П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания по делу № 5-5/2021
Кировск Ленинградская область 20 января 2021 года
Судья Кировского городского суда Ленинградской области Туманова О.В.,
при секретаре Курагине А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Романенко Андрея Владимировича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении АП № от 20.06.2020, составленного в отношении Романенко А.В., он 20.06.2020 в период времени с 12:15 до 13:30 по адресу: 51 км. +770 м. дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург Кировского района Ленинградской области в районе мемориала «Невский пятачок», находясь в составе группы лиц около 50 человек, в нарушение требований ч. 1 ст. 7и п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 45-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), в отсутствие согласования с органом исполнительной власти Ленинградской области и органом местного самоуправления, провел публичное мероприятие, в ходе которого использовались средства наглядной агитации в виде значков содержащих надписи «Путина в отставку» с дизлайком, а также с изображением птицы, стремящейся к солнцу с надписью «За новый социализм!», прикрепленные к одежде, жилетки красного цвета с графическим изображением солнца желтого цвета с ниспадающими вниз лучами, под которыми изображена птица, стремящаяся вверх и надписью «За новы социализм!», а также транспортных средств, с установленными флагами красного цвета с надписью «За новый социализм!» и графическим изображением солнца желтого цвета с ниспадающими вниз лучами, под которыми птица, стремящаяся вверх, наклеенными стикерами, с аналогичным изображением и надписью, «Я # против поправок», также, являясь участником данного публичного мероприятия, не выполнил законного требования сотрудника полиции о прекращении своего участия в нем, что квалифицировано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ (том 2 л.д. 32-33).
Кроме того, 20.06.2020 в отношении Романенко А.В. составлен прокол АП № об административном правонарушении, согласно которому он, находился 20.06.2020 в 12:12 по адресу: 51 км. + 770 метров дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург на территории мемориала «Невский пятачок» г. Кировск Ленинградской области, участвуя в проведении публичного мероприятия на территории, где введен режим повышенной готовности при существовании угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, без документов, удостоверяющих личность, чем нарушил требования п. Д ч. 3 постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», что квалифицировано должностным лицом по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 11-12).
С учетом того обстоятельства, что при описании события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, Романенко А.В. вменено нарушение п. 1.28 постановления Правительства Ленинградской области от 12.06.2020 № 392, которым запрещено проведение массовых гуляний, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, определением суда от 11.08.2020 материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а также дела, возбуждённого по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, объединены в одно производство.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Романенко А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом лично, по телефону сообщил о невозможности явки в судебное заседание в связи с занятостью на работе, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Ранее, участвуя в судебном заседании виновным себя в совершении противоправных деяний не признал, поясни, что 20.06.2020 приехал на мемориал с попутчиком, с которым познакомился в сети Интернет с целью экскурсии, участия в политическом митинге не принимал, заявление сотрудника полиции о незаконности проводимого мероприятия и требование покинуть территорию мемориала не слышал. Так же пояснил, что у него при себе имелся документ, удостоверяющий личность – паспорт, который был предъявлен по требованию сотрудника полиции (том 2 л.д. 115-117).
Защитник Идрисов Д.Р. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом лично, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом судебном заседании, в удовлетворении которого было отказано определением суда от 20.01.2021 года.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, С.К.О. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Так же в судебное заседание не явились по надлежащему вызову свидетели К.Б.С., А. и М..
С учетом совокупности собранных по настоящему делу доказательств, суд полагал возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Романенко А.В., защитника, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, свидетелей К., А., М.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, допросив свидетелей С.П.В., М.С.Н., П.И.В., Д.В.А., М.А.А., П.А.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие правонарушения, т.е. дата, место, время правонарушения, а также обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (далее – Федеральный закон).
На территории Ленинградской области вопросы проведения публичных мероприятий дополнительно регулируются областным законом Ленинградской области от 13.04.2015 N 35-оз «О проведении публичных мероприятий на территории Ленинградской области» (далее – областной закон).
Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется Правительством Ленинградской области с учетом особенностей таких объектов и требований Федерального закона (п. 3 ст. 1 областного закона).
Статьей 2 Федерального закона даны определения:
публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
- собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Аналогичные положения содержит ст. 5 Областного закона, при этом не требует уведомления о проведении публичного мероприятия численностью менее 100 человек в единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах, определенных Правительством Ленинградской области (ст. 4 Областного закона).
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона и Областного закона позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 указанной статьи и распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 20.06.2020 на мемориале «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области, отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения, в период с 12:15 до 13:30 проведено публичное мероприятие с участием группы лиц в количестве от 30 до 50 человек, целью которого являлось привлечение внимания к движению «За новый социализм!», выражение мнения указанного движения относительно действующего государственно-правового режима, голосования по поправкам в Конституцию РФ и иным вопросам общественно-политического характера.
Вывод суда о факте проведения публичного мероприятия основан на совокупности исследованных доказательств, в том числе сообщении центра «Э» ГУВД России по СПБиЛО о размещении в социальных сетях Интернет информации о проведении публичного мероприятия в форме автопробега на «Невском пятачке» г. Кировска Ленинградской области, направленном в ОМВД России по Кировском району Ленинградской области (том 2 л.д.50); справке и акте осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети Интернет (том 2 л.д. 238-246), показаниях свидетелей М.А.С., С.П.В., М.С.Н., П.И.В. (том 2 л.д. 117-129), фото и видеоматериалах, на которых зафиксировано одновременное присутствие на мемориале «Невский Пятачок» группы людей, в том числе Романенко А.В., на одежде которых размещена единая символика, относящая их к движению «За новый социализм!», имеющего общественно-политическую направленность, что свидетельствует об организованном характере проведенного мероприятия.
Видеозапись с интернет-сайта «Ютуб» https://youto.be от 14.05.2020, согласно которой свидетель Д.В.А. является местным лидером ячейки движения «За новый социализм!» г. Кировск Ленинградской области, также подтверждает, что мероприятие 20.06.2020 было организовано, поскольку проведено с политической атрибутикой, аналогичной той, которая использовалась ранее в других мероприятиях движения «За новый социализм».
Мемориал «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области не отнесен к числу специально отведенных мест, проведение на которых публичных мероприятий не требует подачи соответствующего уведомления.
Из ответов администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, ГБУК ЛО «Музейное агентство», Комитета правопорядка и безопасности администрации Ленинградской области следует, что уведомление о проведении 20.06.2020 на территории мемориала «Невский пятачок» публичного мероприятия в адрес указанных органов не поступало (том 2 л.д. 17, 18, 137).
Вышеизложенное дает основание полагать, что публичное мероприятие на мемориале «Невский пятачок» Кировского района Ленинградской области 20.06.2020 было проведено с нарушением требований ст. 5 и 7 Федерального закона(в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), при отсутствии уведомления о его проведении.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
При этом, в п. 21 данного Пленума указано, что для целей указанных статей КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В то же время, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что Романенко А.В. были совершены какие-либо действия по организации и проведению 20.06.2020 публичного мероприятия, что позволило бы квалифицировать их по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в том числе в результате просмотра видеозаписей, представленных защитником, Романенко А.В., 20.06.2020 в период с 12:15 до 13:30 находился на мемориале «Невский пятачок» совместно с группой людей, у которых на одежде были прикреплены значки с изображением символики движения «За новый социализм!», аналогичный значок имелся на одежде лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что лицо осознавало свое участие в публичном мероприятии, использованием соответствующей атрибутики выражало свою принадлежность и поддержку указанному общественно-политическому движению, и характеризует Романенко А.В., как участника публичного мероприятия.
Из просмотренных видеозаписей и показаний свидетелей М.С.Н. и С.П.В. следует, что последним было указано на отсутствие согласования в проведении публичного мероприятия, в связи с чем заявлено требование прекратить его проведение, однако оно продолжалось еще около 40 минут, после чего его участники, в том числе Романенко А.В., переместились в другую часть мемориала.
Таким образом, Романенко А.А., зная о проведении публичного мероприятия при отсутствии согласования с органами государственной власти, то есть с нарушением действующего закона, проигнорировал требование сотрудника полиции С.П.В. и продолжил свое участие в нем.
Заявление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что он не слышал, что говорил сотрудник полиции, опровергается показаниями свидетеля С.П.В., согласно которым, Романенко А.В. находился в непосредственной близости от него, когда было заявлено о незаконности проводимого мероприятия и необходимости его прекратить, однако покинул территорию объекта «Танк» только спустя 40 минут, совместно с другими участниками.
Совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных судом с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, защитника, подтверждается, что, несмотря на требование сотрудника полиции, находящегося в форменном обмундировании, о прекращении участия в публичном мероприятии, его участники, в том числе Романенко А.В., не выполнили его, продолжили публичное мероприятие, проследовав организованной колонной транспортных средств, оборудованных флагами, наклейками и иными средствами наглядной агитации, публично выражая мнение по ряду политических вопросов, в другую часть мемориального комплекса «Невский пятачок».
В связи с чем, действия Романенко А.В. подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, выразившееся в нарушении п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона, при этом сам факт участия в публичном мероприятии, проводимого с нарушением действующего законодательства, является нарушением общественного порядка и не требует при этом совершения иных противоправных действий, нарушающих правила поведения в обществе.
Суд оценивает, как недопустимые доказательства протокол ДЛ САП № об административном доставлении лица, совершившего административное правонарушение и протокол АЗ № об административном задержании, составленные 20.06.2020 в отношении Романенко А.В., поскольку они составлены без соблюдения требований ст. 27.2 и 27.4 КоАП РФ (том 2 л.д. 27, 28).
В то же время, нарушения, допущенные в оформлении процессуальных документов при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не может служить безусловным основанием для освобождения Романенко А.В. от административной ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку его состав полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 марта 2020 года № 117 (действовавшим 20.06.2020) на территории Ленинградской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской области подсистемы РСЧС.
Согласно п. 1.28 Постановления Правительства Ленинградской области от
11.05.2020 № 277 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области" (в редакции постановления от 12.06.2020 № 392) запрещается проведение массовых гуляний, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», согласно которым (п. «д» ч. 3) граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина.
Согласно Указу Президента РФ от 13.03.1997 № 232 основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является паспорт гражданина РФ.
Из материалов дела следует, что 20.06.2020, Романенко А,В., находясь 20.06.2020 в 12:12 по адресу: 51 км. + 770 метров дороги Санкт-Петербург-Шлиссельбург на территории мемориала «Невский пятачок» г. Кировск Ленинградской области не имел при себе документа, удостоверяющего личность.
Однако данное обстоятельство опровергается как показаниями самого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и показаниями инспектора ППСП ГУ МВД по СПбиЛО П.А.А., осуществлявшего доставление Романенко А.В, который пояснил, что удостоверил личность доставляемого на основании паспорта, данные которого записал в свою служебную книжку и передал сотрудникам ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области (том 2 л.д. 125-126).
Так как в действиях Романенко А.В. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в указанной части подлежит прекращению по основаниям предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Определяя размер и вид наказания, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность Романенко А.В., наличие официального источника дохода, малолетнего ребенка, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считает справедливым назначить в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Романенко Андрея Владимировича прекратить по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Признать Романенко Андрея Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф надлежит уплатить по реквизитам:
Получатель УФК по Ленинградской области (ОГИБДД ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области),
расчетный счет № 401 018 102 000 000 100 22 в Отделении по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Ленинградское).
ИНН 7830002600, КПП 784201001,
БИК 044106001, ОКТМО 41625101, КБК 188 116 01201019000140,
УИН 18880447200580021271.
Штраф подлежит оплате в течение 60 суток после вступления постановления в законную силу.Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в суд. За неуплату штрафа в установленный срок без уважительных причин предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья О.В. Туманова