Дело № 2а-8926/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-009291-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 27 сентября 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
при помощнике Крутикове П.П.,
с участием административного истца Дзгоева С.Т.,
представителя административных ответчиков Рижко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дзгоева Станислава Таймуразовича к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН Россиио взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Дзгоев С.Т. обратился в суд с двумя административными исковыми заявлениями к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за причинение нравственных и физических страданий, в размере по 200 000 руб. действиями, выразившимися в ненадлежащих условиях этапирования в спецвагоне и спецавтомобиле ** ** **, а также ** ** **. В обоснование заявленных требований указал, что в этапирован в ночное время в спецвагоне, спальных мест не хватало, постельные принадлежности не предосталялись. Было душно и ему, инвалиду ... группы, не хватало воздуха, в туалет выводили редко. В автомобиле отсутствовали ремни безопасности, при движении автомобиля наносились ушибы из-за отсутствия ремней безопасности.
Дзгоев С.Т. обратился в суд с двумя административными исковыми заявлениями к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за причинение нравственных и физических страданий, в размере по 100 000 руб. действиями, выразившимися в необеспечении повышенной нормой питания в период содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** **, а также при этапировании ** ** **.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Административный истец Дзгоев С.Т. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. в судебном заседании требования не признала.
Представители административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми участия не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Дзгоев С.Т. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 с ** ** ** по настоящее время. Является ... ... группы. В связи с имеющимися у него заболеваниями поставлен на дополнительное питание, которым был обеспечен в период с ** ** ** на основании приказа врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** №.... В период с 12 по ** ** ** повышенная норма питания ему не предоставлялась.
В период с ** ** ** по ** ** ** убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми ....
Кроме того, приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** включен с ** ** ** в список осужденных, получающих повышенную норму питания.
Согласно ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения №... от ** ** ** Дзгоеву С.Т. выдано питание для спецконтингента по варианту №..., а именно: хлебцы (галеты) из муки пшеничной 1 сорта (200 гр.), консервы мясорастительные (250 гр.), консервы мясные (250 гр.). консервы мясные фаршевые (100 гр.), консервы овощные закусочные (100 гр.), сахар (60 гр.), чай (4 гр.).
Таким образом, Дзгоев С.Т. не был обеспечен повышенной нормой питания в период с 12 по 17 мая и с 12 по ** ** **, а также при этапировании ** ** **.
Конвоирование заявителя караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, осуществлялось:
- с ** ** ** по ** ** ** от железнодорожной станции (далее - станции) Сыктывкар до станции Ухта плановым караулом по железнодорожному маршруту «...» в специальном вагоне (далее - спецвагон) модели «...», где заявитель размещался в большой камере №.... Загрузка камеры №... составляла 5 человек, время в пути составило около 8 часов 50 минут.
- ** ** ** от станции ... до ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКЛПУ Б-18) встречным караулом в спецавтомобиле марки «...» (г.н. ...), где заявитель размещался один в малой камере №....
- ** ** ** по ** ** ** от станции ... до станции ... плановым караулом по железнодорожному маршруту «...» в специальном вагоне (далее - спецвагон) модели «...», где заявитель размещался в большой камере №.... Загрузка камеры №... составляла от станции ... до станции ... 6 человек, от станции ... до станции ... 8 человек (время в пути с 21.30 до 23.05 ** ** **), от станции ... до станции ... 9 человек (время в пути с 23.05. ** ** ** до 03.10 ** ** **).
- ** ** ** от станции ... до ФКЛПУ Б-18 встречным караулом в спецавтомобиле марки «...» (г. н. ...), где заявитель размещался в большой камере №.... Загрузка камеры составляла 4 человека.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.3650-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №30.
Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал заявитель, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караула.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя в коридоре специального вагона открывались окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
Общее освещение специальных вагонов модели «...» состоит из 12 комбинированных плафонов освещения, каждый из которых оснащен светодиодной лампой 40 Ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 Ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
В коридоре специального вагона модели «...» имеется 6 застекленных оконных проемов размером: высота - 82 см., ширина - 97 см.
В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.
Большая камера спецвагона модели «...» (размеры: ширина - 150 см, длина - 205 см, высота - 293 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. У заявителя имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры.
Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов модели «...» для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 205 см, высота - 40 см, ширина - 50 см, объем - 0,41 куб.м (под нижними полками с каждой из сторон).
Оборудование биотуалетов специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по требованию, в порядке очередности по одному человеку, за исключением времени приема и сдачи конвоируемых лиц на обменных пунктах.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителей без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день).
Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.
Выдача горячего питания в спецвагоне нормами действующих нормативных актов не предусмотрена. Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Конструктивной особенностью специальных вагонов не предусмотрено оборудование столов для приема пищи и мягких полок в камерах с конвоируемыми лицами.
Нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена выдача постельных принадлежностей и матрацев конвоируемым лицам в специальных вагонах, а также предоставление непрерывного восьмичасового сна на период конвоирования, однако, осужденным отдыхать (спать) в ночное и дневное время в камере спецвагона и пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
Специальные автомобили, в которых перевозился заявитель, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях.
Все спецавтомобили используемые ФСИН России изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Размеры больших камер спецавтомобилей марки «...» составляют: длина - 70 см, ширина - 50 см, высота — 174 см; малых камер длина - 50 см, ширина - 70 см, высота - 174 см
Все личные вещи осужденных, в том числе и заявителя, могли размещаться в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон большой камеры спецавтомобиля марки «ГАЗ 33106» с одной стороны: длина - 135 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0,22 куб.м.; под скамьей с другой стороны составляют: длина- 90см, ширина - 40 см, высота - 40 см, объем-0,14 куб. м.). Кроме того, вещи могли размещаться в свободном пространстве помещения караула.
Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марки «...» оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человека в каждой и 5 малыми камерами по 1 человеку в каждой.
Количество конвоируемых лиц содержащихся совместно с заявителем в камерах не превышало установленных норм.
Конструктивной особенностью специальных автомобилей в камерах не предусмотрено мягких сидений. Конвоируемые лица перевозятся в спецавтомобилях только в сидячем положении.
Освещение больших камер специальных автомобилей марки «...», осуществляется за счет двух светодиодных светильников эквивалентной мощностью 30 Ватт.
Для экстренной эвакуации конвоируемых лиц спецавтомобили марки «...» аварийно-вентиляционным люком. Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон в камерах.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон в камерах, а также багажных отсеков для размещения личных вещей конвоируемых лиц.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха мог поступать через окна входной двери кузова автомобиля и аварийновентиляционного люка в крыше помещения караула.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовноисполнительной системы», не предусмотрено оборудование ремнями безопасности и поручнями камер с осужденными и помещения для состава караула. Согласно требованиям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» два раза в год специальные автомобили проходят государственный технический осмотр, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Специальные автомобили не прошедшие технический осмотр к перевозке спецконтингента не допускаются.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и распоряжения ФСИН России от 01.08.2014 № исх-07-35148 курение в спецвагонах и спецавтомобилях во время конвоирования спецконтингента запрещено. В камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, размещены знаки о запрете курения. После окончания посадки спецконтингента в специальный транспорт до их сведения доводится информация о запрете курения табака и административной ответственности. Также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования, в обязательном порядке при приеме спецконтингента проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у них изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения конвоируемыми лицами в спецтранспорте, начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания с фиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу нарушителя. Во время нахождения заявителя в спецвагоне и спецавтомобиле на всем пути следования, фактов курения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, караулами по конвоированию зафиксировано не было, акты о нарушении режима содержания не составлялись.
Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался заявитель, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.
Согласно отметке на справке по личному делу заявитель в медицинской помощи (в сопровождении врача) при конвоировании не нуждался.
При возникновении необходимости оказания первой медицинской помощи, у караулов по конвоированию имелись медицинские аптечки с набором необходимых лекарственных препаратов и перевязочных средств.Жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждения заявитель не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституции Российской Федерации (статья 17). Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21). Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса). В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при конвоировании соответствовали установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы. Согласно представленным административными ответчиками в материалы дела доказательствам, отвечающих признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.Нарушения прав Дзгоева С.Т. при этапировании 11 – 12 сентября 2021 года не установлено, с учетом того, что он размещался в большой камере спецвагона, мест для лежания было достаточно. Учитывая время этапирования 19-20 мая 2022 года, непредоставление места для лежания каждому из конвоируемых лиц при соблюдении нормы размещения конвоируемых лиц не является достаточным основанием для признания существенным нарушением условий содержания, влекущим присуждение компенсации. Доводы административного истца о том, что при этапировании он находился в стесненных условиях, невыводе в туалет, отсутствии вентиляции опровергаются представленными доказательствами.Довод административного истца о том, что свободного пространства при его конвоировании оказывалось недостаточно для нормального самочувствия, судом отклоняется как основанный на собственных субъективных представлениях последнего об условиях перевозки специальным транспортным средством спецконтингента.Таким образом, нарушение прав и законных интересов Дзгоева С.В. действиями ФКУ УК УФСИН России не установлено, следовательно, оснований для взыскания компенсации за нарушение условий этапирования не имеется. Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время"; приложением N 7 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, регламентирован также приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
В соответствии с п. 11 гл. 3 приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" медицинский работник медицинского подразделения представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания.
В примечании к Приложению N 6 приказа Минюста России от 17 сентября 2018 N 189 предусмотрены два варианта питания, причем вариант N 2 предусмотрен для больных осужденных вне зависимости от места содержания, получающих питание по соответствующим повышенным нормам питания, установленным настоящим приказом, в случаях, когда предоставление горячей пищи невозможно.
При рассмотрении настоящего дела нашел свое подтверждение факт необеспечения административного истца повышенной нормой питания в период с ** ** ** и с ** ** ** года, а также при этапировании ** ** ** года.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение, необеспечение повышенной нормой питания относится, по мнению суда, к существенным нарушениям условий содержания, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Дзгоева С.Т. компенсации в размере 10 000 рублей.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России, компенсацию надлежит взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России. В иске о взыскании такой компенсации с УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Дзгоева Станислава Таймуразовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Дзгоева Станислава Таймуразовича по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В удовлетворении административного искового заявления Дзгоева Станислава Таймуразовича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.09.2022.
Судья - Н.Е. Колосова