дело N 2-2751/2022
56RS0027-01-2022-003460-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 28 октября 2022 года
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.В.,
с участием помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцевой О.Р.,
истца Иванцовой Л.И.,
представителя ответчика Чернова С.А. – адвоката Щербаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванцовой Л.И. к Чернову С.А. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Иванцова Л.И. обратилась в суд с иском к Чернову С.А. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>.
28 февраля 2007 года в жилом помещении был зарегистрирован ответчик, однако он никогда в жилом доме не проживал и не проживает, не является членом семьи истца, не несет бремя содержания жилого помещения.
Регистрация ответчика в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении существенно ограничивает ее права, поскольку ограничивает право на пользование и распоряжение жилым помещением.
С учетом уточнения исковых требований истец просила суд признать Чернова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета.
Иванцова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что Чернов С.А. приходится внуком ее знакомого, который не имел своего жилого помещения, а потому он попросил прописать ответчика в жилом доме истца. Соглашения о проживания ответчика в жилом помещении при этом не заключалось, регистрация носила формальный характер.
В связи с неявкой Чернова С.А. в судебное заседание, извещенного по последнему известному месту жительства, и отсутствием сведений о месте его жительства ответчику в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначен представитель – адвокат Щербакову Е.В., которая исковые требования не признала.
В своем заключении помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцевой О.Р. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что поскольку Чернов С.А. никогда не вселялся в жилое помещение, членом семьи собственника жилого помещения не является, какого-либо соглашения о порядке пользования жилым помещением не достигнуто, ответчик не приобрел право пользования жилы помещением.
В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение прокурора, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что предметом спора является жилой дом <адрес>.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела правоустанавливающих документов усматривается, что собственником жилого помещения является Иванцова Л.И. на основании договора купли-продажи от 5 октября 1998 года.
Право собственности истца в отношении жилого дома зарегистрировано Управлением Росреестра по Оренбургской области 5 ноября1998 года.
В указанном жилом помещении с 28 февраля 2007 года зарегистрирована ответчик Чернов С.А., что подтверждается справкой о регистрации от 12 августа 2022 года № адресной справкой от 30 августа 2022 года.
Как следует из материалов дела, спор инициирован исковой стороной со ссылкой на нарушение ее имущественных прав и законных интересов по мотиву сохранения ответчиком регистрации в жилом помещении, в котором она никогда не проживала.
В судебном заседании Иванцова Л.И. пояснила, что ответчик приходится внуков знакомого их семьи, которого она прописала в жилом помещении по просьбе последнего.
На основании статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав осуществляется судом, путем восстановления положения, существующего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения, иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Право собственности, являясь абсолютным гражданским правом, предоставляет собственнику защиту от любых действий, как связанных с лишением владения, так и без таковых (статьи 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одной из правовых форм защиты вещных прав собственника жилого помещения является признание не приобретшим право пользование лицами, имеющими регистрацию в жилом помещении.
Соответственно, при разрешении дел данной категории следует исходить из юридических оснований возникновения жилищных прав спорящих сторон.
Материалами дела подтверждается, что жилищные права истцов основаны на зарегистрированном вещном праве. При этом, как право собственности истцов, так и юридическое основание возникновения данного права недействительными не признаны.
Право собственности истцов на жилое помещение является законным правовым основанием для возникновения жилищных прав. Поскольку истцы являются законными обладателями прав владения, пользования и распоряжения спорным жилым помещением, правовых оснований для прекращения, а равно ограничения указанных прав не имеется.
Принимая во внимание, что правомерность притязаний истцов основана на действительном зарегистрированном праве, защита имущественных прав последних избранным способом судебной защиты сомнений в правильности не вызывает.
Оценивая жилищные права ответной стороны, суд исходит из следующего.
Жилищные права и обязанности возникают и прекращаются из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (пункт 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения вправе вселить в жилое помещение тех или иных лиц в качестве членов своей семьи (статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 разъяснено, что в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
По смыслу указанных правовых норм и разъяснений по их применению, лицо приобретает право пользования жилым помещением в случае вселения собственником помещения в качестве члена своей семьи.
Таким образом, юридически значимым по делу обстоятельством являлось выяснение вопроса о том, вселялась ли Чернова С.А. в спорное жилое помещение в качестве члена семьи истцов.
Заявив о признании Чернова С.А. не приобретшим право пользования спорным жилым помещением, в обоснование требований истец указывала, что право пользования домом ответчиком не было приобретено, поскольку фактически ответчик не вселялся в данное жилое помещение.
Согласно акту, составленному сотрудником <данные изъяты> на основании пояснений соседей истца, Чернов С.А. в жилом помещении не проживает.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9 пояснили, что Чернов С.А. никогда не вселялся и не проживал в жилом помещение, его вещей в жилом доме нет, долгое время его судьба не известна.
Оценивая свидетельские показания в совокупности с представленными в материалы дела документами, суд, приходит к выводу о том, что данные показания свидетельствуют о не проживании ответчика в спорномдоме.
Проверяя наличие юридических оснований возникновения у ответчика прав в отношении спорного жилого помещения, суд установил, что ответчик к членам семьи собственника в силу закона не относятся, в качестве такового самим истцом не вселен.
Регистрация ответчика в спорном жилом доме носит формальный характер, поскольку с момента регистрации ответчик проживал в другом жилом помещении.
Со стороны ответчика в материалы дела также не представлено доказательств, подтверждающих выполнение обязанностей по обеспечению сохранности и надлежащем состоянии жилого помещения, а также своевременной оплаты коммунальных услуг.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о временном отсутствии ответчика в спорном жилом помещении, в материалах дела не имеется.
Суд учитывает также то, что Черновым С.А. в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств, свидетельствующих о его заинтересованности в жилом помещении, попытках вселения в спорный жилой дом и проживания в нем, а также чинения в этом препятствий со стороны истца, что напротив, указывает на отсутствие проявления интереса со стороны данных лиц к спорной жилой площади.
Эти же обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении Черновым С.А. своими правами, поскольку он не намерен проживать в нем, что является недопустимым.
Факт регистрации ответчика в спорномжилом помещении ущемляет права истца как собственника, так как она не может в полной мере реализовать полномочия собственника, вынуждена нести дополнительные расходы по оплате коммунальных платежей за зарегистрированного в нем ответчика.
В силу установленного правового регулирования к числу граждан, права которых при смене собственника имущества остаются неизменными относятся: бывшие члены семьи собственника, которые на момент приватизации имели равные права пользования жилым помещением, но в процессе приватизации по тем или иным причинам не стали собственниками (статья 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодексаРоссийской Федерации"); рентополучатели по договору пожизненного содержания с иждивением, поскольку жилое помещение обременено рентой, а рентополучатель вправе проживать и пользоваться таким жилым помещением (статьи 601 - 605 Гражданского кодекса Российской Федерации); лица, пользующиеся жилым помещением на основании завещательного отказа (статья 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд отмечает, что к числу указанных лиц ответчик не относится.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в установленной законом форме проживание ответчика в жилом помещении не оформлялось, соглашение с истцом как собственником жилого дома о порядке владения и пользования жилым помещением не заключалось, ответчик в жилое помещение в качестве члена семьи истца не вселялся, не проживал и не проживает в нем, не несет бремя содержания жилого помещения.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, ответчик в подтверждение правомерности возникновенияжилищных правв отношении спорного жилого помещения доказательств, представлено не было.
В данной связи и поскольку в требуемой законом форме соглашение о порядке пользования жилым помещением спорящими сторонами заключено не было, ответчик членом семьи истца не является, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных жилищным законодательством оснований для возникновения у ответчика прав владения и пользования жилым помещением не имеется.
Учитывая, что истец является собственником жилого помещения, при отсутствии правовых оснований для владения и пользования ответчиком жилым помещением, исковые требования подлежат удовлетворению, ответчик подлежит признанию не приобретшим право пользования жилым помещением.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Иванцовой Л.И. к Чернову С.А. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета – удовлетворить.
Признать Чернова С.А., <данные изъяты>, утратившим право пользования жилым помещением – жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Чернова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 4 ноября 2022 года.
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов