Решение по делу № 33-9106/2021 от 06.09.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-356/2021

№ 33-9106/2021

УИД 91RS0014-01-2020-002550-69    

председательствующий в суде первой инстанции

судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Копаев А.А.

Галимов А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2021 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего        Галимова А.И.,

судей            Сокола В.С., Романовой Л.В.,

при секретаре            Абкаировой З.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Республики Крым, действующего в интересах Чмака Николая Николаевича к администрации Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,

по апелляционной жалобе администрации Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года,

установила:

прокурор Ленинского района Республики Крым в интересах Чмака Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района поступило обращение Чмака Н.Н., являющегося лицом из числа детей-сирот о нарушении его права на получение жилья, в ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации Ленинского района Республики Крым. Установлено, что постановлением администрации Останенского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 1 декабря 2017 года № 114 Чмака Н.Н. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Чмаку Н.Н. не предоставлено. Прокурор полагает, что не предоставление администрацией Ленинского района Республики Крым Чмаку Н.Н. жилого помещения нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.

В связи с чем, просил суд возложить на администрацию Ленинского района Республики Крым обязанность предоставить Чмаку Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения вне очереди.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить Чмаку Николаю Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, администрация Ленинского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Ленинского района Республики Крым в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что финансирование расходов на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Ссылается на недостаточное финансирование, а также на то, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Полагает, что предоставление Чмаку Н.Н. жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав лиц, которые включены в список граждан, имеющих право на получение жилья из специализированного жилого фонда.

В пояснениях на апелляционную жалобу Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым указывает, что предоставление субвенций на предоставление специализированного жилого помещения осуществляется в соответствии с Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в исключительно пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на текущий год из федерального бюджета.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика - администрации Ленинского района Республики Крым, третьего лица - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Чмака Н.Н. не явился, извещался надлежащим образом, конверт возвратился с отметкой «истек срок хранения».

Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 63 - 68 постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Учитывая изложенное, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а основания для его отмены отсутствуют.

Заслушав председательствующего, пояснения прокурора, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решениями Ленинского районного местного суда АР Крым от 2 марта 2004 года, Ленинского районного суда АР Крым от 2 ноября 2005 года, ФИО8, ФИО1 лишены родительских прав в отношении Чмака Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 42, 43).

Распоряжением Ленинской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 24 ноября 2003 года №1149 «Об установлении опеки над несовершеннолетним», ФИО9 разрешено опекать несовершеннолетнего внука - Чмака Н.Н., 25 октября 1993 года рождения (л.д. 26).

Решением исполнительного комитета Останинского сельского совета Ленинского района АР Крым №115 от 21 ноября 2007 года за Чмаком Н.Н. сохранено жилье, находящееся по адресу: <адрес>, до его совершеннолетия (л.д. 7).

Согласно выписки из ЕГРН от 25 февраля 2021 года, правообладателями жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, указаны ФИО10, ФИО11, ФИО12 каждый по 1/3 доли (л.д. 62-64).

Из решения исполнительного комитета Останинского сельского совета Ленинского района АР Крым №105 от 16 августа 2012 года следует, что Чмак Н.Н. поставлен на отдельный квартирный учет, категория «внеочередная», номер очереди 2 (л.д. 17).

Согласно постановления администрации Останинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 1 декабря 2017 года №202 Чмак Н.Н. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 12).

По состоянию на 31 декабря 2020 года Чмак Н.Н. состоит в очереди по спискам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ленинском районе Республики Крым за № 43 (л.д. 75-76).

Чмак Н.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 27 ноября 2009 года (л.д. 27).

Из информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 января 2021 года следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении Чмак Н.Н. в ЕГРН отсутствуют (л.д. 38).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Чмак Н.Н. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, он состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергнуты надлежащими доказательствами.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», суд первой инстанции исходил из того, что Чмак Н.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв.м, без указания на какой-либо срок, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Чмаку Н.Н. должна быть возложена на администрацию Ленинского района Республики Крым.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает, что суд верно установил имеющие значение для дела фактические и юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального права, выводы суда соответствуют действующему законодательству и собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Судебная коллегия отмечает, что поскольку Чмак Н.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.

При этом гарантированное законом право Чмака Н.Н. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 20-КГПР15-11, от 16.06.2009 № 85-В09-11.

Доводы апеллянта об отсутствии финансирования, а также о том, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апеллянта о том, что решением суда ответчик обязан предоставить жилое помещением истцу без соблюдения порядка очередности, что приведет к нарушению закона со стороны администрации Ленинского района Республики Крым и прав лиц, которые включены в список граждан, имеющих право на получение жилья из специализированного жилого фонда отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и основаны на неверном понимании норм материального права, поскольку согласно Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилыми помещениями. Более того, наличие указанного списка и включение в него Чмака Н.Н. не может являться препятствием для защиты его жилищных прав.

Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы выражают субъективную точку зрения апеллянта о том, как должно быть рассмотрено дело и каким должен быть его результат, однако по существу такие доводы не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, также не могут явиться основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления.

Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств и установленных судом обстоятельств не свидетельствует о незаконности судебного решения, так как в силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Иные доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают и о незаконности вынесенного судебного постановления не свидетельствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 октября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-9106/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Галимов Айрат Ильдусович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
06.09.2021Передача дела судье
14.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Передано в экспедицию
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее