Дело № 2-2223/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Суденко О.В.,
при секретаре Мельниковой О.Н.,
02 мая 2017 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волжском Волгоградской области гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации городского округа – <адрес> о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 обратилась в суд с иском, изменённом в ходе рассмотрения дела, к администрации городского округа – <адрес> о признании несовершеннолетней нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Указав в обоснование требований, что несовершеннолетняя ФИО2, "."..г. года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание. "."..г. обратилась в Администрацией г/о <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Администрацией г/о <адрес> ФИО2 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по мотиву того, что семья ФИО11 не признана малоимущей, а также, что родителями несовершеннолетней были ухудшены жилищные условия и с этого момента прошло менее 5 лет. Истец не согласна с действиями ответчика, поскольку семья ФИО11 относится к категории малоимущей, ухудшение жилищных условий в связи с продажей в 2013 году жилого дома в <адрес> было вызвано необходимостью переезда в <адрес> в связи с наличием заболевания у несовершеннолетней ФИО2, при котором отсутствует возможность обучения в <адрес>. Просит суд признать отказ в принятии на учет ФИО2, "."..г. года рождения, в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, признать ФИО2 нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать семью ФИО1 малоимущей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации городского округа – <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку семья ФИО11 не является малоимущей, не признана в установленном законом порядке.
Представители третьего лица – Комитета обеспечения жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Указанный Перечень установлен постановлением Правительства РФ от "."..г. N 378.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, "."..г. года рождения, является дочерью ФИО1
Согласно справки МСЭ №... от "."..г., ФИО2 является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до "."..г..
Согласно справки ГБУЗ «ВОПБ №...» от "."..г. № О-580, ФИО2, 2006 года рождения, страдает хроническим заболеванием и подпадает под действие Постановления Правительства РФ от "."..г. №... «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, кроме неё в квартире также зарегистрированы ФИО10, ФИО7, ФИО2, ФИО1, ФИО8
Указанная квартира общей площадью 33,5 кв.м. в ? доле принадлежит ФИО7, 2004 года рождения. Иным участником долевой собственности является ФИО10, с которой истец и члены ее семьи в родственных отношениях не состоят.
Кроме того, ФИО2 является собственником ? доли жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Иными участниками долевой собственности являются в ? доле ФИО3, в ? доле ФИО9, не являющаяся родственником семьи ФИО11.
Постановлением администрации городского округа – <адрес> от "."..г. №... ФИО2, 2006 года рождения, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Из мотивировочной части указанного постановления следует, что к таковым документам относится отсутствие признания семьи ФИО2 малоимущей.
"."..г. комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> ФИО1 направлено письмо об отсутствии оснований для признания несовершеннолетней нуждающейся в жилом помещением, поскольку семья "."..г. ухудшила свои жилищные условия путем прекращения права собственности на жилое помещение в <адрес>, семья не признана малоимущей.
В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации
основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учёт не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской
Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом
Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утверждённом Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от "."..г. № 181-ФЗ (статья 17). До "."..г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учёт и обеспечивались жилыми помещениями с учётом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закреплённом жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С "."..г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от "."..г. № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от "."..г. № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт до "."..г., обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учёт после "."..г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до "."..г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ФИО2 на учёт вкачестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то её право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учётом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Документы, подтверждающие право ФИО2 состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей семья ФИО2 в установленном законом порядке не признана, наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа ответчика признать ФИО2 нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, признании отказа в принятии на учет ФИО2, "."..г. года рождения, в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, признании ФИО2 нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании семью ФИО1 малоимущей, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации городского округа – <адрес> о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, признании незаконным отказ администрации городского округа – <адрес> в принятии ФИО2, "."..г. года рождения, на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании ФИО2, "."..г. года рождения нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании семьи ФИО1 малоимущей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 5 мая 2017 года.
Судья