Решение по делу № 8а-24912/2020 [88а-24610/2020] от 24.09.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-19/2020

88а-24610/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                    30 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Баранова Г.В., Кривенкова О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Нижегородского областного суда от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Цандера В.В. о признании недействующими в части отдельных положений Генерального плана сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., объяснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Логиновой Г.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации                             Дедова С.Б., полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

6 апреля 2013 года сельским Советом Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – сельский Совет Новинского сельсовета) принято решение № 111 «Об утверждении генерального плана Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области».

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 24 июня 2015 года № 399, от 19 апреля 2017 года № 233, от 23 мая 2019 года № 285 были утверждены изменения в генеральный план муниципального образования «Новинский сельсовет» Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 6 апреля 2013 года № 111.

Решение сельского Совета Новинского сельсовета от 6 апреля 2013 года № 111 обнародовано в установленном порядке, а нормативные правовые акты Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликованы на Интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 июня 2015 года,              21 апреля 2017 года, 24 мая 2019 года соответственно, а такжн на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

19 июня 2013 года сельским Советом Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области принято решение № 126                           «Об утверждении проекта «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новинский сельсовет» Богородского муниципального района Нижегородской области» (далее - Правила землепользования и застройки).

Приказом Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 9 августа 2015 года № 07-09/13 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новинский сельсовет» Богородского муниципального района Нижегородской области».

Решение сельского Совета Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 июня 2013 года обнародовано в установленном порядке, а нормативный правовой акт Департамента опубликован на официальном сайте Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.

На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки (в действующей редакции) отражены границы санитарно-защитной зоны от железной дороги.

Цандер В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими в части отдельные положения генерального плана сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области и Правил землепользования и застройки сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства <данные изъяты>» с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем административному истцу на праве собственности, и о выдаче градостроительного плана. Разрешенный вид использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области отказало административному истцу в согласовании уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок размещен в соответствии с Правилами землепользования и застройки в границах санитарно-защитных зон, санитарных разрывов, МДР. Аналогичные сведения указаны в пункте 5 градостроительного плана.

По мнению административного истца, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не установленной в соответствии с действующим законодательством, границы которой установлены произвольно, противоречит правовым актам большей юридической силы. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права Цандера В.В., препятствуют получению разрешения на строительство жилого дома.

Решением Нижегородского областного суда от 23 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от       9 июня 2020 года, административное исковое заявление Цандера В.В. удовлетворено.

Признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Новинскго сельсовета Богородского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении генерального плана сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района <адрес> в части отображения границы санитарно-защитной зоны от железной дороги, охватывающей земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащей Цандеру В.В., в той мере, в какой при утверждении генерального плана не был соблюден порядок установления границы санитарно-защитной зоны от железной дороги.

Признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Новинского сельсовета Богородского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения «Новинский сельсовет Богородского муниципального района <адрес>» в части отображения границы санитарно-защитной зоны от железной дороги, охватывающей земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащей Цандеру В.В., в той мере, в какой при утверждении Правил землепользования и застройки не был соблюден порядок установления границы санитарно-защитной зоны от железной дороги.

В кассационной жалобе, поданной 4 сентября 2020 года почтой через Нижегородский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 сентября 2020 года, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» просит отменить судебные акты, в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что санитарно-защитная зона железной дороги сооружения - комплекса по направлению «<данные изъяты>» была установлена при строительстве и вводе в эксплуатацию железнодорожных путей согласно строительным нормам и правилам действующим на тот период, дополнительных требований для установления санитарных-защитных зон в законодательных актах не было. Применение судами норм СанПиН 1200-03, в части установления санитарно-защитных зон в отношении действующих объектов железной дороги, которые были построены задолго до их принятия, являются неправомерным. Санитарно-защитные зоны железной дороги по направлению «<данные изъяты>» были установлены в границах согласно нормативам – 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути, несмотря на отсутствие сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Административным истцом не представлено доказательств, что воздействие факторов производственной деятельности железной дороги нарушает его права на благоприятные условия проживания, и строительство жилого дома в непосредственной близости от железной дороги.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

    Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.

Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, Правила землепользования и застройки утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 15, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления сельского поселения, муниципального района относится утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации              (статья 1 ГрК РФ).

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила, СанПиН), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарный разрыв). Величина санитарного разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года    № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые вступили в силу 15 марта 2018 года.

Согласно пунктам 1, 3 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства; решение об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы в зависимости от класса опасности объекта.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов административного дела следует, что Цандеру В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В выданном Цандеру В.В. градостроительном плане имеется ссылка, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новинского сельсовета расположен в границах санитарно-защитной зоны, санитарных разрывов, МДР.

21 июня 2019 года Цандеру В.В. выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, недопустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок расположен в границах санитарно-защитных зон, санитарных разрывов, МДР.

В картографическом материале генерального плана и Правил землепользования и застройки отображена зона с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона железной дороги, которая распространяется, в том числе на принадлежащий административному истцу земельный участок, и в которой согласно статье 45 Правил землепользования и застройки запрещено использовать земельные участки под объекты для проживания людей.

Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости согласно информации Федерального государственного бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Нижегородской области) сведения о границах санитарно-защитной зоны от железной дороги, распространяющуюся на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решения об установлении санитарно-защитных зон от производственных объектов, санитарного разрыва от железной дороги на территории <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером не принималось.

Таким образом, санитарно-защитная зона железной дороги в месте расположения указанного земельного участка, определена в нарушение требований действующего законодательства.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов, установление границы санитарно-защитной зоны от железной дороги, отображенной на картах в генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, но не утвержденной в установленном порядке, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с данной судами оценкой обстоятельств дела, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

    о п р е д е л и л а:

решение Нижегородского областного суда от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2020 года.

Председательствующий

Судьи

8а-24912/2020 [88а-24610/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Цандер Виталий Викторович
Ответчики
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области
Администрация Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Другие
Прокуратура Нижегородской области
Горьковская железная дорога - филиала ОАО "РЖД"
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Желонкина Г.А.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
30.10.2020Судебное заседание
30.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее