Решение по делу № 2-57/2020 от 13.11.2019

Дело № 2-57/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 г.          г.Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,

при секретаре Бойко И.Е.,

с участием представителя истца - старшего помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Канаева А.И.,

представителей ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Артемьевой Е.Е., Буткевич С.Ю.,

представителя ответчика министерства имущественных отношений Архангельской области Ипатовой Е.Н.,

представителя третьего лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко М.П.,

представителей третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» Посадковой А.В., Кирикова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерству имущественных отношений Архангельской области, Черновой А. В., Чернову А. А., Черновой С. А., Черновой А. А., Жидкову В. В., Жидковой А. В., Жидкову Д. В., Жидковой А. В., Степановской М. В., Рашевой Е. Ф., Ждановой А.А., Жданову Л. А., Рашевой Л. А., Репко И. А., Репко Д. И., Репко К. И., Репко И. И., Репко П. И., Репко А. АлексА.не о признании недействительными результатов межевания земельных участков, истребовании из незаконного владения в собственность Российской Федерации земельных участков,

у с т а н о в и л:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Администрация МО «Город Архангельск»), министерству имущественных отношений Архангельской области, Черновой А.В., Чернову А.А., Черновой С.А., Черновой А.А., Жидкову В.В., Жидковой А.В., Жидкову Д.В., Жидковой А.В., Степановской М.В., Рашевой Е.Ф., Ждановой А.А., Жданову Л.А., Рашевой Л.А., Репко И.А. Репко Д.И., Репко К.И. Репко И.И., Репко П.И., Репко А.А. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ 35 земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 1 000 кв.м каждый, и истребовании из незаконного владения в собственность Российской Федерации указанных земельных участков.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки выявлены факты незаконного формирования земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов из земель лесного фонда. Министерством имущественных отношений Архангельской области 30 августа 2016 г. заключен контракт с кадастровым инженером индивидуальным предпринимателем Гафаровым С.В. о межевании земельных участков, по результатам которого составлены межевые планы от 12 сентября 2016 г. в отношении 35 указанных земельных участков. 22 сентября 2016 г. данные земельные участки поставлены на кадастровый учет. В настоящее время в отношении четырех земельных участков (с кадастровыми номерами ) зарегистрировано право собственности за многодетными семьями. Установлено, что все вышеуказанные земельные участки образованы на землях лесного фонда (<адрес>), принадлежащих Российской Федерации на праве собственности. Кадастровые работы по их формированию проведены без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации. На вновь образованных земельных участках находятся лесные насаждения, их вырубка нанесёт вред лесному фонду и окружающей среде. Земли лесного фонда (Северодвинское лесничество) поставлены на кадастровый учет 7 октября 2008 г. под условным , категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для разрешенных видов лесопользования. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

На основании изложенного истец полагает, что Администрация МО «Город Архангельск», наделенная полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории МО «Город Архангельск», и министерство имущественных отношений Архангельской области, а равно многодетные семьи, за которыми зарегистрировано право собственности на четыре спорных земельных участка, не могут владеть вышеуказанными землями лесного фонда.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены кадастровый инженер индивидуальный предприниматель Гафаров С. В., федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала, государственное казенное учреждение Архангельской области «Северодвинское лесничество», Департамент градостроительства Администрации МО «Город Архангельск».

В судебном заседании представитель истца старший помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Канаев А.И. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Артемьева Е.Е. и Буткевич С.Ю. с иском не согласились по доводам, изложенным в письменных объяснениях по иску, указав, что спорные земельные участки включены в границы МО «Город Архангельск» как земли населенных пунктов на законных основаниях.

Представитель ответчика министерства имущественных отношений Архангельской области Ипатова Е.Н. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных объяснениях по иску и дополнениях к нему, и указала, что министерство имущественных отношений Архангельской области с 1 января 2019 г. не согласовывает границы населенных пунктов муниципальных образований, не наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципальных образований, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу.

Ответчики Чернова А.В., Чернов А.А., Чернова С.А., Чернова А.А., Жидков В.В., Жидкова А.В., Жидков Д.В., Жидкова А.В., Степановская М.В., Рашева Е.Ф., Жданова А.А., Жданов Л.А., Рашева Л.А., Репко И.А. Репко Д.И., Репко К.И., Репко И.И., Репко П.И., Репко А.А. извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, письменных объяснений по иску не представили.

В судебном заседании представитель третьего лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко М.П. исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора посчитал законными и обоснованными и указал, что кадастровый инженер при межевании спорных земельных участков не учел положения ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и не проявил должной осмотрительности, не учел сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации, в связи с чем произошла ошибка. Границы большинства земельных участков лесного фонда не поставлены на кадастровый учет, но от этого они не теряют своего прямого назначения. Позицию министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, изложенную в письменных объяснениях по иску, поддержал.

Представители третьего лица федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (в лице Архангельского филиала) Посадкова А.В. и Кириков С.В. указали на правомерность заявленных исковых требований, доводы, изложенные в письменных объяснениях по иску и дополнениях к ним, поддержали в полном объеме, указав на неграмотное выполнение работ кадастровым инженером при разработке плана межевания границ спорных земельных участков. Дополнительно пояснили, что в январе 2020 г. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) не согласовало проект генерального плана МО «Город Архангельск» в связи с тем, что в представленных на согласование материалах отсутствовала информация об увеличении площади земель населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, за счет земель лесного фонда и обратило внимание, что федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» было проведено графическое совмещение границ населённых пунктов с границами лесничеств и выявлено, что земли лесного фонда пересекаются с землями иных категорий, в том числе, с землями населенного пункта <адрес>. Администрация МО «Город Архангельск» не обращалась в Федеральное агентство лесного хозяйства с заявлением об изменении категории земель лесного фонда, находящихся в границах МО «Город Архангельск», на категорию земель населенных пунктов.

Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, попросив рассмотреть дело в его отсутствие. Представило письменные объяснения по иску, в которых указало, что в рассматриваемом случае постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет осуществлена в нарушение действующего законодательства, а сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорных земельных участках с категорией земель, отличной от категории «земли лесного фонда», нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации на земли лесного фонда. Добавило, что в настоящее время документы о переводе спорного лесного участка в земли иных категорий, а равно документы, подтверждающие законное прекращение права собственности Российской Федерации на эти земли лесного фонда отсутствуют. На основании изложенное попросило удовлетворить заявленные исковые требования.

Третье лицо федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по иску не представило.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по иску не представило.

Третье лицо кадастровый инженер индивидуальный предприниматель Гафаров С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил письменные возражения по иску, в которых подтвердил, что в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ он выполнял для министерства имущественных отношений Архангельской области кадастровые работы в связи с образованием земельных участков, в том числе, и земельных участков в Цигломенском территориальном округе г.Архангельска по ул.Боры для размещения индивидуальных жилых домов. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием «для размещения индивидуального жилого дома». По мнению кадастрового инженера, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок Северодвинского лесничества от 7 октября 2008 г. с условным номером само по себе не опровергает существование земельных участков, имеющих согласно Единому государственному реестру недвижимости категорию земель «земли населенных пунктов» и находящихся в границах населенного пункта <адрес> в МО «Город Архангельск», не является основанием для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда. На основании изложенного просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо государственное казенное учреждение Архангельской области «Северодвинское лесничество» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, попросив рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора.

Третье лицо Департамент градостроительства Администрации МО «Город Архангельск» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по иску не представило.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пунктов 1 и 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.

В силу подп.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

На основании ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Аналогичные положения содержатся в п.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии со ст.ст.67-70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Пунктом 1 ст.4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

На основании ч.6 ст.39 указанного Федерального закона согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

В соответствии с ч.6 ст.47 поименованного Федерального закона участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Применительно к положениям ч.1 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Как установлено в судебном заседании и следует из объяснений участников процесса, письменных материалов дела, в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений Архангельской области у кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя Гафарова С.В. было заказано проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, в том числе, в отношении земельных участков, расположенных в <адрес> территориального округа МО «Город Архангельск», для размещения индивидуальных жилых домов. В рамках указанного государственного контракта работы кадастрового инженера включали в себя подготовительные работы (сбор, систематизация и (или) изучение сведений о земельных участках), оформление чертежей земельных участков, определение координат межевых знаков, определение площади и границ земельных участков, составление межевых планов.

По результатам исполнения государственного контракта кадастровым инженером Гафаровым С.В. составлены межевые планы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении 35 земельных участков: .

13 сентября 2016 г. межевые планы с соответствующими заявлениями переданы в филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которым по результатам их рассмотрения вышеуказанные земельные участки 22 сентября 2016 г. поставлены на кадастровый учет.

В соответствии с п.3 ст.2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» четыре из вышеуказанных вновь образованных земельных участков предоставлены многодетным семьям бесплатно в общую собственность членов многодетной семьи.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м, зарегистрировано право общей долевой собственности за Рашевой Е. Ф., Ждановой А.А., Ждановым Л. А., Рашевой Л. А. (по 1/4 доли в праве у каждого).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м, зарегистрировано право общей долевой собственности за Черновой А. В., Черновым А. А., Черновой С. А., Черновой А. А. (по 1/4 доли в праве у каждого).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м, зарегистрировано право общей долевой собственности за Жидковым В. В., Жидковой А. В., Жидковым Д. В., Жидковой А. В., Степановской М. В. (по 1/5 доли в праве у каждого).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м, зарегистрировано право общей долевой собственности за Репко И. А., Репко Д. И., Репко К. И., Репко И. И., Репко П. И., Репко А.А. (по 1/6 доли в праве у каждого).

Все вышеуказанные земельные участки образованы на землях лесного фонда (<адрес>). Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Северодвинского лесничества Архангельской области зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с условным номером (свидетельство о государственной регистрации права собственности ). Определены категория данных земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для разрешенных видов лесопользования, общая площадь 938361 га, адрес объекта - <адрес>. На данном участке проведено лесоустройство в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого были определены границы ******.

Факт наложения вновь образованных земельных участков подтверждается заключениями Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» с каталогами координат границ спорных земельных участков и каталогами координат наложения их на земли лесного фонда, тематическими картами наложений, представленными в материалы дела.

Заключения Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» подготовлены по форме, утвержденной приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке». Координаты поворотных точек границы пересекаемой части смежных земельных участков определены в местной системе координат МСК-29, принятой для ведения единого государственного реестра недвижимости. Заключения содержат необходимые реквизиты, подписаны уполномоченными должностными лицами.

Данные заключения о наложении границ земельного участка населенных пунктов на границы земельного участка лесного фонда ответчиками по правилам ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ не опровергнуты, ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы по спорному предмету ответчиками не заявлено.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришел к выводу, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами относятся к землям лесного фонда, являются федеральной собственностью, а сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о них с указанием категории, отличной от категории «земли лесного фонда», нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на земли лесного фонда. На вновь образованных земельных участках находятся лесные насаждения, их вырубка нанесет вред лесному фонду и окружающей среде.

Так, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, в обязательном порядке должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках содержится в государственном лесном реестре. В соответствии с п.2.2.9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств).

Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться только данными государственного кадастра недвижимости, которые не содержат координат ранее учтенных лесных участков, недостаточно.

Вместе с тем, кадастровые работы в отношении спорных земельных участков проведены кадастровым инженером в 2016 г. без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Довод ответчиков Администрации МО «Город Архангельск» и министерства имущественных отношений Архангельской области о том, что спорные земельные участки законно образованы в силу их включения в генеральный план МО «Город Архангельск», утвержденный в 2009 г., признан судом необоснованным.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (подп.3.1 п.1 ст.11 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Граница населенного пункта - граница, отделяющая земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, термин «граница муниципального образования» не равнозначен термину «граница населенного пункта». Их отличие в том, что в границы муниципального образования входят как земли населенных пунктов, так и земли иных категорий.

Согласно ст.ст.8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Таким образом, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе вновь образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч.8 ст.24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Несоблюдение установленной процедуры согласования собственником земель лесного фонда - Российской Федерации влице Рослесхоза перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

В силу ч.3 ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Вместе с тем, представленные материалы не содержат документов о переводе лесного участка в земли иных категорий или иных документов, подтверждающих законное прекращение права собственности Российской Федерации на данное имущество. Напротив, из сообщения Рослесхоза от 24 января 2020 г. усматривается, что по результатам рассмотрения обращения министерства строительства и архитектуры Архангельской области о проекте генерального плана МО «Город Архангельск» Рослесхоз не согласовал проект генерального плана МО «Город Архангельск» в связи с тем, что в представленных на согласование материалах отсутствовала информация об увеличении площади земель населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, за счет земель лесного фонда. Кроме того, обращено внимание на то, что федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» по результатам проведения графического совмещения границ населённых пунктов с границами лесничеств выявлено, что земли лесного фонда пересекаются с землями иных категорий, в том числе, с землями населенного пункта <адрес>, расположенного в границах МО «Город Архангельск».

Вместе с тем, суд учитывает, что вопрос об оспаривании нормативно-правовых актов - Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.- ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», Закона Архангельской области от 14 марта 2007 г. № 323-16-ОЗ «Об описании границ территории муниципального образования «Город Архангельск», Решения Архангельского городского Совета депутатов от 26 мая 2009 г. № 872 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск» не является предметом заявленного спора, поэтому в рамках настоящего дела рассмотрению не подлежит.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наложения границ вновь сформированных земельных участков, принадлежащих ответчикам МО «Город Архангельск», Черновой А.В., Чернову А.А., Черновой С.А., Черновой А.А., Жидкову В.В., Жидковой А.В., Жидкову Д.В., Жидковой А.В., Степановской М.В., Рашевой Е.Ф., Ждановой А.А., Жданову Л.А., Рашевой Л.А., Репко И.А. Репко Д.И., Репко К.И., Репко И.И., Репко П.И., Репко А.А., на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в связи с чем результаты межевания следует признать недействительными.

В соответствии со ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как указано в п.39 совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу п.1 ст.302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Добросовестность приобретения спорного имущества в настоящем деле никем не оспаривается. Вместе с тем, независимо от обстоятельств, на основании которых отчуждалось спорное имущество, законный собственник вправе истребовать этот земельный участок из незаконного владения иных лиц, поскольку он выбыл из его владения помимо воли этого собственника.

В этой связи иск прокурора к Администрации МО «Город Архангельск», Черновой А.В., Чернову А.А., Черновой С.А., Черновой А.А., Жидкову В.В., Жидковой А.В., Жидкову Д.В., Жидковой А.В., Степановской М.В., Рашевой Е.Ф., Ждановой А.А., Жданову Л.А., Рашевой Л.А., Репко И.А. Репко Д.И., Репко К.И., Репко И.И., Репко П.И., Репко А.А. подлежит удовлетворению.

При этом указание прокурором в исковом заявлении в качестве ответчиков Степановской М. В. (вместо Степановской М. В.) и Репко Д. И. (вместо Репко Д. И.) суд признает технической опиской, не влияющей на правомерность исковых требований, предъявленных к ответчикам Степановской М. В. и Репко Д. И. как к одним из собственников спорного недвижимого имущества.

Вместе с тем министерство имущественных отношений Архангельской области не является ненадлежащим ответчиком по делу в силу следующего.

В соответствии с Законом Архангельской области от 18 апреля 2007 г. № 340-17-ОЗ «О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» министерство имущественных отношений Архангельской области осуществляло распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории МО «Город Архангельск».

На основании Закона Архангельской области от 26 октября 2018 г. № 19-2-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных областных законов и положений областных законов» с 1 января 2019 г. министерство утратило вышеуказанные полномочия, которые перешли к Администрации МО «Город Архангельск».

Таким образом, с 1 января 2019 г. министерство имущественных отношений Архангельской области не вправе производить какие-либо действия в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Город Архангельск».

Учитывая изложенное, прокурору в удовлетворении исковых требований к министерству имущественных отношений Архангельской области следует отказать.

При распределении судебных расходов на уплату государственной пошлины по настоящему делу суд исходит из следующего.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19, подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор при обращении в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, размер которой по настоящему иску составляет 300 рублей.

На основании подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ Администрация МО «Город Архангельск», будучи органом местного самоуправления, выступая в качестве истца или ответчика по делу, освобождена от уплаты государственной пошлины.

С ответчиков Черновой А.В., Чернова А.А., Черновой С.А., Черновой А.А., Жидкова В.В., Жидковой А.В., Жидкова Д.В., Жидковой А.В., Степановской М.В., Рашевой Е.Ф., Ждановой А.А., Жданова Л.А., Рашевой Л.А., Репко И.А. Репко Д.И., Репко К.И. Репко И.И., Репко П.И., Репко А.А. государственная пошлина взысканию не подлежит в связи с тем, что в настоящем деле не оспаривается добросовестность приобретения ими спорного имущества.

Поскольку в данном случае и истец, и ответчики, к которым исковые требования удовлетворены, освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Черновой А. В., Чернову А. А., Черновой С. А., Черновой А. А., Жидкову В. В., Жидковой А. В., Жидкову Д. В., Жидковой А. В., Степановской М. В., Рашевой Е. Ф., Ждановой А.А., Жданову Л. А., Рашевой Л. А., Репко И. А., Репко Д. И., Репко К. И., Репко И. И., Репко П. И., Репко А.А. удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами: .

Истребовать из незаконного владения муниципального образования «Город Архангельск» в собственность Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами: .

Истребовать из незаконного владения Черновой А. В., Чернова А. А., Черновой С. А., Черновой А. А. в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м.

Истребовать из незаконного владения Жидкова В. В., Жидковой А. В., Жидкова Д. В., Жидковой А. В., Степановской М. В. в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м.

Истребовать из незаконного владения Рашевой Е. Ф., Ждановой А.А., Жданова Л. А., Рашевой Л. А. в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м.

Истребовать из незаконного владения Репко И. А., Репко Д. И., Репко К. И., Репко И. И., Репко П. И., Репко А.А. в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 000 кв.м.

Архангельскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении иска к министерству имущественных отношений Архангельской области о признании недействительными результатов межевания земельных участков, истребовании из незаконного владения в собственность Российской Федерации земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий                      Т.Ю. Бузина

2-57/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Репко Полина Игоревна
Администрация МО "Город Архангельск"
Чернов Артем Александрович
Чернова Амелия Александровна
Степановская Мария Викторовна
Чернова София Александровна
Чернова Анастасия Владимировна
Рашева Елена Федоровна
Жидкова Ангелина Владимировна
Жданов Лев Александрович
Репко Иван Игоревич
Жидкова Анастасия Владимировна
Репко Игорь Александрович
Рашева Любовь Александровна
Репко Ксения Игоревна
Жидков Дмитрий Владимирович
Жидков Владимир Викторович
Репко Данила Игоревич
Жданова Анна Александровна
РЕПКО АННА АЛЕКСАНДРОВНА
Другие
ГКУ АО "Северодвинское лесничество"
Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Филиал ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО
Федеральное агентство лесного хозяйства
Кадастровый инженер Гафаров С.В.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск"
Архангельский филиал ФГБУ "Рослесинфорг"
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Бузина Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
13.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.11.2019Передача материалов судье
14.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2019Предварительное судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
15.09.2020Производство по делу возобновлено
25.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее