50RS0033-01-2021-006764-71
№12-787/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года г.Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе судьи Андреевой В.Е.,
при секретаре Лифановой Е.М.,
с участием защитник юридического лица Стикачева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС») на постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Лунькова И.В. от 19.08.2021 г. № 9-141/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, вынесенное в отношении ПАО «ФСК ЕЭС»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Лунькова И.В. от 19.08.2021 г. № 9-141/2021 ПАО «ФСК ЕЭС» признано виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитником ПАО «ФСК ЕЭС» Стикачевым А.С. подана жалоба, в которой он просит постановление изменить, снизив размер штрафа до минимума, требования мотивированы тем, что допущенное ПАО «ФСК ЕЭС» административное правонарушение не повлекло негативных последствий для физических и юридических лиц, а также для окружающей среды. Назначенное юридическому лицу наказание явно несоразмерно совершенному административному правонарушению.
В судебное заседание законный представитель ПАО «ФСК ЕЭС» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник юридического лица Стикачев А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав пояснения защитника, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 02.06.2021 г. в 10 часов 50 минут при проведении патрулирования лесного участка в составе земель лесного фонда, в выделе № квартала № Анциферовского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО «Мособллес» вблизи д. Смолево Орехово-Зуевского городского округа Московской области государственным лесным инспектором Московской области Хромовой Е.М. был выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно: при эксплуатации ЛЭП, ПАО «ФСК ЕЭС» допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находятся линии электропередач ВЛ-220 кВ «Шатура-Нежино 1,2» не свободна от горючих материалов, а именно: срубленные деревья не очищены от сучьев, частично складированы в штабеля, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены от горючих материалов и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра, что является нарушением п.29 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1614 от 07.10.2020 г., ст.53 ЛК РФ., п. 23 Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 г
Указанные нарушения послужили поводом для составления в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» протокола об административном правонарушении и вынесении постановления об административном правонарушении от 19.08.2021 г. № 9-141/2021.
Исходя из доводов жалобы, ПАО «ФСК ЕЭС» оспаривает только размер штрафа, назначенного ему в качестве административного наказания.
Частью 1 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При назначении административного наказания должностным лицом в качестве смягчающего обстоятельства учтено раскаяние, в качестве отягчающего – повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление о назначении административного наказания от 30.07.2020 г. № 9-219/2019, вступившее в законную силу на основании решения Московской областного суда от 09.11.2020 г. по делу № 12-494/2020).
Однако постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 указанной статьи).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Применительно к обстоятельствам данного дела из оспариваемого постановления усматривается, что предусмотренные ст.4.2 КоАП РФ обстоятельства, смягчающие административную ответственность, учтены должностным лицом не в полной мере.
Конституционный суд неоднократно указывал в своих постановлениях, в том числе и в Постановление от 25.02.2014 г. №4-П, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Административным органом не было учтено в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, следующее: правонарушение совершено не умышленно; правонарушение не повлекло вредных последствий и не нанесло значительно ущерба охраняемым законом правоотношениям.
В соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ суд признает данные обстоятельства, смягчающим административную ответственность.
Исходя из изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ПАО «ФСК ЕЭС», отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, раскаяние, а также наличие отягчающего обстоятельства – повторное совершение административного правонарушения, что подтверждено материалами дела, принимая во внимание, что в отношении юридического лица в один день было вынесено пять постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 400000 руб., суд полагает возможным снизить размер административного штрафа до 60000 руб. По мнению суда, данный размер наказания способствует восстановлению социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний,
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Лунькова И.В. №9-141/2021 от 19.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «ФСК ЕЭС» изменить в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа, размер которого снизить до 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Лунькова И.В. №9-141/2021 от 19.08.2021 г. в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Андреева В.Е.