Дело № 2а-1611/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Костюкова Д.В.,
представителя административного ответчика-
Управления Росреестра по Волгоградской области Мирошниченко О.В.,
02 августа 2019 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой Марии Владимировны к ГКУ ВО «МФЦ», Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Попова М.В. обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею через филиал по работе с заявлениями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО «МФЦ» подан пакет документов для государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ВО «МФЦ» поданный Поповой М.В. пакет документов передан в Управление Росреестра по Волгоградской области. Однако государственная услуга по регистрации права на недвижимое имущество и проведению кадастрового учета не предоставлена до настоящего времени. Считает, что указанное бездействие Управления Росреестра по Волгоградской области нарушают права и законные интересы административного истца, а потому просит признать незаконным бездействие ГКУ ВО "МФЦ", выразившееся в нарушении сроков оказания государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям №; обязать Филиал по работе с заявителями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО "МФЦ" устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем выдачи в срок, не превышающий одного месяца с даты вынесения решения по настоящему делу документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям №; признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Волгоградской области, выразившееся в нарушении сроков оказания государственной услуги по государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №; обязать Управление Росреестра по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №; обязать Управление Росреестра по Волгоградской области в течение трёх рабочих дней после проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №, направить в Филиал по работе с заявителями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО "МФЦ" документы, подтверждающие проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № для последующей их выдачи заявителю.
Административный истец Попова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомила, реализовала право на ведение дела через представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Поповой М.В. –Костюков Д.В. заявленный уточненный административный иск поддержал, на его удовлетворении настаивал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Мирошниченко О.В. административный иск Поповой М.В. не признала, просила в удовлетворении отказать, поскольку задержка в рассмотрении документов административного истца связана с объективными причинами, кроме этого Поповой М.В. представлен не полный пакет документов для проведения государственной регистрации и кадастрового учета. Считает, что права административного истца не нарушены.
Административный ответчик ГКУ ВО «МФЦ», заинтересованное лицо – государственный регистратор Управления Росреестра по Волгоградской области Коробова С.Л. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения настоящего административного дела.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и другим правовым актам.
Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) либо решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Попова М.В. является собственником земельного участка и незавершенного строительством жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> и 34-АБ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-88).
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что в настоящее время, строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, завершено. С целью внесения необходимых сведений в государственный реестр прав на недвижимое имущество Попова М.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в филиал ГКУ ВО «МЦФ» с заявлением о постановке данного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «МФЦ», Управлением Росреестра по Волгоградской области и филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области заключен соглашение о взаимодействии №-ФОИВ/16, по условиям которого органом полномочным на принятие решения и предоставлении услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Управление Росреестра по Волгоградской области, а ГКУ ВО «МФЦ» осуществляет прием и передачу документов в полномочный орган, выдачу результатов оказания услуг.
В целях получения услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части изменения основных характеристик объекта недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ Поповой М.В. в филиал ГКУ ВО «МФЦ» сдан пакет документов с заявлением о предоставлении таковой услуги.
После чего специалистами филиала ГКУ ВО «МФЦ» сформировано дело в программном комплексе приема и выдачи документов № № и ДД.ММ.ГГГГ пакет документов, поданный Поповой М.В., передан в Управление Росреестра по Волгоградской области для принятия решения, что подтверждается реестром документов на отправку от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о возврате Поповой М.В. документов в связи с истечением срока действия сертификата кадастрового инженера, о чем административному истцу направлено соответствующие уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
В соответствии с ч. 2, 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона о регистрации к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию, относится проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 этого Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно п. 1 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, к числу которых относится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.
Во исполнение ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утвержден административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 37 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав; отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения при наличии следующих оснований, предусмотренных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации.
Пунктом 38 Административного регламента установлено, что процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением): уведомления о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения и о возможности получения таких документов, при наличии оснований, установленных статьями 25, 36.1 Закона о регистрации.
В соответствии с п. 40 Административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом, в том числе, двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Аналогичные положения содержатся в ст. 16 Законе о регистрации.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ Поповой М.В. в многофункциональный центр сдан пакет документов для получения государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, ДД.ММ.ГГГГ документы переданы в Управление Росреестра по Волгоградской области, а только ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что срок принятия Управлением Росреестра по Волгоградской области решения по заявлениям Поповой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ нарушен.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, регистрирующим органом не представлено.
Доводы представителя Управления Росреестра по Волгоградской области о наличии технических сбоев и отсутствия объективной возможности рассмотреть документы административного истца в установленный срок, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения сроков оказания государственной услуги нашел свое объективное подтверждение.
Между тем, обосновывая заявленные требования, представитель административного истца указывает, что поводом, послужившим для обращения Поповой М.В. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на жилой дом, является завершение строительства объекта недвижимости и внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости, а также последующей регистрации административного истца и членов ее семьи по адресу проживания.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Однако Поповой М.В. не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов, что в силу приведенных выше законоположений является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что в результате нарушения Управлением Росреестра по Волгоградской области срока предоставления государственной услуги каких- либо неблагоприятных последствий для административного истца не наступило. Попова М.В. как до подачи заявлений №, так и на сегодняшний день, проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, что не оспаривалось представителем административного истца. Данных о том, что Попова М.В. обращалась с заявлением в органы миграционного учета для регистрации ее по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, и в этом ей было отказано, материалы дела не содержат и стороной административного истца не представлено.
Также суд отмечает, что ст. 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство.
Из представленных материалов регистрационного дела (л.д.81-96) следует что уведомление застройщика об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направленное в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отсутствует.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что такого уведомления Попова М.В. не подавала.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта индивидуального жилищного строительства в отсутствие указанного уведомления само по себе не возможно, что указывает на неполно представленный Поповой М.В. для кадастрового учета и государственной регистрации пакета документов.
Более того, суд обращает внимание, что Попова М.В. не лишена возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по постановке на государственный кадастровый учет жилого дома с предоставлением полного пакета документов.
Доводы представителя административного истца о том, что Управлением Росреестра по Волгоградской области принято решение о возврате Поповой М.В. документов в связи с истечением срока действия сертификата кадастрового инженера, в то время как на момент их подачи и при условии соблюдения сроков оказания государственной услуги, срок действия сертификата кадастрового инженера не истек бы, отклоняются судом как несостоятельные к удовлетворению иска, поскольку, как указано выше, административным истцом представлен не полный пакет документов, а также нарушений прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено.
Иные доводы административного истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Поповой М.В. к ГКУ ВО «МФЦ», Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности необоснованно, а потому суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177,227 КАС РФ, суд
решил:
Поповой Марии Владимировне в удовлетворении административного иска к ГКУ ВО "МФЦ" о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям №; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем выдачи в срок, не превышающий одного месяца с даты вынесения решения по настоящему делу документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям №, - отказать.
Поповой Марии Владимировне в удовлетворении административного иска к Управления Росреестра по Волгоградской области о признании незаконным бездействия выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги по государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №; возложении обязанности в течение трёх рабочих дней после проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям №, направить в Филиал по работе с заявителями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО "МФЦ" документы, подтверждающие проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям №, для последующей их выдачи заявителю- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 07 августа 2019 года.
Судья Юрченко Д.А.