Решение по делу № 2а-1/2019 от 15.10.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 26 февраля 2019 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Обносовой М.В.,

с участием прокурора Бестовой М.М., Бурхетьевой Е.М.,

при секретаре Салиховой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Астраханской области к Правительству Астраханской области о признании недействующими отдельныхположений приложения № 21 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 года № 615-П,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2017 г. -П утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее Программа). Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет – портале правовой информации ... 29 декабря 2017 г.

Постановлением Правительства Астраханской области от 13 августа 2018 г. № 346-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 29 декабря 2017 г. № 546-П» пунктом 1.7 Программа дополнена приложением N 23, которым утвержден Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (опубликовано на официальном интернет – портале правовой информации .... 16 августа 2018 г.).

Настоящий Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (далее - Порядок) определяет процедуру организации на территории Астраханской области транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в оказании медицинской помощи методом заместительной почечной терапии в плановой форме (далее - пациент), в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (далее - медицинская организация, гемодиализ) и обратно (пункт 1 Приложения № 23 к Программе)

Пунктом 3 Приложения № 23 к Программе установлено, что транспортировка для получения процедуры гемодиализа осуществляется в отношении пациентов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, проживающих на территории населенных пунктов Астраханской области, в которых отсутствует медицинская организация.

Пунктом 6 Порядка предусмотрены основания для принятия решения об отказе в организации транспортировки пациента в медицинскую организацию для получения процедуры гемодиализа и обратно, в частности проживание пациента в населенном пункте Астраханской области, в котором имеется медицинская организация (абзац 4).

Пунктом 12 указанного выше Порядка установлено, что пациент (законный представитель или представитель) обязан в письменной форме сообщать в учреждение об изменении места фактического проживания пациента, повлекшем проживание пациента в населенном пункте Астраханской области, в котором имеется медицинская организация, и (или) о прикреплении пациента к другому учреждению в течение 5 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Учреждение в течение 1 рабочего дня со дня поступления информации о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение в форме локального акта учреждения о прекращении транспортировки пациента в медицинскую организацию.

Учреждение в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, письменно уведомляет пациента (законного представителя или представителя) о прекращении транспортировки в медицинскую организацию с указанием оснований принятия данного решения.

Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 г. № 615-П утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет – портале правовой информации ..... 29 декабря 2018 г.

Приложением N 21 утвержден Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Пункты 3, 6 (абзац 4), 12 Приложения № 21 аналогичным образом регламентируют указанные выше правоотношения.

Административный истец заместитель прокурора Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3, 6 (абзац 4), 12 приложения № 23 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2017 года № 546-П, указав, что в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь является одним из видов медицинской помощи, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1271 – н заместительная почечная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи, в связи с чем считает, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки пациентов в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Оспариваемые пункты не предусматривают транспортировку граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории населенных пунктов, в которых имеется медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии.

Впоследствии административный истец уточнил административные исковые требования в соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», ввиду принятия постановления Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 г. № 615 –П, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Приложением № 21 к Программе на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов также определен порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Пункты 3, 6 (абзац 4), 12 Приложения № 21 аналогичным образом регламентируют указанные выше правоотношения. В связи с чем, административный истец просил признать недействующими пункт 3, абзац 4 пункта 6, пункт 12 приложения № 21 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 г. № 615-П с 1 января 2019 г. – со дня вступления в действие как несоответствующие требованиям частей 1,2 статьи 19, пункта 2 части 2 статьи 32, пунктов 2,3 части 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506, которым утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2019 года и плановый период 2020 и 2021 годов.

Представители административного истца Бестова М.М., Бурхетьева Е.М. в судебном заседании уточненные административные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Правительства Астраханской области Бакаев Т.А. просил в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители Министерства здравоохранения Астраханской области Склярова Ю.В., Евдоксина Т.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных требований.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области Круглов В.В. возражал против удовлетворения заявленного административного искового заявления.

Представитель Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, надзорных производств, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных административных требований.

Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Государственной Думой Астраханской области 28 мая 2009 года принят закон Астраханской области от 5 июня 2009 г. N 42/2009-ОЗ «О Правительстве Астраханской области».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 г. N 42/2009-ОЗ Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.

Согласно пункту 9 статьи 22 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 г. N42/2009-ОЗ Правительство Астраханской области утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 статьи 27 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 г. N42/2009-ОЗ установлено, что Правительство Астраханской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Устава Астраханской области, законов Астраханской области принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства Астраханской области № 615-П от 29 декабря 2018 года, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение. Указанное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке (официальный интернет – портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru 29 декабря 2018 г.).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Согласно частям 1,2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Из части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ следует, что к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а также транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, которая может быть предусмотрена Территориальной программой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (раздел V последний абзац Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).

Согласно пункту 13 письма Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, в том числе в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, и порядок ее организации рекомендуется устанавливать в территориальной программе.

Во исполнение Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Правительство Астраханской области в Приложении № 21 к Территориальной программе на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрело Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Пунктом 3 Приложения № 21 к Программе установлено, что транспортировка для получения процедуры гемодиализа осуществляется в отношении пациентов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, проживающих на территории населенных пунктов Астраханской области, в которых отсутствует медицинская организация.

Пунктом 6 Порядка предусмотрены основания для принятия решения об отказе в организации транспортировки пациента в медицинскую организацию для получения процедуры гемодиализа и обратно, в частности проживание пациента в населенном пункте Астраханской области, в котором имеется медицинская организация (абзац 4).

Пунктом 12 указанного выше Порядка установлено, что пациент (законный представитель или представитель) обязан в письменной форме сообщать в учреждение об изменении места фактического проживания пациента, повлекшем проживание пациента в населенном пункте Астраханской области, в котором имеется медицинская организация, и (или) о прикреплении пациента к другому учреждению в течение 5 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Учреждение в течение 1 рабочего дня со дня поступления информации о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение в форме локального акта учреждения о прекращении транспортировки пациента в медицинскую организацию.

Учреждение в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, письменно уведомляет пациента (законного представителя или представителя) о прекращении транспортировки в медицинскую организацию с указанием оснований принятия данного решения.

Оспаривая указанные выше положения, административный истец считает, что нарушаются права граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в оказании медицинской помощи методом заместительной почечной терапии в плановой форме, которые проживают в населенных пунктах Астраханской области, где находятся медицинские организации, оказывающие указанный выше вид медицинской помощи. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки пациентов в медицинские учреждения. Также считают, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа.

Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Астраханской области существуют две медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии, которые расположены в г. Астрахани и г. Знаменске Астраханской области. В настоящее время осуществляется строительство третьей медицинской организации в г. Астрахани.

Как указывалось выше, Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно определяет процедуру организации на территории Астраханской области транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в оказании медицинской помощи методом заместительной почечной терапии в плановой форме, в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии и обратно (пункт 1 Приложения № 21 к Программе, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 г. № 615).

Медицинская помощь, оказываемая в плановом порядке, то есть плановая медицинская помощь, как это определено в пункте 3 части 4 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью, следовательно, относится к виду медицинской помощи, предусмотренному пунктом 1 части 2 названной статьи - первичная медико-санитарная помощь.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ, предусмотрено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 17 н, утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология".

Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" в организациях, оказывающих медицинскую помощь (пункт 1).

Медицинская помощь взрослому населению по профилю "нефрология" оказывается в рамках: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (пункт 2).

Пунктом 4 предусмотрено, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь по профилю "нефрология" (в том числе пациентам с острой почечной недостаточностью различной этиологии) оказывается общепрофильными фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, общепрофильными врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н.

Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях оказывается врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом) и врачом-нефрологом (пункт 6).

Пунктом 7 предусмотрено, что в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи-нефрологи осуществляют амбулаторное лечение больных с нефрологическими заболеваниями в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 № 11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов», направленного в субъекты Российской Федерации во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Кроме того, в судебном заседании допрошены в качестве специалистов Урушадзе Д.О., Степанович О.В., Вилявина Е.В..

Так, Урушадзе Д.О. в судебном заседании пояснил, что он является главным врачом ООО «Центр Диализа Астрахань». Центр оказывает первичную специализированную помощь. В амбулаторных условиях пациенты приходят со своими препаратами, полученными по рецептам. После проведения процедуры диализа каждый пациент чувствует себя в зависимости от сопутствующих заболеваний и патологий. Для всех пациентов определен график прохождения гемодиализа. Если пациенту плохо и он не может добраться самостоятельно до центра, то существует специальная маршрутизация: пациент вызывает скорую помощь, и его госпитализируют на стационарное лечение.

Врач – нефролог консультативной поликлиники Степанович О.В. пояснила, что медицинская помощь пациентам, нуждающимся в гемодиализе, может оказываться в условиях стационара или в амбулаторных условиях. При выявлении у пациента почечной недостаточности он госпитализируется в стационар. Если имеются показания для заместительной почечной терапии, то первичная процедура гемодиализа пациент начинает получать в условиях стационара. Затем в состоянии компенсации пациент выписывается из стационара и проводится амбулаторно. Транспортировка не входит в оказание медицинской помощи в отличие от медицинской эвакуации. В момент транспортировки пациента к диализному центру и обратно ему не оказывается никакой медицинской помощи. Пациент на общих основаниях едет с обычным водителем. Медицинская эвакуация проводится тогда, когда у пациента имеется состояние, угрожающее его жизни.

Заведующая терапевтическим отделением с нефрокойками Вилявина Е.В. в судебном заседании пояснила, что к ним поступают пациенты на условиях стационарного лечения с терминальной почечной недостаточностью, которые впервые узнают об имеющем у них заболевании. К ним привозят пациентов на скорой помощи. Если пациент оформлен на программный гемодиализ, то его выписывают на проведение амбулаторных сеансов диализа. Транспортировка не является частью специализированной помощи, она осуществляется на обычном автомобиле с водителем.

В судебном заседании в качестве специалиста допрошен начальник отдела в сфере предоставления медицинских услуг Территориального органа Федеральной службы по надзору и контролю деятельности в сфере здравоохранения Астраханской области Ижбердеева Ф.Ф., которая в судебном заседании пояснила, что их служба вправе контролировать субъект Астраханской области в части изменения программы, но с учетом Федерального закона № 294 – ФЗ. На федеральном уровне нет нормативно-правового акта, согласно которому транспортировка входит в медицинскую помощь. В полномочия центра диализа не входит доставка пациентов. Центр работает по программе государственных гарантий, по тарифам. Транспортировка не входит в тариф по оказанию медицинской помощи.

Из системного толкования приведенных выше положений нормативных правовых актов,и пояснений специалистов, допрошенных в судебном заседании,суд приходит к выводу, что оказываемая медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) осуществляется в плановом порядке в амбулаторных условиях (по определенной схеме и графику) и не относиться к специализированной медицинской помощи. Доставка больных, получающих медицинскую услугу гемодиализа в плановом порядке и проживающих за пределами населенного пункта, в котором находиться медицинская организация, оказывающая данный вид медицинских услуг, до места оказания медицинской помощи и обратно, осуществляется на неспециализированном автомобильном транспорте и не является медицинской услугой, а относиться к числу транспортных услуг, поскольку во время следования пациента к месту лечения и обратно медицинская помощь не оказывается.

Доводы административного истца о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, основаны на неправильном толковании законодательства Российской Федерации и Астраханской области, поскольку такой смысл из них не усматривается.

Ссылка административного истца на ранее вынесенные решения, которыми удовлетворены исковые требования прокурора о возложении обязанности по оказанию бесплатной медицинской услуги по транспортировке в медицинские учреждения и обратно граждан, нуждающихся в получении медицинской услуги в виде заместительной почечной терапии, не может быть принята во внимание, поскольку правового значения в данном случае не имеет, так как федеральный законодатель возложил на субъекты Российской Федерации право, а не обязанность, самостоятельно устанавливать финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, и определять категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, исходя из критериев реальной нуждаемости и иных обстоятельств с учетом региональных особенности.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Коченова Н.А., которая показала,что она проживает в районе Военного городка, который находиться в Трусовском районе г. Астрахани, в связи с чем добираться до ООО «Центр Диализа Астрахань» ей далеко. Она включена в ночной график получения процедуры гемодиализа, когда общественный транспорт по городу не осуществляет перевозку граждан, в связи с чем ей приходится добираться до центра самостоятельно на такси.

Суд не может принять во внимание показания данного свидетеля, поскольку они не свидетельствует о несоответствии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемого Порядка организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора о признании недействующими отдельныхположений приложения № 21 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 года № 615-П, поскольку не установлено противоречий какому- либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в их удовлетворении необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Астраханской области к Правительству Астраханской области о признании недействующими пункта 3, абзаца 4 пункта 6, пункта 12 приложения № 21 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2018 года № 615-П, с 1 января 2019 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

2а-1/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Астраханской области
Ответчики
Правительство Астраханской области
Суд
Астраханский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.08.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
26.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее