Решение по делу № 33а-1824/2020 от 11.12.2019

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-1824/2020

Судья: Чекрий Л.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Шеломановой Л.В.

Судей

Ильичевой Е.В., Ивановой Ю.В.,

при секретаре

Матвеевой В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 января 2020 года административное дело № 2а-4204/19 по апелляционной жалобе Омининой Александры Александровны на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2019 года по административному исковому заявлению Омининой Александры Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным действия,

Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В. выслушав объяснения представителя административного истца Омининой А.А. – Галлямова Е.Д. (доверенность), представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу – Билык Т.Е. (доверенность), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Оминина А.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управления Росреестра), выразившееся в приостановлении <дата> внесения записи в государственный кадастр недвижимости сведений на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> путем направления уведомления №.... Просила обязать административного ответчика провести кадастровый учет <адрес> по указанному адресу с присвоением кадастрового номера. В обоснование иска административный истец указала, что при рассмотрении Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга гражданского дела №... стало известно, что <адрес> по указанному адресу не состоит на кадастровом учете как отдельный объект недвижимости. Между тем, указанная квартира была передана по договору о передаче квартиры в собственность граждан №... от <дата> именно как на отдельный объект недвижимости. Аналогичный договор был заключен с гражданами, проживающими в <адрес>. Право долевой собственности на спорную квартиру возникло у Омининой А.А. на основании договора дарения № 1Д-1748 от <дата>, запись о регистрации от <дата> №.... Учитывая, что сведения на квартиру имелись в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРП) до <дата>, Управление Россреестра должно было присвоить указанному помещению кадастровый номер, как ранее учтенному объекту недвижимости, без обращения гражданина.

Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.

Не согласившись с решением суда, административный истец подала на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового, полагает судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм, как процессуального, так и материального права. Просит удовлетворить заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец – Оминина А.А. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, представление своих интересов Оминина А.А. доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В частности, в соответствии с частью 4 статьи 8 названного закона в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

В силу части 1 статьи 14 данного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории)…8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (часть 2 статьи 14).

В силу пунктов 5, 7, 49, 50 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости); местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней).

Согласно статье 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя; 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Оминина АА., на основании договора дарения № 1Д-1748 от 06.04.2006, является собственником <...> доли в праве собственности на квартиру <адрес> Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке <дата>, рег. №... (л.д. 21-23).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровый учет в отношении спорной <адрес> не произведен, в реестре отсутствуют данные о виде жилого помещения, кадастровой стоимости, кадастровом номере.

<дата> Оминина А.А., указывая, что ее право собственности на квартиру возникло в 2006 году на основании договора дарения, то есть до 2013 года, кадастровый учет квартиры должен был быть произведен без ее участия, обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о внесении изменений в запись реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости в связи с изменением статуса сведений о характеристиках объекта недвижимости с «актуальные незасвидетельствованные» на «актуальные». Изменение сведений о кадастровом номере - на «присвоить квартире кадастровый номер».

Уведомлением административного ответчика от <дата> действия по внесению изменений в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости приостановлены до <дата> со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 205 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по причине не представления заявителем документов. В данном уведомлении указано, что права на указанный объект недвижимости (кВ. №...) возможно зарегистрировать при наличии следующих условий: прекращения права общей долевой собственности на <адрес>, и достижения всеми собственниками (кВ. №... и кВ. №...) соглашения об определении долей в праве собственности на <адрес>, в том числе, в судебном порядке. Заявителю направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации от <дата> №... (л.д. 18).

Решением заседания апелляционной комиссии Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 22.08.2019 №29 Омининой А.А. отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении (л.д. 19).

Как следует из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРН, кадастровый учет в отношении <адрес> так же, как и в отношении <адрес> не произведен, сведения об объекте сформированы по данным, ранее внесенным в ЕГРП (л.д. 69-74).

     Вместе с тем, из содержания выписки из ЕГРН от 21.10.2019 следует, что 14.09.2012 Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее - ГУП «ГУИОН»), в полномочия которого до <дата> входило осуществление государственного кадастрового учета, был произведен кадастровый учет <адрес> по адресу: <адрес> присвоением кадастрового номера №.... Жилое помещение имеет статус «ранее учтенный». Сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано (л.д. 75-76).

Кроме того, в материалы дела представлено, заочное решение Василеостровского районного суда от 06 июля 2011 года по делу №2-2145\11, которым за З1 признано право собственности <...> доли в квартире №55-56 по адресу: Санкт-Петербург, 11-я линия В.О., д. 14/39 (л.д. 77-79). Из содержания указанного решения следует, что ГУП «ГУИОН» с учетом особенностей планировки <адрес>, а именно наличия общего коридора, объединяющего две части квартиры, проход к каждой из этих частей которой осуществляется через общий вход и указанный коридор, был составлен технический паспорт на <адрес>, как единый объект недвижимости.

Как установлено судом первой инстанции, снятие с кадастрового учета данного объекта с одновременной постановкой на учет заявленного административным истцом объекта не инициировано. Вместе с тем, такие требования являются предметом рассмотрения Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга в рамках гражданского дела №... по иску З1 к Омининой А.А. и другим собственникам квартир №№..., 56 по адресу: Санкт-Петербург, 11-я линия В.О., <адрес> прекращении права собственности на указанные объекты и признании права собственности на объединенный объект - <адрес> по указанному адресу.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Управления Росреестра оснований для приостановления регистрационных действий, с учетом некорректности поданного административным истцом в указанный     орган заявления, которое содержит взаимоисключающие сведения, а именно: заявление Омининой А.А. содержит просьбу о внесении изменений в запись реестра прав, тогда как сами изменения касаются присвоения кадастрового номера объекта недвижимости. Кроме того, административным истцом к заявлению не были представлены указанные в Уведомлении от <дата>, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Суд первой инстанции правильно указал, что заявление, поданное административным истцом, и имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения об объекте носят противоречивый характер, что не позволяет идентифицировать объект недвижимости применительно к его индивидуальным особенностям. Более того, имеется спор о праве, между собственниками долей объединенной <адрес> Омининой А.А. и З1, от разрешения, которого зависит определение правообладания указанным объектом недвижимости и его составными частями (квартирами №... и №...).

Фактически доводы заявления Омининой А.А., адресованного административному ответчику, направлены на преодоление заочного решения Василеостровского районного суда от <дата> по делу №..., которым признано право собственности за наследником одного из сособственников <адрес>З1 на долю в праве собственности на объединенный объект – <адрес>.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 84 КАС РФ.

Судебная коллегия оценивает довод апелляционной жалобы, что о том, что объекту надлежало присвоить кадастровый номер, как ранее учтенному объекту (то есть, как объекту, учтенному до 2013года), как основанный применительно к спорным правоотношениям на ошибочном толковании закона, поскольку ранее учтенным объектом является <адрес>, кадастровый учет которой был произведен <дата>.

Судом сделан правильный вывод о том, что обжалуемое решение Управления Росреестра по СПб о приостановлении регистрационных действий принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Также судом первой инстанции верно указано на то, что доводы Омининой А.А. о правах на отдельные <адрес> №... либо объединенный объект <адрес> подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства - при рассмотрению Василеостровским районным судом гражданского дела по иску З1 к собственникам квартир №№..., №... по адресу: <адрес>, что выходит за пределы настоящего административного иска

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Омининой Александры Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №...а-1824/2020

Судья: Чекрий Л.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Шеломановой Л.В.

Судей

Ильичевой Е.В., Ивановой Ю.В.,

при секретаре

Матвеевой В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> административное дело №...а-4204/19 по апелляционной жалобе Омининой А. А.ы на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по административному исковому заявлению Омининой А. А.ы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным действия,

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Омининой А. А.ы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1824/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Оминина Александра Александровна
Ответчики
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Шеломанова Лариса Викторовна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
12.12.2019Передача дела судье
20.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Передано в экспедицию
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее