Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2022 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-415/2022 по исковому заявлению Ляшковой А.П. к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным решения администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, возложении обязанности присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ляшкова А.П. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным решения администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, возложении обязанности присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего в размере 1125765 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В обосновании заявленных требований указала в иске, что 25.02.2022 она обратилась к главе муниципального района Сызранский с заявлением о присвоении классного чина и выплате соответствующей компенсации за период с 2009 года.
14.03.2022 администрация Сызранского района письмом исх. № отказала в удовлетворении ее заявления ссылаясь на ст. ст. 1,5 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» и решение Собрания представителей Сызранского района от 25.04.2013 №13, которым утверждено положение об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский. Считает, что отказ нарушает ее права т.к. 26.01.2009 она была принята на муниципальную должность муниципальной службы ведущим специалистом-юрисконсультом юридического отдела администрации Сызранского района. 02.03.3016 переведена на должность муниципальной службы – начальник юридического отдела администрации Сызранского района.
27.01.2004 Управлением Судебного Департамента в Самарской области ей присвоен классный чин юрист 2 класса.
Ссылаясь на положения ст. 4 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» указала, что ей должен был быть присвоен классный чин без проведения квалификационного экзамена после успешного завершения испытания, а если испытание не проводилось, то не позднее чем через три месяца после назначения на должность муниципальной службы, классный чин, соответствующий занимаемой должности муниципальной службы, являющийся первым для группы должностей, к которым относится замещаемая должность муниципальной службы. Администрация Сызранского района этого не сделала.
Статьей 10 Закона Самарской области от 19.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» предусмотрена оплата труда муниципального служащего Самарской области состоящая из должностного оклада в соответствии с занимаемой должностью и ежемесячных дополнительных доплат, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин (п. 2).
Положением об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей Сызранского района от 25.04.2013 №13 (с учетом решений о внесении изменений) установлено: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин - на условиях принятого нормативно-правового акта. Данное решение противоречит Закону Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области». Преамбула Закона Самарской области от 06.06.2008 №55 «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» указывает, что настоящий Закон устанавливает систему классных чинов муниципальных служащих, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов, что свидетельствует о прямом его действии для муниципалитетов и не требует принятия дополнительного нормативного правового акта, регулирующего порядок присвоения классного чина.
Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносимости основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.
В связи с неверным истолкованием администрацией Сызранского района в ответе от 14.03.2022 законодательства, в т.ч. ст. 12 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55 «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» не определены месячные оклады муниципальным служащим, выплачиваемые в соответствии с присвоенными классными чинами, следует руководствоваться федеральным законодательством. Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих размер оклада секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса составляет 7263 рубля, соответственно администрацией Сызранского района Самарской области не позднее трех месяцев после назначения на должность муниципальной службы недоплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин – 87156 рублей за каждый год работы, с мая 2009 года по апрель 2022 года – не выплачена заработная платав сумме 1125765 рублей.
В связи с нарушением ее прав просит взыскать с администрации Сызранского района в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Ляшкова А.П. заявленные требования поддержала и дополнила, что в администрацию Сызранского района с заявлением о необходимости принятия нормативного правового акта по классным чинам муниципальных служащих Сызранского района не обращалась.
Представитель ответчика администрации муниципального района Сызранский Самарской области Васильева А.В., действующая на основании доверенности № от 21.06.2022, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что п. 2.3.2 Положения об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский установлено, что надбавка к должностному окладу за классный чин предусматривается на условиях принятого нормативного правового акта, который до настоящего времени не принят, бюджетные средства на надбавку за классный чин не заложены. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для указанной выплаты. Ссылка на Закон Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» является необоснованной т.к. ст. 15 данного Закона указывает на то, что органы местного самоуправления должны привести свои правовые акты в соответствие с данным законом, что указывает на то, что регулирование вопросов о классных чинах переходит на уровень муниципалитета, а п. 2 ст. 1 устанавливает общее положение, что классные чины «могут присваиваться», т.е. Закон №55-ГД не устанавливает за органом местного самоуправления обязанности по присвоению классных чинов. В пунктах 3, 4 статьи 10 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» органам местного самоуправления предоставлена возможность самостоятельно определить размер и условия оплаты муниципальных служащих за счет средств местного бюджета. Считает, что законодатель установил систему классных чинов муниципальных служащих в Самарской области, порядок, условия присвоения и сохранения, делегируя возможность присвоения классных чинов на уровень муниципалитетом с учетом финансовых возможностей. Требование о выплате компенсации за классный чин с 2009 года по март 2022 является необоснованным, т.к. при приеме истца на работу с ней был заключен трудовой договор, в соответствии с которым была достигнута договоренность по оплате труда, на момент приема ее на работу Положение об оплате труда было принято и действовало, однако истец, зная о своем праве на присвоение классного чина, об условиях оплаты труда не обращался к работодателю с заявлением о присвоении классного чина, выплате надбавки за классный чин. Считает, что по тем же основаниям не подлежат удовлетворению требования о выплате денежного содержания за период с 2009 года по март 2022 года и компенсации морального вреда. Просила в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав гражданское дело, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" (далее – Закон №96-ГД) определены условия, порядок присвоения классных чинов.
Статьей 4 Закона №96-ГД установлена классификация должностей муниципальной службы в Самарской области.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона установлено соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы Самарской области.
Положениями ст. 10 Закона №96-ГД установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих (ч. 3).
Финансирование расходов, связанных с оплатой труда муниципальных служащих в Самарской области, осуществляется за счет средств местных бюджетов (ч. 4).
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» при поступлении на муниципальную службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин государственной гражданской службы Самарской области, ему присваивается классный чин, соответствующий ранее присвоенному классному чину государственной гражданской службы Самарской области, с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы Самарской области.
Судом установлено, что Ляшкова А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Приказом И.о. начальника Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Ляшковой А.П. присвоен классный чин юрист 2 класса (л.д. 125).
ДД.ММ.ГГГГ Ляшкова А.П. на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № принята на муниципальную должность муниципальной службы администрации Сызранского района ведущим специалистом юрисконсультом юридического отдела. При заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в трудовом договоре были установлены условия оплаты труда: должностной оклад, два оклада материальной помощи. Премирование и иные выплаты производятся в соответствии с Положением по оплате труда муниципальных служащих муниципальной службы и служащих муниципальной службы в Сызранском районе (п. 4 Договора). Дополнительным соглашением к трудовому договору с работником администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Ляшковой А.П. в п. 4 предусмотрены аналогичные условия оплаты труда (л.д. 44 - 46). В п. 4.1 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены дополнения в части: ежемесячной надбавки за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы, единовременной выплаты к ежегодному отпуску, выплачиваемой один раз в год, материальной помощи в размере одного должностного оклада (л.д. 50). Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена доплата за выполнение дополнительной работы по должности ведущего специалиста юридического отдела администрации Сызранского района (л.д. 53, 55, 59).
Согласно выписке из штатного расписания заработная плата начальника юридического отдела состоит из тарифной ставки, надбавок за выслугу лет, персональной надбавки, за секретность и премии (л.д. 122).
В соответствии с коллективными договорами между администрацией Сызранского района и трудовым коллективом администрации Сызранского района на 2009-2011, 2014-2016, 2017-2019 годы, с 06.02.2020 по 05.02.2023 (л.д. 87 - 91, 98 - 99, 107 - 108, 112 - 113) оплата труда работников администрации Сызранского района осуществляется на основании Положения об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский (п. 5.1).
Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области №2 от 21.02.2008 утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский, в соответствии п. 2.3.2 которого предусмотрена ежемесячная надбавка за квалификационный разряд после введения в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района Сызранский об установлении квалификационных разрядов муниципальных служащих (л.д. 67 оборот). На основании протеста прокурора Сызранского района Самарской области решением Собрания представителей Сызранского района №19 от 29.04.2010 в Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский внесены изменения, в том числе в п. 5.3.4 указано на ежемесячную надбавку к должностному окладу за классный чин – на условиях принятого нормативного правового акта (л.д. 73 оборот).
Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области №14 от 25.04.2013 утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский, предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин. Надбавка за классный чин вводится в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района Сызранский об установлении классных чинов муниципальных служащих (п. 2.3.2 л.д. 76).
Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области №52 от 25.08.2016 внесены изменения, в том числе в п. 5.3.4., в соответствии с которым ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин исчисляется на условиях принятого нормативного правового акта (л.д. 85).
Ляшкова А.П. 25.02.2022 ссылаясь на положения ст. 10 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Закон Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» обратилась с заявлением на имя главы администрации муниципального района Сызранский о присвоении ей классного чина муниципальной службы и компенсации выплаты с 2009 года по настоящее время (л.д. 123).
Из ответа Врио главы муниципального района Сызранский от 14.03.2022 № следует, что оснований для присвоения классного чина и выплаты надбавки не имеется в связи с отсутствием нормативного правового акта муниципального района Сызранский об установлении классных чинов муниципальных служащих.
Исходя из установленных обстоятельств, проанализировав в соответствии со ст. ст. 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о признании незаконным решения администрации Сызранского района об отказе в присвоении классного чина истцу, как муниципальному служащему, и в неполной выплате заработной платы, не подлежат удовлетворению, поскольку в Сызранском районе Собранием представителей не принят нормативный правовой акт о муниципальной службе в Сызранском районе, которым определяются условия, порядок присвоения классного чина муниципальному служащему, размер ежемесячной надбавки.
Доводы истца о том, что отсутствие нормативного правового акта муниципального района Сызранский о муниципальной службе и классных чинах не может являться основанием для отказа в присвоении ей классного чина, в данном случае решение должно приниматься на основании Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области», суд не принимает, поскольку законодатель, определив общие условия, порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим, оплату за счет своего бюджета, установил органам местного самоуправления право принятия своих нормативных правовых акт по указанным вопросам. Вопросы о присвоении классного чина решаются утвержденным составов комиссии, оформляются соответствующим заключением, размер оплаты за классный чин осуществляется за счет местного бюджета с учетом бюджетных возможностей и определяется решением Собрания представителей Сызранского района. Следовательно, требование истца о возложении обязанности на администрацию Сызранского района присвоить классный чин не основано на законе.
Более того, истец, работая с 2009 года в администрации Сызранского района на муниципальной должности до февраля 2022 года, с заявлением о принятии соответствующего нормативного правового акта по муниципальной службе и присвоении классных чинов, не обращался, с жалобами в органы прокуратуры и в суд о понуждении принять соответствующий нормативный правовой акт также не обращался.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования о признании незаконным решения администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, не подлежат удовлетворению и производные требования о возложении обязанности присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего в размере 1125765 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ляшковой А.П. к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным решения администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, возложении обязанности присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего в размере 1125765 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, взыскании оплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 01 июля 2021 года.
Судья -