Дело № 2а- 725/2020
УИД 33RS0003-01-2020-000808-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2020 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Бабенковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области к Капранову Сергею Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области (далее МИФНС России № 12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным иском к Капранову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование требований указала, что Капранов С.В., являясь плательщиком земельного налога, не исполнил возложенную на него обязанность. Направленное в его адрес требование об уплате задолженности по налогу и пени в добровольном порядке не исполнено. Просили суд взыскать с ответчика задолженность в сумме 1 560,85 рублей, в том числе, земельный налог за 2015 год в сумме 1 550 рублей, пени в сумме 10,85 рублей, восстановить срок обращения в суд.
Представитель административного истца, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Капранов С.В., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, каких-либо ходатайств суду не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Объектом налогообложения земельным налогом в силу статьи 389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с пунктом 3 данной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Судом установлено, что Капранов С.В. в 2015 году являлся плательщиком земельного налога.
Административному ответчику направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 4230 от 23.12.2016 в размере 1 560,85 рублей, в том числе, земельный налог за 2015 год в сумме 1 550 рублей, пени в сумме 10,85 рублей со сроком исполнения налогового обязательства не позднее 15.02.2017 года. Доказательств направления налоговых уведомлений за указанный период суду не представлено.
В статье 45 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса РФ. Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Административным истцом в материалы дела представлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 4230 от 23.12.2016 со сроком исполнения налогового обязательства не позднее 15.02.2017 года. Сведений о направлении административному ответчику иных налоговых требований об уплате задолженности, административным истцом не представлено. Каких-либо мер принудительного взыскания в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ МИФНС России № 12 по Владимирской области к административному ответчику не применялось.
С настоящим иском МИФНС России № 12 по Владимирской области обратилась 27.03.2020, то есть по истечении установленного законом срока. При этом административным истцом суду не представлено каких-либо доказательств уважительности пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Капранова С.В. обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Предусмотренный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок обращения налогового органа в суд, может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительной причине.
Однако налоговый орган не представил доказательств наличия у него уважительных причин пропуска данного срока.
Таким образом, административным истцом пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд. Причины пропуска срока не являются уважительными и доказательств их реального наличия не представлены. Оснований для его восстановления у суда не имеется.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░