Дело № 2а-925/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
16 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Шашева З.И. на незаконные действия должностных лиц администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с возложением обязанности возвратить удержанные денежные средства,
установил:
Шашев З.И. обратился с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании действий по удержанию денежных средств с лицевого счета незаконными и возложении обязанности возвратить ему на лицевой счет удержанные денежные средства.
Мотивируя иск, указал, что решением Европейского суда по правам человека в его пользу взыскана компенсация в размере 6000 евро, из которой исправительным учреждением произведено удержание в размере 40000руб. на основании исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем по исполнительному листу . Шашев З.И. полагает, что удержания с дохода, который не подлежит налогообложению, без согласия гражданина незаконно.
Определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми Саранча А.Е.
Административный истец извещен о судебном заседании, отбывает уголовное наказание.
Административные ответчики представителей в судебное заседание не направили.
Согласно статье 150 КАС РФ суд не усмотрел безусловных препятствий к разрешению дела в отсутствие не явившихся лиц. Ходатайство административного истца о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи было удовлетворено, однако, в связи с занятостью оборудованного комплекса в исправительном учреждении иным судом участие административного истца посредством видеоконференц-связи не представилось возможным.
Административный истец довел до суда свои требования в административном иске, предмет и основание административного иска оставил неизменными, соответственно, лишенному свободы лицу была обеспечена возможность реализации его процессуальных прав, закрепленных статьей 45 КАС РФ.
С учетом срока рассмотрения дела и отсутствия технической возможности, суд не усмотрел оснований для отложения судебного заседания либо объявления перерыва.
Исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Шашев З.И. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
В справке бухгалтерии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми указано, что на исполнении исправительного учреждения находился исполнительный лист серии ВС
.... от <...> г., выданный , о взыскании ущерба на сумму 49355руб.
Из поступившей в <...> г. года на лицевой счет суммы в 2000руб. произведено удержание в счет погашения задолженности, остаток составил 48355руб.
<...> г. на лицевой счет осужденного Шашева З.И. поступили денежные средства от Минюста России в размере 522406,20руб., взысканные в счет компенсации по решению Европейского суда по правам человека.
<...> г. в счет погашения задолженности по исполнительному производству с лицевого счета удержано 43355руб., исполнительный лист в связи с погашением задолженности в полном объеме возвращен в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми.
Изложенное подтвердилось исследованными в суде доказательствами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Меры принудительного исполнения перечислены в части 3 статьи 68 Федерального закона, а в пункте 1 к числу таковых отнесено обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В силу пункта 3 части 1 статьи 98 и части 2 статьи 99 Федерального закона, в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.
Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 статья 100 Федерального закона).
При этом статья 101 Федерального закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Исходя из указанных правовых норм, взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 Федерального закона.
Согласно пункту 59 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, денежные переводы, поступившие осужденным, зачисляются на их лицевые счета, - то есть являются собственностью осужденного.
Согласно информации, имеющейся на сайте ЕСПЧ, по жалобе Шашева З.И.
.... <...> г. принято решение об исключении дела из списка после дружественного урегулирования.
Компенсация перечислена на лицевой счет административного истца.
При этом денежные средства, поступившие на лицевой счет в связи с обращением истца в Европейский суд по правам человека, не подпадают под перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в силу положений статьи 101 Федерального закона.
Выплата компенсации по спору с государством, где действия (бездействие) признаны не соответствующими требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не свидетельствует о том, что истцу произведена выплата именно возмещения вреда здоровью, на которую не может быть обращено взыскание в соответствии со статьёй 101 Федерального закона, соответственно, денежная выплата, эквивалентная 6000 евро не является суммой, выплаченной в возмещение вреда здоровью, поэтому у должностных лиц исправительного учреждения со дня получения исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя имелась обязанность производить удержания денежных средств из иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
При этом истребование письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на доходы должника законодательством не предусмотрено.
Определение поступивших денежных средств на лицевой счет осужденного как дохода, в рассматриваемом случае не противоречит налоговому законодательству, которое не регулирует отношения, связанные с обращением взыскания по исполнительным документам.
В силу статьи 226 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установить его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Исходя из вышеизложенного, действия должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, являются законными, а требование административного истца в этой части не подлежит удовлетворению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения взыскания на указанные денежные средства в соответствии с положениями законодательства об исполнительном производстве, материалы дела не содержат.
Поскольку оснований для признания незаконными действий не установлено, то и требование о возложении обязанности вернуть удержанные денежные средства в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 219, 227.1 КАС РФ,
решил:
Оставить без удовлетворения административное исковое заявление Шашева З.И. на незаконные действия должностных лиц администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств в размере 43355руб. с лицевого счета и о возложении обязанности возвратить удержанные денежные средства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 3 марта 2022 года.
Судья- М.О. Никулин