Дело № 2-1036/2020 (37RS0019-01-2020-001745-77)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Селезневой А.С.
при секретаре Коршуновой М.П.,
с участием истца Павловского Ф.С., представителя истца Уфимцева И.И.,
представителя ответчика МБОУ «Средняя школа № 41» Ломова Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского Феликса Станиславовича к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №» о взыскании задолженности по индексации заработной платы, взыскании доплаты за стаж и образование,
УСТАНОВИЛ:
Павловский Ф.С. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 41» (далее – МБОУ «Средняя школа № 41»), согласно которому, с учетом изменения заявленных исковых требований (т.2 л.д. 142), просил суд: обязать МБОУ «Среднюю школу № 41» выплатить задолженность за индексацию заработной платы, перерасчет заработной платы по ставке рефинансирования банка с процентами за период с 01.01.2014 года по 29.10.2020 года в размере 778 022 рублей; произвести доплату за стаж и высшее образование за период с 01.09.2018 года по 31.08.2020 года в размере 160 000 рублей; взыскать почтовые расходы в сумме 675,59 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований, с учетом дополнительных пояснений, истец указал, что в силу положений ст. 134 ТК РФ органы местного самоуправления и муниципальные учреждения должны индексировать заработную плату. При определении размера индексации необходимо учитывать величину МРОТ, установленную федеральным законодательством. Однако в нарушение вышеуказанных положений закона, ответчик не производил индексацию заработной платы, в связи с чем истец, со ссылкой на положения ст. 236 ТК РФ, 395 ГК РФ, полагает, что с ответчика подлежит взысканию индексация заработной платы.
Кроме того, согласно Положению об оплате труда работников МБОУ «Средняя школа № 41» и приложению № 2 ему должны выплачивать повышающие коэффициенты в зависимости от уровня образования и стажа. За стаж свыше 20 лет установлен коэффициент 1,18, за высшее образование – 1,3. На основании данного договора при начислении ему заработной платы необходимо было применять коэффициент 1,53. Однако ответчик не производит доплату за стаж и образование, в связи с чем просит взыскать указанную доплату.
В судебном заседании истец Павловский Ф.С., его представитель заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 14,21, т. 2 л.д. 52-59, 78-86, 145-146, 148-149, 176-179). Дополнительно пояснили, что в приложении № 2 и № 3 к коллективному договору о доплате за стаж педагогической работы и высшее образование имеются противоречия, в связи с чем все сомнения должны толковаться в пользу работника. Более того истец указал, что отсутствие в приложении № 3, в перечне должностей, которым, по мнению ответчика, подлежит выплата за стаж и образование, учителей школы является дискриминацией по педагогическим предметам, что противоречит положениям ст. 3 ТК РФ. Просил учесть, что надбавка за выслугу лет и высшее образование подлежит обязательной выплате исходя из положений Постановления Правительства от 05.08.2008 года № 853, в связи с чем в ее взыскании не может быть отказано.
Возражал против применения срока исковой давности заявленного стороной ответчика со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 17.04.2004 года № 2 и Президиума ВС РФ от 10.06.2020 года, так как невыплата заработной платы является длящимся нарушением работодателя, в связи с чем денежное требование сотрудника не ограничено каким-либо сроком.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № 41», действующий на основании доверенности, Ломов Л.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Просил суд применить срок исковой давности к заявленным требованиям истца о взыскании недополученной суммы (т. 2 л.д. 101-105).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации г. Иваново, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв на иск, согласно которому просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме (т.2 л.д. 120-124).
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор, согласно которому Павловский Ф.С. был принят на работу МБОУ СШ №41 <данные изъяты> (т. 1 л.д. 95-97)
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору стороны пришли к соглашению об изменении п. 5 трудового договора, в соответствии с которым изложили его в следующей редакции: «базовая часть (оклад) – 16 209,17 рублей, аудиторная занятость – 4742,37 рублей, специальная часть – 10 720,80 рублей; книгоиздательская продукция 100 рублей + вредность 646 рублей, выплаты стимулирующего характера 3 800 рублей» (т. 1 л.д. 102).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны внесли изменения в п. 5 трудового договора, изложив его в следующей редакции: «базовая часть (оклад) – 13 398,59 рублей, аудиторная занятость – 4487,74 рублей, специальная часть – 8810,85 рублей; книгоиздательская продукция 100 рублей, выплаты стимулирующего характера 900 рублей, выплата компенсационного характера 535,94 рублей» (т. 1 л.д. 103).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны внесли изменения в п. 5 трудового договора, изложив его в следующей редакции: «базовая часть (оклад) – 11 649,17 рублей, аудиторная занятость – 4 010,32 рублей, специальная часть – 7 538,85 рублей; книгоиздательская продукция 100 рублей, выплаты стимулирующего характера 1750 рублей, выплата компенсационного характера 465,97 рублей, настоящее дополнительное соглашение вступает в силу 01.09.2018 года» (т. 1 л.д. 104).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны внесли изменения в п. 5 трудового договора, изложив его в следующей редакции: «базовая часть (оклад) – 11 649,17 рублей, аудиторная занятость – 4 010,32 рублей, специальная часть – 7 538,85 рублей; книгоиздательская продукция 100 рублей, выплаты стимулирующего характера 1750 рублей, настоящее дополнительное соглашение вступает в силу 07.01.2019 года» (т. 1 л.д. 52).
Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 5 трудового договора, изложен в следующей редакции: «базовая часть (оклад) – 9 454,30 рублей, аудиторная занятость – 3469,25 рублей, специальная часть – 5885,055 рублей; книгоиздательская продукция 100 рублей, выплаты стимулирующего характера 1440 рублей» (т. 1 л.д. 106).
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.
В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В развитие указанных положений ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 кодекса установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
При этом, исходя из положений ст. ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, доплат и надбавок стимулирующего характера, разработанными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и учитывающими единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
В ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положение о том, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам, Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации также закреплено в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы как стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, определяемые трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а применительно к государственным и муниципальным учреждениям, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, - должны учитывать единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с Уставом МБОУ «Средняя школа № 41», утвержденным приказом Начальника управления образования Администрации города Иванова № 332 от 25 мая 2015 года, учреждение является муниципальным бюджетным. Финансовое обеспечение выполнения МБОУ «Средняя школа № 41» муниципального задания осуществляется в виде субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок расчета заработной платы учителей в Ивановской области в спорный период времени был установлен Постановлением Администрации города Иваново от 14.11.2011г. №2547 «О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Иваново».
В силу вышеуказанных норм Российского законодательства Положение об оплате труда в МБОУ «Средняя школа №41», как локальный акт, не может противоречить нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В спорный период времени система оплаты труда регулировалась Положением об оплате труда работников МБОУ «Средняя школа №41» на 2014-2017 годы, Положением об оплате труда работников МБОУ «Средняя школа № 41», принятым на общем собрании работников школы (протокол № 3 от 8 июня 2017 года), Коллективным договором по регулированию социально-трудовых отношений между работодателем и работниками МБОУ «Средняя школа № 41» на 2017-2020 года, продленного приказом № 169 Д от 26.06.2020 года до 2023 года.
В соответствии с вышеуказанными локальными актами и трудовым договором истцу выплачивалась заработная плата в спорный период. Указанные акты до настоящего времени не оспорены и незаконными не признаны.
В соответствии с Типовым положением об оплате труда учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Иванова, оклад педагогического работника непосредственно осуществляющего учебный процесс рассчитывается по формуле:
О = Стп х У х Чаз х К х А + Днз + Кн, где:
О - оклад учителя (преподавателя), непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости специфики образовательной программы данного учреждения;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Днз - доплата за неаудиторную занятость (за классное руководство, за методическое обеспечение образовательного процесса, за подготовку учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, за иные формы работы с учащимися и (или) их родителями (законными представителями));
Кн - размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Если учитель (преподаватель) ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу по следующей формуле: О = Стп х (У1 х Чаз1 хК1 хА1 + У2 х Чаз2 х К2 х А2 +…. + У11 хЧаз11 хК11 хА11) + Днз + Кн.
Данный расчет определен и п.5.2 раздела 5 Положения об оплате труда работников – учителей МБОУ «Средняя школа № 41» г.Иваново Приложения № 2 к Коллективному договору.
Таким образом, при расчете оклада учителя учитывается количество учеников в классе, количество часов в месяц по учебному плану.
В соответствии с п. 9.5 раздела 11 Положения, оплата труда педагогических работников устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющейся неотъемлемой частью педагогической работы, устанавливается в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Объем учебной нагрузки учителя определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом учреждения.
В соответствии с разделом 6 Положения об оплате труда работников (за исключением учителей) МБОУ «Средняя школа № 41» г.Иваново Приложения № 2 к Коллективному договору определен расчет оплаты труда работников школы (за исключением учителей). В соответствии с п.6.1 указанного Положения заработная плата работников школы определяется на основе отнесения должностей работников к соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей работников образования (ПКГ) и квалификационным уровням в составе профессиональных групп; установления минимальных окладов (ставок заработной платы) по ПКГ и квалификационным уровням (Приложение № 3 к настоящему Положению); установления должностных окладов (ставок заработной платы) по соответствующим ПКГ путем умножения минимальных окладов на повышающие коэффициенты; установления выплат компенсационного характера; установления выплат стимулирующего характера.
Пунктом 6.2 Положения установлено, что месячная заработная плата работника ПКГ должностей педагогических работников (педагог-психолог, социальный педагог, преподаватель организатор ОБЖ, воспитатель) определяется как сумма оплаты труда, исчисленная с учетом фактически установленного объема учебной нагрузки, компенсационных и стимулирующих выплат по формуле, указанной в данном пункте.
Согласно п.6.4 Положения размеры окладов (ставок заработной платы) по квалификационным уровням ПКГ должностей педагогических работников определяются путем умножения минимальных окладов (ставок заработной платы) по квалификационным уровням ПКГ должностей педагогических работников на повышающие коэффициенты, предусмотренные в зависимости от имеющегося уровня образования, квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.
В соответствии с п. 6.6 Положения, должностные оклады работников ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих определяются путем умножения минимальных окладов по квалификационному уровню ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих на повышающие коэффициенты, предусмотренные в зависимости от имеющегося стажа, квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.
Приложением № 2 к Положению об оплате труда работников МБОУ «Средняя школа № 41» установлены размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по квалификационным уровням ПКГ должностей педагогических и медицинских работников.
Перечень должностей работников Учреждения, отнесенных к ПКГ для которых установлены минимальные оклады (ставки) (за исключением учителей), определен в Приложении № 3 к указанному Положению. В данном перечне, в частности ПКГ должностей педагогических работников, должность учителя технологии и иных учителей, непосредственно осуществляющих учебный процесс, отсутствует.
Анализируя вышеуказанные Положения об оплате труда работников МБОУ «Средней школы № 41» суд пришел к выводу о том, что стимулирующие выплаты, предусмотренные Приложением № 2 к Положению об оплате труда работников применятся при расчете заработной платы сотрудников, которым рассчитывается заработная плата исходя из раздела 6 Положения, перечень которых приведен в Приложении № 3 к настоящему положению, который не подлежит расширительному толкованию, и в который не входит учитель технологии.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что требования истца о применении к его окладу повышающих коэффициентов в виде доплаты за стаж и образование основаны на неправильном понимании Положения об плате труда, в связи с чем в удовлетворении требований Павловского Ф.С. о взыскании доплаты за стаж и образование за период с 01.09.2018 года по 31.08.2020 года надлежит отказать в полном объеме.
При этом суд не может принять во внимание доводы истца о том, что Положение об оплате труда, в части установления выплаты стимулирующего характера в виде доплаты за стаж и образование для работников школы (за исключением учителей) противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, в связи с чем выплата стимулирующего характера подлежит выплате всем работникам школы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" установлено, что выплаты стимулирующего характера включают в себя: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях в пределах фонда оплаты труда. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что законодателем предусмотрено установление стимулирующих выплат для работников федеральных бюджетных учреждений, однако их размер и условия выплаты определяются работодателем путем издания локальных актов.
Таким образом, ввиду отсутствия законодательного регулирования размера и условий выплаты стимулирующей части заработной платы, а также неустановления таких размера и условий работодателем в спорный период в отношении учителей путем издания локальных актов или заключения коллективного договора, удовлетворение исковых требований в этой части невозможно.
Суд обсуждал доводы истца о том, что Положение о системе оплаты труда работников МБОУ «СШ № 41», предусматривающее выплату стимулирующей надбавки за стаж работы и образование лишь к работникам, поименованным в приложении № 3 к настоящему положению, и исключающее из перечня получателей указанной надбавки стимулирующего характера учителя технологии, является дискриминацией по педагогическим предметам, и не может с ними согласиться, поскольку вышеуказанное Положение об оплате труда содержит порядок расчета заработной платы работников учреждения, к которым относятся не только учителя, но и иные работники, оплата труда которых регламентирована разделом 6 Положения об оплате труда и определяется исходя из отнесения должностей работников к соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням в составе профессиональных групп, установления минимальных окладов по ПКГ и квалификационным уровням, установления должностных окладов по соответствующим ПКГ путем умножения минимальных окладов на повышающие коэффициенты.
То есть отличия в порядке расчета заработной платы и определении ее размера для учителей и иных работников школы обусловлены обстоятельствами, связанными с их деловыми качествами, в связи с чем обеспечивают реализацию права на получение справедливой заработной платы в полном объеме в соответствии с квалификацией работников, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в связи с чем не является дискриминацией в силу положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Что касается требований истца об индексации заработной платы, перерасчете заработной платы по ставке рефинансирования за период с 01.01.2014 года по 29.10.2020 год, то они также не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета, в том числе муниципального, нормой ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к заработной плате работников муниципальных учреждений ее индексация может производиться на основании нормативно-правовых актов органа местного самоуправления, регулирующих порядок индексации в отношении их работников. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Постановлением Администрации города Иванова от 8 ноября 2013 года № 2422 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений города Иванова и работников органов местного самоуправления города Иванова» произведена индексация заработной платы работников муниципальных учреждений города Иванова путем повышения с 1 октября 2013 года на 5,5% размеров минимальных окладов (минимальных должностных окладов), окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням. В соответствии с вышеуказанным Постановлением Администрацией города Иванова принято Постановление от 20 декабря 2013 года № 2822 «О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 14 ноября 2011 года № 2547 «О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Иванова», согласно которому размеры минимальных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, в том числе учителей, были повышены на 5,5% (с 3 487 руб. до 3 679 руб.). Согласно постановлению Администрации города Иванова от 14 ноября 2011 года № 2547 «О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Иванова» минимальный оклад по квалификационным уровням – минимальный размер оплаты труда работника определенного квалификационного уровня и определенной профессиональной квалификационной группы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих выплат.
Постановлением Администрации г. Иваново от 28.10.2019 года № 1663 «О внесении изменений в Постановление администрации г. Иваново от 14.11.2011 года № 2547 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования администрации г. Иваново» размеры минимальных окладов по квалификационным уровням профессиональных групп должностей работников образования, в том числе учителей, были повышены на 4,4%.
Иных нормативных актов, устанавливающих индексацию заработной платы работникам муниципальных учреждений, на момент рассмотрения дела не принималось.
Поскольку в спорный период оклад Павловского Ф.С. не являлся минимальным, что подтверждается представленной в суд тарификацией (т. 1 л.д. 40-44, т. 2 л.д. 87-96), а также установлено решением Советского районного суда г. Иваново от 14.06.2017 года, принятым по делу по иску Павловского Ф.С., Ларина С.П. к МБОУ «СШ№ 41» (дело № 2-504/17) об индексации заработной платы, оснований для индексации оклада Павловского Ф.С. в соответствии с Постановлениями Администрации города Иванова от 8.11. 2013 года № 2422, от 28.10.2019 года № 1663, не имеется.
При этом суд также считает необходимым отметить, что заработная плата истца в спорные периоды не была ниже МРОТ, что следует из представленной тарификации.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.
В силу ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки.
Согласно ч. 4 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Как следует из абзаца 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и др.).
Доказательств, свидетельствующих о наличии указанных обстоятельств, препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о применении срока исковой относительно требований о взыскании индексации, перерасчета по ставке рефинансирования с 01.01.2014 года по 18.05.2020 года, взыскании доплаты за стаж и образование с 1.09.2018 года по 18.05.2020 года
Из материалов дела следует, что спорная задолженность по оплате труда ответчиком истцу не начислялась. Павловский Ф.С. ежемесячно получал заработную плату, расчетные листки с указанием размера окладов, доплат, стимулирующих и компенсационных выплат, был ознакомлен как с положениями Коллективного договора, так и Положениями об оплате труда.
Следовательно, о нарушении своего права истец узнал или должен был узнать соответственно при получении заработной платы за указанные периоды времени.
Суд, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая, что пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Павловского Ф.С. о взыскании задолженности по заработной плате за вышеуказанный период.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска Павловского Ф.С. к МБОУ «Средняя школа № 41» следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Павловского Феликса Станиславовича к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 41» о взыскании задолженности по индексации заработной платы, взыскании доплаты за стаж и образование отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Селезнева А.С.
Мотивированное решение суда изготовлено 10.01.2021 года.