Решение по делу № 33-3374/2021 от 11.03.2021

УИД 54RS0010-01-2020-010035-91

Судья Топчилова Н.Н. Дело: 2-1010/2021

Докладчик Жегалов Е.А. Дело: 33-3374/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего судьи Жегалова Е.А.,

судей Быковой И.В., Хабаровой Т.А.,

при секретаре Ведерниковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 апреля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Шилиной Татьяны Юрьевны на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 14 января 2021 года об оставлении без удовлетворения исковых требований Шилиной Татьяны Юрьевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А., объяснения представителя истца Шилиной Т.Ю. – Горбуновой М.К., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27.11.2020 Шилина Т.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), в котором просила признать за ней право выхода на льготную пенсию в возрасте 50 лет как матери <данные изъяты> с детства, имеющей страховой стаж более 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного капитала в размере более 30: отменить решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), а также обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки в размере 300 рублей.

В обоснование иска указано, что поскольку Шилина Т.Ю. является матерью дочери-инвалида с детства, имеет страховой стаж более 15 лет и индивидуальный пенсионный капитал в размере более 30, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ как женщине, достигшей возраста 50 лет. Однако в соответствии с решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) от 08 октября 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по достижении возраста 50 лет, со ссылкой на то, что она является лицом, замещающим на постоянной основе муниципальную должность. В связи с несогласием с принятым решением Шилина Т.Ю. обратилась за защитой своего права в суд.

14.01.2021 судом первой инстанции постановлено решение: «Исковые требования Шилиной Татьяны Юрьевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения».

С таким решением не согласился истец Шилина Т.Ю. В апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 14.01.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано о несогласии с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шилиной Т.Ю.

Обращает внимание, что положениями ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, при этом право родителя <данные изъяты> с детства на досрочное назначение не поставлено в зависимость от того к какой категории граждан относится последний.

Полагает, что оснований для применения приложения № 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в рассматриваемом случае не имеется.

Указание в решении на Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3370-О, считает, необоснованно, поскольку оно касается льготной пенсии государственных служащих, проработавших в районах Крайнего Севера.

Кроме того, в обоснование своей правовой позиции обращает внимание на судебную практику.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и, согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, разрешив вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе большинством голосов, согласно ст. 15 ГПК РФ, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Шилина Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является матерью <данные изъяты> (Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 43), справкой <данные изъяты> об <данные изъяты> (л.д. 44), выпиской из истории болезни Ш.А. (л.д. 55, 56), иными медицинскими документами (л.д. 57-69).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ-УПФ РФ     в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) от 08.10.2020 Шилиной Т.Ю. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с несоблюдением условий для назначения пенсии, а именно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости - 57 лет, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы (л.д. 8-12).

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных им в ходе судебного заседания, ответчик не отрицает факт наличия у Шилиной Т.Ю. <данные изъяты>, а также факт воспитания истцом ребенка, в том числе до достижения им <данные изъяты>-летнего возраста.

Материалами дела также подтверждается наличие у Шилиной Т.Ю. страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Таким образом, истец действительно относится к лицам, имеющим право на досрочное назначение пенсии по старости по основанию - воспитание <данные изъяты> до достижения ребенком возраста <данные изъяты> лет.

Согласно представленным в материалы дела копиям трудовой книжки и пояснениям истца, она замещает должность <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 30-38).

Разрешая спор и постанавливая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости замещала должность муниципального служащего, и поэтому требования истца противоречат Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку в 2020 году возраст выхода на пенсию для лиц, замещающих указанные должности, увеличен на 2 года.

Поэтому суд посчитал, что на момент обращения Шилиной Т.Ю. в пенсионный орган - истец не достигла возраста 52 лет, а поэтому отказ ответчика в назначении пенсии является законным, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

При этом суд исходил из того, что с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 года до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 I од - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев, в 2020 года - плюс два года и т.д.

Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11, 12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на назначение досрочной пенсии определяется согласно Приложению 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, то есть имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента.

Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 № 3370-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ткачук О.Ф. на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в редакции на дату обращения).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: 1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

При названных нормах закона и установленных выше обстоятельствах – дело разрешено судом правильно, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет - по тем мотивам, что они основаны на неправильном толковании норм процессуального и материального права, противоречат правильно установленным судом обстоятельствам дела, были предметом подробной оценки в решении суда первой инстанции, а оснований для иных выводов не имеется.

Так отклоняет судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шилиной Т.Ю., ввиду неприменения приложения № 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Эти доводы отклоняются по тем мотивам, что противоречат нормам действующего законодательства.

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является достижение гражданином определенного возраста, по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Положением п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Вместе с тем, с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частями 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.

Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в пенсионный орган условие о возрастном цензе не было соблюдено, решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, и не свидетельствуют о неправильном применении норм права.

Указание на судебную практику по другим делам не может быть принято во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.

Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией по тем мотивам, что они не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.

Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 14 января 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Шилиной Т.Ю. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда:

33-3374/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шилина Татьяна Юрьевна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное)
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Жегалов Евгений Алексеевич
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
08.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Передано в экспедицию
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее