ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6343/2021
№ 2-5390/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 26 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Нестеровой А.А., Рогожина Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО14 в лице законного представителя ФИО1 к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе ФИО1, действующей в интересах ФИО15, на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2020 года,
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., выслушав объяснения ФИО6 и ее представителя ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО8, действующая в интересах ФИО11 обратилась в суд с иском к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании ФИО11 нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности принять ФИО11 на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях не позднее 1 месяца с момент вступления судебного решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус «ребенок-инвалид». С ДД.ММ.ГГГГ года проживает в г. Санкт-Петербург в связи с необходимым лечением и обучением. Однако администрация Выборгского района Санкт-Петербурга отказывает истцу в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2020 года, в удовлетворении искового заявления ФИО11 в лице законного представителя ФИО1 к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, действующая в интересах ФИО11, просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО9, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Как следует из материалов дела, согласно справке № № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус «ребенок-инвалид».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. Ее мать ФИО1 постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, по данному адресу также зарегистрирована <данные изъяты> ФИО11
Судами установлено, что ФИО1, действующая в интересах ФИО11, обращалась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ФИО11 на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание в г. Санкт-Петербург на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Также ФИО1, действующая в интересах ФИО11, обращалась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании ее нуждающейся в специальной социальной защите и предоставлении специализированного жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Выборгского района Санкт-Петербурга сообщила ФИО1 о принятии положительного решения по вопросу признания ее и ее дочери нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении жилой площади специализированного жилищного фонда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что при рассмотрении вопроса о принятии ФИО16 на учет нуждающихся в жилых помещениях, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга обоснованно указала на отсутствие необходимого 10-летнего срока проживания в Санкт-Петербурге.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 407-65).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона Санкт-Петербурга на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для постановки ФИО11 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении основан на положениях вышеуказанного Закона и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы право субъекта Российской Федерации (города федерального значения Санкт-Петербурга) устанавливать, в том числе, условие относительно времени проживания на территории субъекта определено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данная норма позволяет субъекту Российской Федерации при отсутствии урегулирования на федеральном уровне осуществлять по предметам совместного ведения собственное правовое регулирование. Главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не решен.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.01.2003 N 17-О.
Таким образом, условие о 10-летнем сроке проживания в Санкт-Петербурге как условие постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не может рассматриваться как нарушение конституционных прав истца.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений норм материального права или процессуального права, которые повлияли на исход дела, в связи с чем оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, действующей в интересах ФИО12 Яны ФИО3, – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи