УИД 13RS0023-01-2024-001706-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д. 94 24 июля 2024 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Гориной А.Е.,
с участием в деле:
истца Неретиной Елены Валерьевны,
ответчика Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия в лице представителя Медянкиной Ларисы Леонидовны, действующей на основании доверенности от 18 января 2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неретиной Елены Валерьевны к Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия о возложении обязанности отменить приказы о наложении дисциплинарных взысканий,
установил:
Неретина Е.В. обратилась в суд с иском к Минстрою Республики Мордовия о возложении обязанности отменить приказы о наложении дисциплинарных взысканий.
В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Главы Республики Мордовия от 17 мая 2023 г. № 430-РГ назначена на должность заместителя министра в Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия с 17 мая 2023 г. 8 апреля 2024 г. приказами Минстроя Республики Мордовия № 84-к и № 85-к применили два дисциплинарных взыскания в виде замечания. С приказами не согласна. Дисциплинарные взыскания вынесены на основании приказов Минстроя Республики Мордовия о проведении служебных проверок № 02-к от 9 января 2024 г. и № 05-к от 11 января 2024 г. С начала государственной службы и во время проведения служебной проверки не была ознакомлена с должностным регламентом заместителя министра, не учтены объяснения, служебные проверки проходили с нарушением трудового законодательства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного и статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации просит обязать Минстрой Республики Мордовия отменить взыскание в виде замечания по приказам № 85-к от 8 апреля 2024 г., № 84-к от 8 апреля 2024 г.
В судебное заседание истец Неретина Е.В. не явилась по неизвестной причине, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее исковые требования поддержала в том же объёме и по тем же основаниям, пояснив, что с должностными обязанностями не была ознакомлена до 2024 г., служебная проверка проведена с нарушениями, в частности, не была ознакомлена со служебной запиской ФИО1, с протоколом заседания комиссии.
В судебном заседании представитель ответчика Медянкина Л.Л. исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежаще о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения явившегося лица, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Неретиной Е.В. подлежащими удовлетворению.
Распоряжением Главы Республики Мордовия от 17 мая 2023 г. № 430-РГ Неретина Е.В. назначена на должность заместителя Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия с установлением испытания на срок три месяца.
Согласно распоряжению Главы Республики Мордовия от 20 мая 2019 г. № 248-РГ руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия переданы полномочия представителя нанимателя в отношении заместителей министров, в том числе по заключению контрактов, и предупреждению в установленном порядке об изменении существенных условий служебного контракта, утверждению должностного регламента, по проведению проверок и применению дисциплинарного взыскания, кроме взыскания за коррупционные правонарушения.
17 мая 2023 г. между представителем нанимателя министром строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО2 и Неретиной Е.В. заключен служебный контракт № 128 на прохождение государственной гражданской службы Республики Мордовия по должности заместителя министра строительства и архитектуры Республики Мордовия на определенный срок с 17 мая 2023 г. на срок полномочий Главы Республики Мордовия.
В пунктах 2, 6 служебного контракта государственный гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности заместителя министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, учрежденной в целях обеспечения и исполнения полномочий Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия в соответствии с прилагаемым к данному служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Республики Мордовия, соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Республики Мордовия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно приказу Минстроя Республики Мордовия от 8 апреля 2024 г. №84-к за совершение дисциплинарного проступка к Неретиной Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Согласно приказу Минстроя Республики Мордовия от 8 апреля 2024 г. №85-к за совершение дисциплинарного проступка к Неретиной Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно части первой статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации,
В соответствии с частями первой, второй статьи 47 данного Федерального закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
Согласно части первой статьи 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Из приведенных норм права следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязанности гражданских служащих соблюдать установленные в государственном органе правила осуществления служебной деятельности и добросовестно исполнять функции по замещаемой должности, выполнять поручения непосредственного руководителя.
На основании части первой статьи 57 указанного федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части первой статьи 37 этого же федерального закона.
Статьей 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
Согласно положениям статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть первая).
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть вторая).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть третья).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (часть четвертая).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть пятая).
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (часть шестая).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части первая и вторая статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части девятой статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Аналогичный порядок проведения служебных проверок предусмотрен в Положении об организации и проведения служебной проверки в Министерстве строительства и архитектуры Республики Мордовия, утвержденном Приказом Минстроя Республики Мордовия №53 от 10 июня 2011 г.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
28 декабря 2023 г. министру строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО2 поступила служебная записка начальника отдела организационной и кадровой работы Министроя Республики Мордовия ФИО1, согласно которой в ходе проверки исполнительской дисциплины, поручений и писем, выявлено большое количество неисполненных документов, в связи с чем, требуется проведение служебной проверки.
К данной записке приложен перечень неисполненных документов за период с мая 2023 г. по август 2023 г. (далее – Перечень неисполненных документов).
9 января 2024 г. издан приказ Минстроя Республики Мордовия № 02-к «О проведении служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих», которым назначена комиссия и установлен срок проверки до 7 февраля 2024 г.
9 января 2024 г. Неретина Е.В. ознакомлена с данным приказом и уведомлена о необходимости представить письменные объяснения в течение двух рабочих дней.
Согласно акту от 12 января 2024 г. письменные объяснения от Неретиной Е.В. в комиссию не поступили.
12 января 2024 г. Неретиной Е.В. подано заявление министру ФИО2 о том, что председатель комиссии ФИО1 отказалась принять объяснения.
По результатам проведенной служебной проверки 26 января 2024 г. составлено заключение, согласно которому установлен факт неисполнения государственными гражданскими служащими писем и поручений министра, в том числе Неретиной Е.В. 25 документов из представленного в комиссию перечня неисполненных документов в количестве 52 документов. При проведении служебной проверки комиссией рассмотрены: служебная записка ФИО1, служебная характеристика, информация о служебной дисциплине и материалы предыдущих служебных проверок, должностные регламенты, нормативные акта и локальные нормативные акта. Согласно выводам, Неретиной Е.В. нарушены основные обязанности государственного гражданского служащего по исполнению поручений руководителя (пункт 3 части первой статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Данная обязанность установлена в пункте 6 служебного контракта Неретиной Е.В. от 17 мая 2023 г. № 128, также Неретиной Е.В. нарушены:
-Регламент внутренней организации деятельности Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, утвержденный приказом Минстроя Республики Мордовия от 24 апреля 2012 г. № 30;
-Инструкция по делопроизводству, утвержденная 14 января 2008 г.
Учитывая отрицательную характеристику, а также сведения об отсутствии служебных проверок и фактов привлечения к дисциплинарным взысканиям в течение года, комиссией предложено Неретиной Е.В. объявить замечание.
На основании заключения, приказом Минстроя Республики Мордовия от 8 апреля 2024 г. №84-к к Неретиной Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за совершение дисциплинарного проступка, выразившего в неисполнении служебных обязанностей по исполнению поручений министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, нарушении срока исполнения поручений и документов, поступивших на исполнение в период с мая 2023 г. по август 2023 г. и не исполненных на день обнаружения дисциплинарного проступка.
С данным приказом Неретина Е.В. ознакомлена 8 апреля 2024 г.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 386 «Об утверждении Положения о межведомственном электронном документообороте» в Министерстве строительства и архитектуры Республики Мордовия ведется электронный документооборот в системе «ДЕЛО-WEB».
Согласно структуре Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, утвержденной Распоряжением Главы Республики Мордовия от 17 февраля 2022 г. № 80-РГ, министр, первый заместитель министра, заместители министра, являются структурным подразделением министерства.
Приказом Минстроя Республики Мордовия от 24 апреля 2012 г. № 30 утвержден Регламент внутренней организации деятельности Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия (далее Регламент деятельности).
В соответствии с пунктом 8 Регламента деятельности заместители министра представляют министерство по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют осуществление функций министерства в соответствии с его Положением, данным Регламентом, распределением обязанностей между заместителями министра, приказами министерства, а также поручениями министра.
Пунктом 14 Регламента деятельности предусмотрено, что первый заместитель министра исполняет обязанности министра на период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой на основании приказа по министерству.
Разделом 4 Регламента деятельности установлен порядок исполнения поручений в министерстве, порядок контроля за исполнением поручений первым заместителем министра и заместителями министра строительства и архитектуры Республики Мордовия.
Структурное подразделение министерства, указанное в поручении первым, является ответственным исполнителем поручения; руководитель этого структурного подразделения организует работу по исполнению поручения и несет ответственность за его исполнение (пункт 50 Регламента).
Пунктами 51, 52 Регламента деятельности предусмотрено изменение исполнителя или состава исполнителей на основании резолюции министра. Письменные предложения с обоснованием необходимости изменения ответственного исполнителя представляются министру в течение 3 дней, а по срочным и оперативным поручениям - незамедлительно.
Согласно Регламенту деятельности порядок исполнения поручений отражен в Регламенте Правительства Республики Мордовия.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 июня 1998 г. № 266 утвержден Регламент Правительства Республики Мордовия, согласно которому в поручении устанавливается срок (календарная дата) его исполнения. Если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, то устанавливаются сроки представления докладов о ходе его исполнения. Если в качестве срока исполнения установлен период времени, то началом его считается дата подписания поручения.
Если в тексте поручения имеется указание "срочно", "незамедлительно" или аналогичное указание, то поручение подлежит исполнению в 3-дневный срок. Указание "оперативно" предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения. В других случаях, если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению в срок до 1 месяца со дня подписания поручения или решения. Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, то оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день. Сроки исполнения поручений с указанием "срочно" и "оперативно" не продлеваются. Если поручение дано нескольким исполнителям, то должностное лицо, указанное в поручении первым или обозначенное словом "созыв", является головным исполнителем поручения, несет персональную ответственность за его исполнение и организует работу. Соисполнители представляют головному исполнителю предложения в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения. Головной исполнитель определяет порядок согласования и подготовки итогового проекта документа. При необходимости исполнения поручения с указанием "срочно" или аналогичным указанием головной исполнитель организует исполнение поручения в оперативном порядке путем создания рабочих групп и проведения согласительных совещаний.
Согласно Регламенту деятельности, в случае если Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, является ответственным исполнителем поручения, данного во исполнение поручения Главы Республики Мордовия Правительству Республики Мордовия, проект ответа об исполнении поручения для последующего направления его Председателю Правительства Республики Мордовия представляется Министру не позднее, чем за 3 дня до истечения установленного Главой Республики Мордовия срока (если в поручении Председателя Правительства Республики Мордовия не указан иной срок) с приложением проекта ответа Главе Республики Мордовия. В случае если Главой Республики Мордовия дано поручение непосредственно министру, проекты соответствующих ответов Главе Республики Мордовия об исполнении (о ходе исполнения) поручения представляются на подпись Министру не позднее, чем за 3 дня до истечения установленного срока.
Инструкцией по делопроизводству в Министерстве строительства и архитектуры Республики Мордовия, утвержденной 17 января 2008 г. установлены сроки исполнения поручений и писем (далее Инструкция).
Согласно пункту 7.3 Инструкции поручения с конкретным сроком исполнения подлежат исполнению в указанный срок. Поручения без указания конкретной даты исполнения, имеющие в тексте пометку «срочно», исполняются в 3-дневный срок, имеющие пометку «оперативно» - в десятидневный срок, остальные - в месячный срок.
Если запрос или обращение требует дополнительной проверки или дополнительного изучения связанных с ним материалов, то автор запроса должен быть письменно извещен об этом в 3-дневный срок с момента поступления обращения.
Продление срока исполнения должно быть оформлено сразу по получении документа исполнителем или не менее чем за 2-3 дня до истечения срока, если в ходе исполнения выясняется невозможность его соблюдения. В противном случае документ считается не исполненным в срок.
Изменение срока исполнения документа производится лицом, установившим этот срок, путем проставления на документе (поручении) нового срока, даты изменения и подписи.
Изменения сроков также фиксируются. Приостанавливать исполнение документа имеют право только вышестоящие органы или организация – автор документа.
Пунктом 6.7. Инструкции предусмотрено, что если поручение дано нескольким исполнителям, то должностное лицо, указанное в поручении первым или ответственным, является основным исполнителем данного поручения, несет ответственность за его исполнение и организует работу соисполнителей по его выполнению. Все остальные исполнителя ответственны за своевременный и качественный анализ информации и представление ответственному исполнителю в установленные им сроки необходимых материалов.
Указанными актами предусмотрена ответственность за своевременное исполнение поручений документов исполнителей, в том числе заместителя министра как руководителя структурного подразделения (пункты 54, 57 Регламента деятельности, пункты 1.4, 7.1 Инструкции).
Из журнала ознакомления с перечнем нормативных правовых актов при поступлении на службу следует, что с данными актами Неретина Е.В. ознакомлена 8 июля 2023 г.
Согласно регистрационным карточкам входящих документов из системы «ДЕЛО-WEB» за период с мая по август 2023 г., в адрес Неретиной Е.В. направлены различные поручения и документы, которые приняты ею к исполнению и в дальнейшем направлены ею на исполнение в отдел архитектуры, выдачи разрешительной документации, регулирования градостроительной деятельности и КРТ и отдел контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности. В данных карточках отсутствуют отметки об исполнении документов Неретиной Е.В. в срок, установленный в поручениях, письмах и резолюциях.
Факт получения документов и поручений на исполнение истцом Неретиной Е.В. не оспаривался.
Доказательств, подтверждающих исполнение документов и поручений в установленный срок, истцом Неретиной Е.В. не представлено.
Согласно пункту 6 служебного контракта заместитель министра Неретина Е.В. как гражданский служащий обязана исполнять обязанности государственного гражданского служащего Республики Мордовия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в подпунктах 2, 3 которой гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд находит, что неисполнение в установленный срок поручений и документов, свидетельствует о наличии в действиях Неретиной Е.В. нарушения служебной дисциплины, то есть дисциплинарного проступка.
В силу положений статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
В подпункте "б" пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 разъяснено, что днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
В заключении служебной проверки указана дата обнаружения нарушений сроков исполнения поручений и документов 26 декабря 2023 г.
Согласно пункту 62 Регламента деятельности контроль за исполнением поручений, включая поручения министра и заместителей министра обеспечивается организационно-правовым отделом.
Пунктом 7.4 Инструкции предусмотрено, что контроль исполнения строится на базе регистрационных данных регистрационно-контрольных форм.
Учитывая данные положения, датой обнаружения нарушения служебной дисциплины Неретиной Е.В. является служебная записка начальника отдела организационной и кадровой работы Министроя Республики Мордовия ФИО1 от 28 декабря 2023 г.
Согласно заключению, Неретиной Е.В. не исполнено в установленный срок 25 поручений и документов с различными сроками исполнения, а, следовательно, днем совершения дисциплинарного проступка является дата срока исполнения каждого документа.
В силу указанных положений, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев окончания срока исполнения поручений, то есть с учетом даты приказа о применении дисциплинарного взыскания не раньше 8 октября 2023 г.
Исходя из информации в регистрационных карточках входящих документов из системы «ДЕЛО-WEB» о сроках исполнения, такими документами являются документы:
-регистрационный №02-09/56 от 2 июня 2023 г. срок исполнения декабрь 2023 г.,
-регистрационный №56-сф от 16 июня 2023 г. срок исполнения 10 октября 2023 г.
Однако, в регистрационной карточке документа регистрационный №02-09/56 от 2 июня 2023 г. в разделе исполнение Неретиной Е.В. значится отчет №688-РМ/2 от 20 декабря 2023 г. Аналогичное исполнение документа указано в строке исполнителя министра строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО2, что свидетельствует об исполнении данного документа в установленный срок.
В регистрационной карточке документа регистрационный № 56-сф от 16 июня 2023 г. министром ФИО2 данный документ передан первому заместителю министра ФИО5, который значится единственным ответственным исполнителем.
3 августа 2023 г. первый заместитель министра ФИО5 передает документ на рассмотрение заместителю министра Неретиной Е.В. указывая, ответственным исполнителем.
Между тем, согласно выписке из табеля учета использования рабочего времени за август 2023 г. 3 августа 2023 г. министр ФИО2 присутствовал на рабочем месте.
Согласно положениям пунктов 50, 51 Регламента деятельности изменение ответственного возможно на основании резолюции министра при наличии письменных предложений с обоснованием необходимости изменения ответственного исполнителя.
Данный документ значится исполненным 17 октября 2023 г., то есть с нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах, с учетом действующих локальных актов и отсутствием доказательств изменения исполнителя в установленном порядке, суд находит, что ответственность за нарушение срока исполнения документа несет ответственный исполнитель первый заместитель министра ФИО5, а, следовательно, со стороны Неретиной Е.В. отсутствует нарушение служебной дисциплины.
Кроме того, при проведении служебной проверки не учтены фактические обстоятельства, а также предыдущее отношение к исполнению должностных обязанностей Неретиной Е.В., а именно нахождение на испытательном сроке в период с 17 мая 2023 г. по 5 сентября 2023 г. При этом согласно отзыву по итогам испытательного срока от 5 октября 2023 г., подписанного министром ФИО2 Неретина Е.В. признана соответствующей замещаемой должности заместителя министра. Ей дана характеристика как дисциплинированного и ответственного специалиста, способного выполнять возложенные на него задачи, целеустремленной, обладающей аналитическим складом ума. К данному отзыву приложена таблица учета результатов исполнения должностных обязанностей в период испытания, подписанная министром ФИО2 5 октября 2023 г., в котором отсутствуют сведения о замечаниях и невыполненных поручениях.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что у министра ФИО2, в непосредственном подчинении которого находится заместитель министра Неретина Е.В., отсутствовали какие-либо претензии по исполнению документов и поручений последней.
При проведении проверки также не учтены объективные обстоятельства, а именно длительное отсутствие Неретиной Е.В. на службе по уважительной причине, поскольку согласно табелей учета рабочего времени, она была нетрудоспособна в период с 12 по 19 июля 2023 г. (8 дней), с 14 по 25 августа 2023 г. (12 дней), с 14 октября по 3 ноября 2023 г. (21 день), с 3 по 29 декабря 2023 г. (27 дней), с 15 января по 5 апреля 2024 г. (80 дней), а также в отпуске с 20 сентября по 1 октября 2023 г. (12 дней), что свидетельствует о наличии уважительных причин неисполнения документов в установленный срок.
Принимая во внимание изложенное, суд находит незаконным приказ министра строительства и архитектуры Республики Мордовия от 8 апреля 2024 г. №84-к о применение к Неретиной Е.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
9 января 2024 г. в Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия поступило представление первого заместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4 от 29 декабря 2023 г. о нарушении законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления, в котором указано, что Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия ненадлежащим образом осуществляется исполнение возложенных законом полномочий при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления. В частности, в рамках проведенной Минстроем Республики Мордовия внеплановой проверки администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района выявлены нарушения градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района и опубликованию результатов их проведения, в связи с чем, Минстроем Республики Мордовия выдано предписание об устранении выявленных нарушений. При этом Минстроем Республики Мордовия достаточных мер, в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, не принято.
11 января 2024 г. издан приказ Минстроя Республики Мордовия № 05-к «О проведении служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих», в том числе в отношении Неретиной Е.В.
11 января 2024 г. Неретина Е.В. ознакомлена с данным приказом и уведомлена о необходимости представить письменные объяснения в течение двух рабочих дней.
15 января 2024 г. Неретиной Е.В. даны объяснения о том, что в период предписания об устранении выявленных нарушений от 4 мая 2023 г. она не работала.
При проведении служебной проверки рассмотрены: служебная характеристика на Неретину Е.В., информация о служебной дисциплине Неретиной Е.В., служебный контракт с Неретиной Е.В., нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, представленные Неретиной Е.В. письменные объяснения.
По результатам проведенной служебной проверки 6 февраля 2024 г. составлено заключение, согласно которому установлено, что 6 июля 2023 г. Неретина Е.В. дала устное поручение (из объяснительной записки получателя поручения), а также отписала начальнику отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности в программе ДЕЛО-Web (вх. № 2498 от 5 июля 2023 г.), по рассмотрению материалов, направленных письмом от 3 июля 2023 г. № 224 Администрацией Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района, об исполнении предписания Минстроя Республики Мордовия от 4 мая 2023 г. № 297 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. Данное предписание не исполнено в полном объеме. Сведения о ненадлежащем исполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности направлены в Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района, Прокуратуру Лямбирского района и Прокуратуру Республики Мордовия письмом от 3 августа 2023 г. № 1858 за подписью заместителя Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия Неретиной Е.В. При этом, Неретиной Е.В. не было дано поручение отделу контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности по проведению дополнительных проверочных мероприятий в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, в нарушение требования, установленного частью 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, Неретиной Е.В. не осуществлен контроль за работой отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности по реализации установленных полномочий.
В проверке сделан вывод о наличии дисциплинарного проступка, имеющего длящийся характер, в служебной деятельности Неретиной Е.В., выразившегося в ненадлежащем обеспечении осуществления полномочий министерства в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности, ненадлежащем контроле за работой находящегося в ведении Неретиной Е.В. отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности и исполнении служебной обязанности по осуществлению контроля за исполнением выданного Минстроем Республики Мордовия предписания от 4 мая 2023 г. № 297 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Учитывая отрицательную характеристику на Неретину Е.В., а также тот факт, что в отношении Неретиной Е.В. проводилась служебная проверка и комиссией ранее даны предложения о привлечении ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания, предложено применить к Неретиной Елене Валерьевне – заместителю министра строительства и архитектуры Республики Мордовия дисциплинарное взыскание в виде замечания.
На основании данного заключения приказом Минстроя Республики Мордовия от 8 апреля 2024 г. №85-к к Неретиной Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за совершение дисциплинарного проступка, выразившего в ненадлежащем обеспечении осуществления полномочий Минстроя Республики Мордовия в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности, ненадлежащем контроле за работой находящегося в ведении отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности и исполнении служебной обязанности по осуществлению контроля за исполнением предписания, выданного Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия.
С данным приказом Неретина Е.В. ознакомлена 8 апреля 2024 г.
Согласно Регламенту деятельности заместители министра организуют и координируют осуществление функций Министерства в соответствии с его Положением, Регламентом, распределением обязанностей между заместителями министра (пункт 8).
Приказом №83 от 4 мая 2022 г. утверждено Распределение обязанностей между заместителями Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, в соответствии с которым первый заместитель министра и заместители министра находятся в непосредственном подчинении министра.
Согласно данному распределению в компетенцию первого заместителя министра ФИО5 входит комплекс полномочий в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности и непосредственно руководит отделом контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности. В период временного отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, командировкой, полномочия первый заместитель министра ФИО5 осуществляет заместитель министра ФИО3 или другой заместитель министра, определяемый министром.
Приказом №284 от 10 ноября 2023 г. внесены изменения в Распределение обязанностей между заместителями Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, согласно которым перераспределены компетенции, в частности, комплекс полномочий в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности отнесен к компетенции заместителя министра Неретиной Е.В., а также указано, что данный заместитель министра непосредственно руководит работой отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности. В период временного отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, командировкой, полномочия заместителя министра Неретиной Е.В. осуществляет первый заместитель министра ФИО5 или другой заместитель министра, определяемый министром.
Исходя из указанных положений 10 ноября 2023 г. полномочия в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности и непосредственное руководство отделом контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности входили в компетенцию первого заместителя министра ФИО5
Положениями пунктах 2, 6 служебного контракта предусмотрено, что Неретина Е.В. обязана исполнять должностные обязанности по должности заместителя министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, в соответствии с прилагаемым к данному служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Республики Мордовия.
Между тем, должностной регламент, действующий в данный период, суду не представлен.
Должностной регламент заместителя Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия (Неретиной Е.В.), утвержден 26 января 2024 г.
С данными нормативными актами и должностным регламентом Неретина Е.В. ознакомилась, получив 4 марта 2024 г. почтовую корреспонденцию, направленную по описи от 2 февраля 2024 г. и кассовому чеку № 139347 от 2 февраля 2024 г., согласно её заявлению от 15 января 2024 г.
При таких обстоятельствах, суд находит, что, отсутствовали основания для привлечения к дисциплинарной ответственности Неретиной Е.В. за ненадлежащее обеспечение осуществления полномочий Минстроя Республики Мордовия в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности, ненадлежащий контроль за работой находящегося в ведении отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности.
Кроме того, отсутствовали основания для привлечения к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебной обязанности по осуществлению контроля за исполнением предписания, выданного Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия.
4 мая 2023 г. Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района выдано предписание Минстроя Республики Мордовия № 297 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности в срок до 5 июля 2023 г., которое подписано должностными лицами отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности, а также первым заместителем министра ФИО5
Таким образом, на первом заместителе министра ФИО5 как лице, выдавшем данное предписание, а также в силу указанных полномочий, определенных министром, лежал контроль за исполнением данного предписания в установленный срок.
5 июля 2023 г. в Минстрой Республики Мордовия представлен ответ Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района о выполнении данных предписаний, из которого следовало, что данное предписание не исполнено.
Согласно регистрационной карточке 6 июля 2023 г. данный документ передан первым заместителем министра ФИО5 заместителю министра Неретиной Е.В. с резолюцией «прошу рассмотреть».
В соответствии с пунктом 2 части третьей статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации письмом № 1858 от 3 августа 2023 г. заместителем министра Неретиной Е.В. направлено Главе Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, Прокуратуре Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и Прокуратуре Республики Мордовия о необходимости исполнения предписания в полном объеме.
В соответствии с абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), муниципального контроля» (в редакции, действующей с 28 июня 2023 г.) в 2023 г. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 части третьей статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что Неретиной Е.В. приняты меры по контролю исполнения предписания в пределах имеющихся полномочий путем направления сведений о его неисполнении в органы прокуратуры для применения мер реагирования.
Доводы представителя ответчика Медянкиной Л.Л. о необходимости проведения внеплановой проверки по исполнению предписания, суд находит несостоятельным, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих наличия норм, регулирующих сроки проведения анализа отчета об исполнении предписания, срок назначения и проведения внеплановых проверок исполнения предписаний контролирующего органа.
Кроме того, не учтено, что истек шестимесячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку в силу положений пункта 7.3 Инструкции исполнение документа, в течение месяца, то есть до 5 августа 2023 г., что является днем совершения нарушения служебной дисциплины.
При проведении проверки также не учтены объективные обстоятельства, а именно длительное отсутствие по уважительной причине в связи с нетрудоспособностью и отпуском, нахождение на испытательном сроке, положительная характеристика по его окончанию.
Учитывая изложенное, суд находит, что отсутствовали основания для применения в отношении Неретиной Е.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания, в связи с чем, оспариваемый приказ является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Неретиной Е.В. к Минстрою Республики Мордовия о возложении обязанности отменить приказы о наложении дисциплинарных взысканий обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда об отмене приказов о применении дисциплинарных взысканий является разумным и достаточным.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Неретиной Елены Валерьевны (паспорт №) к Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия (ИНН №) о возложении обязанности отменить приказы о наложении дисциплинарных взысканий удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить приказ от 8 апреля 2024 г. № 85-к о применении к Неретиной Елене Валерьевне дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить приказ от 8 апреля 2024 г. № 84-к о применении к Неретиной Елене Валерьевне дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья С.Г. Скуратович
Мотивированное решение суда составлено 31 июля 2024 г.