Судья Некрасова О.С. Дело № 33-5367/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.А., Круковской А.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 02 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе Фёдоровой О.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Фёдоровой О.С. к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кослан», Администрации муниципального района «Удорский» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дома <Адрес обезличен>, в том числе, выполнить работы по замене фундамента, частичной замене несущих и ограждающих конструкций, замене окон и дверей, замене полов первого этажа, замене печей, системы водоснабжения, системы вентиляции, канализации, электрической проводки, выполнению планировки территории.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., пояснения истца Фёдоровой О.С., представителя ответчика Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Лютика С.Н., представителей ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми Зверева А.Л. и Шмидт О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Фёдорова О.С. обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», АМО СП «Кослан», АМР «Удорский», с учетом уточнений просила возложить на ответчиков обязанность произвести капитальный ремонт дома <Адрес обезличен>, в том числе, выполнить работы по замене фундамента, частичной замене несущих и ограждающих конструкций, замене окон и дверей, замене полов первого этажа, замене печей, системы водоснабжения, системы вентиляции, канализации, электрической проводки, выполнению планировки территории.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2018 года исковое заявление Федоровой О.С. к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кослан», администрации муниципального района «Удорский» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома оставлено без рассмотрения с указанием на то, что Закон не предусматривает право нанимателя одного помещения в многоквартирном доме обратиться в суд в защиту интересов всех других собственников и жильцов дома. Полномочий на подачу заявления в суд в защиту других лиц истцом не представлено.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 07 февраля 2019 года определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2018 года отменено, гражданское дело по иску Фёдоровой О.С. направлено в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для рассмотрения по существу.
Ответчики с иском истца не согласились.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Фёдорова О.С. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Представители ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой истца не согласились.
Ответчики администрация МО СП «Кослан» и администрация МР «Удорский» и третьи лица Политова В.А., Коковкина О.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, жилой дом <Адрес обезличен> состоит из четырех квартир, собственниками которых являются: администрация МО СП «Кослан» (квартиры <Номер обезличен>), Политова В.А. (квартира <Номер обезличен>), и Коковкина О.С. (квартира <Номер обезличен>).
Фёдорова О.С. является нанимателем квартиры <Номер обезличен> на основании договора социального найма жилого помещения от 30 мая 2017 года.
В настоящее время Федорова О.С. проживает в городе Сыктывкаре, однако договор социального найма на указанное жилое помещение не расторгнут.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы. Дом <Номер обезличен>, расположенный по ул. <Адрес обезличен>, включен в Региональную программу.
По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, работы по капитальному ремонту (электроснабжение, отопление, водоотведение, фундамент, крыша, фасад) в МКД <Адрес обезличен> были включены изначально на 2017 год.
НКО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» были организованы работы по подготовке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения, отопления, водоотведения, скатной крыши, фасада и фундамента.
В период проведения конкурсных мероприятий по отбору подрядной организации на выполнение вышеуказанных работ было проведено обследование МКД, в ходе которого было выявлено, что фундамент находится в неработоспособном состоянии и было указано на необходимость замены конструкций фундамента с расселением жильцов, что является реконструкцией дома.
ООО «ГарантПроект» подготовлен Акт комиссионного осмотра МКД от 21 июня 2017 года о нецелесообразности капитального ремонта систем отопления, водоотведения и электроснабжения, скатной крыши, фасада, фундамента (прилагается).
Межведомственной комиссией, созданной администрацией сельского поселения «Кослан», от 24 августа 2017 года жилые помещения признаны непригодными для проживания, жилой дом признан аварийным.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 2 февраля 2018 года № 60 дом был исключен из краткосрочного плана капитального ремонта на 2015-2017 годы на основании решения о признании МКД аварийным.
В дальнейшем администрацией СП «Кослан» было выяснено, что ООО «ГрантПроект» не является специализированной организацией, в установленном порядке аттестованной на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, что противоречит пункту 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации.
24 сентября 2017 года межведомственная комиссия администрации СП «Кослан» провела повторное обследование МКД и приняла решение о признании указанного дома пригодным для проживания… Было проведению повторное обследование межведомственной комиссией с привлечением специализированной организации, аттестованной на право подготовки заключений экспертизы проектной организации и (или) результатов инженерных изысканий. В соответствии с договором от 29 января 2018 года между АО «Российской государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» был подготовлен отчет по обследованию МКД № 7. Согласно отчету по обследованию МКД техническое состояние здания оценено как ограниченно-работоспособное и пригодным для проживания, при этом требуется капитальный ремонт дома: ремонт фундамента, частичная замена несущих и ограждающих конструкций, замена окон и дверей, замена полов 1 этажа, частичная замена инженерного оборудования (отопления, демонтаж или ремонт печей, водоснабжения, вентиляции, канализации, замена электрической проводки, теле- и радиофикация), выполнить планировку территории.
В отчете указано, что согласно визуальному осмотру техническое состояние фундаментов под наружными и внутренними стенами признано аварийным.
В соответствии с распоряжением администрации сельского поселения «Кослан» от 4 апреля 2018 года № 10-р на основании акта обследования МКД от 20 марта 2018 года жилые помещения указанного дома и в целом дом признаны подлежащими капитальному ремонту.
При этом, в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, на территории муниципального образования муниципального района «Удорский» на 2018 - 2020 годы, утвержденный постановлением администрации МО МР «Удорский» от 11 августа 2017 года № 568, МКД № 7 не был включен.
29 декабря 2018 года в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2018 - 2020 годы внесены изменения, предусматривающие выполнение работ по капремонту дома в рамках краткосрочного плана в 2019 году.
Собственниками помещений в МКД № 7 уплачено взносов на капитальный ремонт по состоянию на 14 мая 2019 года в сумме 31 668,78 рублей, задолженность составляет 5 123,19 рубля.
Разрешая спор, суд, исследовав представленные сторонами по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, положениями Закона Республики Коми от 24.06.2013 №57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», Постановления Правительства Республики Коми от 30.12.2013 №572, регулирующими спорные правоотношения, и установив, что по состоянию на день принятия судом решения многоквартирный жилой дом №7 включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, краткосрочным планом установлен срок 2019 год, который на дату принятия решения не завершился, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Выводы суда подробно мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания их неправильными не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Как следует из Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: износ многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию; своевременность и полнота оплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт; дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе капитального ремонта.
Материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения дела многоквартирный дом № 7, расположенный по ул. Советской с. Кослан Удорского района Республики Коми был включен в региональную программу капитального ремонта, установленный краткосрочным планом срок 2019 года не завершился.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о нарушениях норм материального права, а именно Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, поскольку решение вопроса о проведении капитального ремонта, его сроков, отселение граждан для проведения капитального ремонта из жилого помещения находящегося в муниципальной собственности, входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Органами местного самоуправления был разрешен вопрос о проведении капитального ремонта жилого дома, в котором находится квартира, предоставленная истцу, и о его сроках.
Вместе с тем постановлением Правительства Республики Коми от 21.06.2019 №303 перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, являющийся приложением к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 – 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 №572 изложен в новой редакции. При этом перечень в актуальной редакции дома №7 по ул.Советской в с.Кослан не содержит.
Однако данные обстоятельства также не влекут отмену принятого по делу решения с возложением на ответчиков обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, поскольку в соответствии с п.1 ч.2 ст.168 Жилищного кодекса РФ включение в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (при принятии нормативного правового акта) домов, в которых имеется менее чем пять квартир является правом субъекта Российской Федерации.
Следует также отметить, что в ст. 66 Жилищного кодекса РФ закреплена ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, согласно которой наниматель по своему выбору вправе: 1) потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, 2) либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, 3) либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Кроме того, при признании занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания Фёдорова О.С. не лишена права избрания иного способа защиты нарушенного права, связанного с предъявлением требований о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фёдоровой О.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи