого пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении, военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15Закона о статусе военнослужащих).

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из системного анализа приведенных норм федерального закона следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении».

Заволянский И.В. и члены его семьи были обеспечены служебным жилым помещением по месту службы до января 2013 года, в связи с предоставлением жилых помещений по избранному месту жительства в г.Краснодаре, служебные помещения ими освобождены. При продолжении военной службы в пос. Ванино Хабаровского края, Заволянский И.В. и члены его семьи служебным жилым помещением обеспечены не были.

Законом «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 02.04.2014), повышен предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих, имеющих иное воинское до 50 лет. Указанного возраста Заволянский И.В. достиг 03.07.2018. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 54912 (по строевой части) от 16.01.2019 № 7 майор Заволянский И.В., уволенный с военной службы приказом командира войсковой части 54912 по личному составу от 14.12.2018 № 187 в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, жилым помещением по нормам жилищного законодательства обеспечен.

В связи с тем, что Заволянский И.В. военную службу прекратил и является пенсионером, он и члены его семьи лишены права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».Часть 1 статьи 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никтоне может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с частью 3 той же статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Изъятие у ответчиков Заволянских спорных квартир будет противоречить государственным гарантиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и нарушит правила, установленные статьей 40 Конституции РФ

При таких обстоятельствах, исковые требования филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, признании договоров социального найма недействительными, обязании возвратить жилые помещения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» к Заволянскому И. В., Заволянской А. Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Заволянской Д. И., ФИО8, ФИО4 о признании незаконным решения, признании незаконным и расторжении договора социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.

Судья Советского районного суда

г.Краснодара                                                                         А.Ю. Соловьева

    Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024

Судья Советского районного суда

г.Краснодара                                                                         А.Ю. Соловьева

2-766/2024 (2-7219/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС"
Ответчики
Заволянский Иван Владимирович
Заволянская Анжэла Николаевна
Информация скрыта
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.07.2023Подготовка дела (собеседование)
28.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.08.2023Предварительное судебное заседание
16.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.09.2023Предварительное судебное заседание
22.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.10.2023Предварительное судебное заседание
24.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.12.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.03.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее