№ 5-924/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Визинга 11 октября 2018 года
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Константинова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Глух Ирины Витальевны, ИНН №, (дата) года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 10.08.2018, индивидуальный предприниматель Глух И.В. на основании трудового договора №13 от 17.08.2017 привлекла к трудовой деятельности гражданина Республики Азербайджан М., (дата) года рождения, в качестве подсобного рабочего, о чем уведомила Миграционный пункт ОМВД России по Прилузскому району по установленной форме, в установленные законом сроки (т.е. 18.08.2017). Трудовой договор заключен на период с 17.08.2017 по 17.08.2018. О факте прекращения (расторжения) трудового договора в Российской Федерации гражданина Республики Азербайджан М. индивидуальный предприниматель Глух И.В. несвоевременно уведомила в установленном порядке территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми). Индивидуальный предприниматель Глух И.В. подала уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Республики Азербайджан М. 24.07.2018, тогда как сам трудовой договор прекращен (расторгнут) 09.07.2018. Своими действиями индивидуальный предприниматель Глух И.В. с 12 июля 2018 года нарушила требования, установленные ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, а также требования ст.13 п.8 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в части, предусматривающей, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Также в ходе проведения проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Глух И.В. на основании трудового договора № Б/Н от 09.07.2018 привлекла к трудовой деятельности гражданина Республики Азербайджан М., (дата) года рождения, в качестве подсобного рабочего, о чем несвоевременно уведомила Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми 24.07.2018, тогда как трудовой договор заключен 09.07.2018. Своими действиями индивидуальный предприниматель Глух И.В. с 12 июля 2018 года нарушила требования, установленные ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, а также требования ст.13 п.8 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в части касающейся: работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Глух И.В. усматривается нарушение требований ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, а также требования ст.13 п.8 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании Глух И.В. суду пояснила, что умысла в совершении вменяемого правонарушения не имела. Трудовой договор с М. был перезаключен в связи с получением им разрешения на временное проживание, фактически трудовые отношения с ним не прекращались; при получении консультации в миграционной службе каких-либо разъяснений о сроках направления уведомления о заключении и прекращении трудового договора ей не давалась. При назначении наказания просила учесть её материальное положение, а именно, наличие задолженности по кредитам и перед поставщиками, а также просила признать совершенное ей правонарушение малозначительным.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник миграционного пункта ОМВД России по Прилузскому району, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав лицо, привлекаемой к административной ответственности, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1-2 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении № от 10.08.2018 составлен в отношении индивидуального предпринимателя Глух Ирины Вительевны. Вместе с тем, из иных приобщенных к делу материалов (объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д. 10), копий трудовых договоров №11 от 09.07.2018, № 13 от 17.08.2017 (л.д. 14-15), копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (л.д.18), копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 19), копии паспорта гражданина Российской Федерации (л.д. 20), копии формы № 1П (л.д.21) следует, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя Глух Ирины Витальевны.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении № от 10.08.2018 составлен в отношении индивидуального предпринимателя Глух Ирины Витальевны. Указание отчества привлекаемого лица «Вительевна» является технической ошибкой, не влияющей на установление существенно значимых обстоятельств дела.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию 1 в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Аналогичный порядок предоставления работодателями уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров с иностранными гражданами установлен п. 2 Приложения №15 к Приказу МВД «России» от 10.01.2018 №11"О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, 17.08.2017 индивидуальный предприниматель Глух И.В. заключила трудовой договор №13 с гражданином Республики Азербайджан М. на определенный срок с 17.08.2017 по 17.08.2018 (л.д.15).
Согласно Уведомлению о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (л.д. 26-27) индивидуальный предприниматель Глух И.В. уведомила УВМ МВД по Республике Коми о прекращении трудового договора с гражданином Азербайджана М. 24 июля 2018 года, хотя договор был прекращен 09 июля 2018, т.е. с нарушением срока, установленного п.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
09.07.2018 индивидуальный предприниматель Глух И.В. заключила трудовой договор № 11 с гражданином Азербайджана М. на определенный срок с 09.07.2018 по 09.07.2021 (л.д. 14), что также подтверждается копией приказа о приеме на работу №5 от 09.07.2018 (л.д. 17).
Из Уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (л.д. 24-25) индивидуальный предприниматель Глух И.В. уведомила УВМ МВД по Республике Коми о заключении трудового договора с гражданином Республики Азербайджан М. 24 июля 2018, хотя трудовой договор был заключен 09 июля 2018 года, т.е. с нарушением срока, установленного п.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № от 10 августа 2018 года, объяснениями индивидуального предпринимателя Глух И.В., не отрицавшей факты, изложенные в указанном протоколе об административном правонарушении, документами, подтверждающими факт трудовой деятельности иностранного гражданина М., иными материалами.
Таким образом, допустив уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (УВМ МВД по Республике Коми), о заключении и прекращении с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, превышающий три рабочих дня с даты заключения и прекращения соответствующего договора, индивидуальный предприниматель Глух И.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Санкцией ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что первоначально трудовой договор с М. №13 от 17.08.2018 был заключен на срок до 17.08.2018, о чем ИП Глух И.В. своевременно уведомила миграционную службу. Прекращение данного трудового договора 09.07.2018 и заключение нового трудового договора № 11 от 09.07.2018 на срок до 09.07.2021 было обусловлено изменением правового статуса М. на территории Российской Федерации; при этом, М. фактически трудовую деятельность не прекращал. Кроме того, ИП Глух И.В. свою обязанность по уведомлению территориального органа в сфере миграции о прекращении и заключении трудового договора с М. исполнила с не значительным нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что в действиях должностного лица индивидуального предпринимателя Глух И.В. формально и усматривается состав вмененного ей административного правонарушения, суд приходит к выводу, что по своему характеру и отсутствию тяжких последствий оно не представляет существенной угрозы охраняемым общественным интересам, не посягает на жизнь и здоровье граждан, общественный порядок, не нарушает социально значимых интересов третьих лиц, и в данном случае имеются правовые основания для признания деяния малозначительным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также характер правонарушения и отсутствие тяжести его последствий, личность привлекаемого лица, ранее к административной ответственности не привлекавшейся, суд считает возможным прекратить производство в отношении индивидуального предпринимателя Глух И.В. по ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь статьями 2.9, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу о привлечении должностного лица индивидуального предпринимателя Глух Ирины Витальевны к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Константинова