Дело №2- 7151/17
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года г. Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Андреевой И.С.,
при секретаре Корчагиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска к ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства (дом Адрес***),
У С Т А Н О В И Л:
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Истец) обратился в суд с указанным иском к ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее – ответчик, ООО «ЖЭК») об обязании устранить нарушения жилищного законодательства, установленного на основании обращений собственников помещений многоквартирного дома *** заместителем председателя комитета ФИО1 издан приказ №*** от *** о проведении в отношении ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (ИНН ***) внеплановой выездной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния штукатурного слоя и кирпичной кладки фасада дома Адрес***. *** с применением фотофиксации при участии представителя ООО «ЖЭК» Мамиковой А.М. произведено обследование общего имущества многоквартирного дома Адрес***, в ходе которого установлено следующее: со стороны дворового фасада дома между подъездами №№ 2 и 1 выявлено отслоение штукатурного слоя (вплоть до кирпичной кладки) с выпаданием отдельных кирпичей; между подъездами №№ 1 и 2 разрушен штукатурный слой стены главного фасада дома (вплоть до кирпичной кладки) на участке размерами 1м х 0,6 м над оконным проемом третьего этажа. Кроме того, на данном участке поврежден штукатурный слой карниза; поврежден штукатурный слой торцевого фасада дома(вплоть до кирпичной кладки). Данные факты являются нарушением п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2015 № 290, п.п. 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.4.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. По результатам обследования сделан вывод о необходимости выдачи ООО «ЖЭК» предписания об устранении выявленных нарушений, и незамедлительно принимать меры к исключению развития деформаций фасада, обрушению штукатурного слоя. В ходе проверки *** при участии представителя ООО «ЖЭК» Высоцкого Д.И. с применением фотофиксации, установлено, что предписание от *** №*** не выполнено, результаты проверки отражены в акте от *** №***. Управление многоквартирным домом Адрес*** осуществляет ООО «ЖЭК на основании договора управления. ООО «ЖЭК» до настоящего времени не предпринимает мер, направленных на выполнение работ по текущему ремонту фасада дома Адрес***, в связи с чем, Истец просит суд обязать ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (ИНН ***) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования, указанные в предписании комитета №*** от ***, а именно: выполнить ремонт штукатурного слоя фасада дома, с восстановлением кирпичной кладки, в районе дворового, главного, торцевого фасадов, включая ремонт карнизов крыши дома Адрес***
В судебном заседании представитель истца Телешенко Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения. Не возражала против вынесения заочного решения.
Представитель ответчика ООО «ЖЭК» в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по иску в суд не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в связи с обращениями собственников помещений многоквартирного дома Адрес*** заместителем председателя комитета ФИО1 издан приказ №*** от *** о проведении в отношении ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (ИНН ***) внеплановой выездной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния штукатурного слоя и кирпичной кладки фасада дома Адрес***
Управление многоквартирным домом Адрес*** осуществляет ООО «ЖЭК на основании договора управления.
Главным специалистом отдела муниципального жилищного контроля комитета по жилищной политике администрации города Мурманска *** с применением фотофиксации при участии представителя ООО «ЖЭК» произведено обследование общего имущества многоквартирного дома Адрес***, в ходе которого установлено следующее: между подъездами №№2 и 1 дворового фасада дома выявлено отслоение штукатурного слоя (вплоть до кирпичной кладки) с выпаданием отдельных кирпичей; между подъездами №№ 1 и 2 разрушен штукатурный слой стены главного фасада дома (вплоть до кирпичной кладки) на участке размерами 1м х 0,6 м над оконным проемом третьего этажа. Кроме того, на данном участке поврежден штукатурный слой карниза; торцевой фасад дома (со стороны подъезда №3; на карнизе местами поврежден штукатурный слой (вплоть до кирпичной кладки).
Данные факты являются нарушением п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2015 №290, п.п. 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.4.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
По результатам обследования сделан вывод о необходимости выдачи ООО «ЖЭК» предписания об устранении выявленных нарушений.
Результаты проверки отражены в акте №*** от *** и ООО «ЖЭК», на основании чего выдано предписание №*** от *** о перечне мероприятий (работ), подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений, в срок до *** и незамедлительно принимать меры к исключению развития деформаций фасада, обрушению штукатурного слоя.
Истечение срока исполнения предписания от *** №***, послужило основанием для вынесения заместителем председателя комитета ФИО2 приказа органа муниципального жилищного контроля (далее – приказ) от *** №*** о проведении в период с *** по *** внеплановой выездной проверки исполнения управляющей организацией ООО «ЖЭК работ согласно данному предписанию.
В ходе проведенной проверки *** при участии представителя ООО «ЖЭК» Высоцкого Д.И. с применением фотофиксации, установлено, что предписание от *** №*** Ответчиком не выполнено, результаты проверки отражены в акте от *** №***.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170.
Правила являются обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
Таким образом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском (постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10).
В соответствии с п. 4 Приложения 7 Правил устранение неисправностей кровель относится к работам текущего характера и выполняется подрядной организацией в порядке непредвиденных работ. Как следует из Правил (пункт 4.6.1.1.) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли и защиту от её протечек. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, относятся к работам аварийного характера и должны быть устранены в течение 1-х суток с момента поступления заявки (п. 2.2.6., 4.6.1.10., Приложение № 2).
Согласно п. 4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Пунктом 4.2.3.2. Правил, установлено, что с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
В связи с выявленными нарушениями выдано предписание №*** от ***, с требованием в срок до *** устранить выявленные нарушения.
В ходе проверки ***. при участии представителя ООО «ЖЭК» Высоцкого Д.И. с применением фотофиксации, установлено, что предписание от *** №*** не выполнено, результаты проверки отражены в акте от *** №***.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ст. 162 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 чт. 161 ЖК РФ).
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных выше норм права, несмотря на неоднократно выдаваемые предписания ООО «ЖЭК», управляющей организацией до настоящего времени не предприняты меры, направленных на выполнение работ по текущему ремонту фасада дома Адрес***. Данный факт препятствует осуществлению комитетом возложенных на него действующим законодательством полномочий, влечет за собой нарушение прав законопослушных жильцов дома на благоприятные условия для проживания в указанном доме и может привести к созданию угрозы жизни и здоровью граждан.
Учитывая тот факт, что у управляющей организации было достаточно времени для устранения нарушений и исполнения предписания №*** от ***, однако, какие – либо действенные меры по исполнению предписания не были предприняты ООО «ЖЭК», суд считает, что в данном случае были нарушены права потребителя услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые до настоящего времени, не восстановлены.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 чт. 161 ЖК РФ).
Факт ненадлежащего исполнения обязательств по содержанию многоквартирного дома Адрес*** ООО «ЖЭК» нашел достаточное подтверждение в ходе рассмотрения дела, ответчиком не оспорен.
Учитывая, что деятельность по управлению многоквартирным домом Адрес*** осуществляет ответчик ООО «ЖЭК», то на него и должна быть возложена обязанность по выполнению ремонта штукатурного слоя фасада дома, с восстановлением кирпичной кладки, в районе дворового, главного, торцевого фасадов, включая ремонт карнизов крыши дома Адрес***
Кроме того, суд считает, что невыполнение указанных работ может привести к дальнейшему разрушению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что приведет к нарушению прав всех собственников и нанимателей, которые являются потребителями услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Доводов и доказательств, которые бы опровергали установленные по делу обстоятельства и служили основанием для отказа в удовлетворении иска, суду не представлено.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска к ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (ИНН ***) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования, указанные в предписании комитета №*** от ***, а именно: выполнить ремонт штукатурного слоя фасада дома, с восстановлением кирпичной кладки, в районе дворового, главного, торцевого фасадов, включая ремонт карнизов крыши дома Адрес***.
Взыскать с ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме 300 рублей.
Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Судья И.С. Андреева