Дело №12-227/2017
РЕШЕНРР•
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
13 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° СЃСѓРґСЊСЏ Фокинского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска Корниенко Р’.Рђ., рассмотрев жалобу РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РЅР° постановление РІСЂРёРѕ заместителя руководителя Государственной инспекции труда РІ Брянской области в„– РѕС‚ <дата>, РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚. 5.27.1 С‡. 1 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
Оспариваемым постановлением должностного лица Государственной инспекции труда РІ Брянской области РѕС‚ <дата> юридическое лицо РћРћРћ В«Рнергоконтроль» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного СЃС‚. 5.27.1 С‡. 1 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере <...> СЂСѓР±.
Р’ жалобе представитель, привлеченного Рє административной ответственности юридического лица, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ отменить постановление Рё производство РїРѕ делу прекратить Р·Р° отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь РЅР° то, что гибель или наступление несчастного случая СЃ работником РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1 произошли РЅРµ РїСЂРё исполнении последней СЃРІРѕРёС… трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы РїРѕ поручению работодателя (его представителя), Р° также РїСЂРё осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями. Никаких документов РІ отношении водителя Р¤РРћ2 РЅР° предприятие РІ <адрес> Р¤РРћ1 РЅРµ представляла. Сам факт произошедшего ДТП стал известен только РёР· представленного РІ Государственную инспекцию труда РІ Брянской области обвинительного заключения. Назначенное наказание заявитель считает чрезмерно строгим, РЅРµ мотивированным РІ части назначения наказания РІ максимальной санкции статьи. Также, полагая, что РѕС‚ действий РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РЅРµ наступило общественно опасных последствия, ранее юридическое лицо Рє административной ответственности РЅРµ привлекалось, заявитель РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать правонарушение малозначительным, прекратить дело Рё ограничиться устным замечанием.
Р’ судебном заседании представитель РћРћРћ В«Рнергоконтроль» Р¤РРћ3 РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ жалобе, поддержал, РїСЂРѕСЃРёР» ее удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда РІ Брянской области Р¤РРћ4 РїСЂРѕСЃРёР» оставить постановление без изменения, Р° жалобу представителя РћРћРћ В«Рнергоконтроль» без удовлетворения, полагая Рѕ законности вынесенного постановления Рё назначенного наказания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно ст. 228 Трудового Кодекса РФ, при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом также родственников пострадавшего.
Положениями ст. 228.1 Трудового Кодекса РФ установлен порядок извещения о несчастных случаях, в том числе о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом, согласно которого работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Статьей 229 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Срок расследования комиссией несчастного случая со смертельным исходом установлен ст. 229.1 Трудового Кодекса РФ - 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Как усматривается РёР· материалов дела, РћРћРћ В«Рнергоконтроль» зарегистрировано РІ качестве юридического лица, юридический Рё фактический адрес: Рі. Брянск, проспект РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№, Рґ. 49, РѕС„. 403.
Р’ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> РІ РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РїРѕ адресу: Рі. Брянск, проспект РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№, Рґ. 49, офис 403 проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства Рё иных нормативных правовых актов, содержащих РЅРѕСЂРјС‹ трудового права.
Р’ результате проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, РІ С…РѕРґРµ рассмотрения обращения гражданина Р¤РРћ2, поступившего РёР· Государственной инспекции труда РІ <адрес> РІ Государственную инспекцию труда РІ Брянской области РїРѕ территориальной подведомственности <дата> РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ расследования произошедшего СЃ РЅРёРј <дата> несчастного случая РїСЂРё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортном происшествии Рё оплаты больничных листов нетрудоспособности, установлено, что РћРћРћ В«Рнергоконтроль» является работодателем – юридическим лицом (организацией), вступившим РІ трудовые отношения СЃ работниками. Р¤РРћ2 РїРѕ заданию руководителя обособленного подразделения РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1 <дата> около 08.00 час. выехал СЃ нею РІ служебную командировку РІ <адрес> РЅР° личном автотранспорте. Проезжая участок РґРѕСЂРѕРіРё РІ районе <адрес>, автомобиль СЃ работниками РћРћРћ В«Рнергоконтроль» попал РІ ДТП, РІ результате которого работники предприятия Р¤РРћ1 погибла, Р° Р¤РРћ2 получил травмы. До настоящего времени сообщение Рѕ произошедшем несчастном случае РЅР° производстве РІ Государственные инспекции труда РІ <адрес>, Р° также РІ Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ поступало. РљСЂРѕРјРµ того, было установлено, что работодатель РІ лице руководства РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РЅРµ издал приказ Рѕ создании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїРѕ расследованию данного несчастного случая Рё РЅРµ организовал расследование происшествия, чем были нарушены требования СЃС‚. СЃС‚. 228, 229 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ Кодекса Р Р¤. РџРѕ результатам проверки был составлен акт РѕС‚ <дата> в„–, РІ котором указаны выявленные нарушения законодательства Рѕ труде Рё охране труда Р Р¤.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся РІ материалах дела доказательств, достоверность Рё допустимость которых сомнений РЅРµ вызывают, Р° именно, протоколом РѕР± административном правонарушении в„– РѕС‚ <дата>, предписанием в„– РѕС‚ <дата>, обращением Р¤РРћ2, копией обвинительного заключения, копией приказа Рѕ приеме РЅР° работу Р¤РРћ1, копией свидетельства Рѕ смерти Р¤РРћ1, копией приказа Рѕ прекращении трудового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Р¤РРћ1, копией СЃРїРёСЃРєРѕРІ сотрудников обособленного подразделения РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РїРѕ <адрес> Р·Р° декабрь <...> РіРѕРґР° РїРѕ февраль <...> РіРѕРґР°, копией табеля учета рабочего времени обособленного подразделения РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РїРѕ <адрес> Р·Р° декабрь <...> РіРѕРґР° РїРѕ февраль <...> РіРѕРґР°, копией учета движения трудовых книжек Рё вкладышей Рє РЅРёРј РћРћРћ В«Рнергоконтроль».
Оценив имеющиеся доказательства всесторонне, полно, объективно, как каждое РІ отдельности, так Рё РІ РёС… совокупности, РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚. 26.11 РљРѕРђРџ Р Р¤, нахожу, что должностное лицо пришло Рє обоснованному выводу Рѕ виновности юридического лица РћРћРћ В«Рнергоконтроль» РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 5.27.1 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, должностным лицом не допущено.
Вместе с тем, считаю, что при определении меры административной ответственности должностным лицом не в полной мере были учтены требования статей 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При вынесении постановления не были учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность, а именно то, что ранее к административной ответственности юридическое лицо не привлекалось, характер совершенного правонарушения, также не учтено отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность.
Санкция части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 80 000 рублей.
Таким образом, должностным лицом наложен административный штраф в максимальном размере 80 000 рублей без учета обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Оценив соразмерность и справедливость назначенного наказания, а также, учитывая обстоятельства смягчающие административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые, характер совершенного правонарушения), отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, полагаю возможным изменить постановление в части назначенного наказания, назначив административный штраф в минимальном размере – <...> рублей.
Вместе с тем, не нахожу оснований для назначения наказания в виде предупреждения или признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу представителя юридического лица РћРћРћ В«Рнергоконтроль» удовлетворить частично.
Постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области № от <дата>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа с 80 000 рублей до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд непосредственно либо через Фокинский районный суд г. Брянска в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.А. Корниенко