Решение по делу № 2а-1089/2016 от 17.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо                                                      13 декабря 2016 г.

                                          Дело № 2а-1089/2016

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Соловьевой Ю.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Терентьевой Т.В. к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л :

Терентьева Т.В. обратилась в Бодайбинский городской суд с административным иском к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее по тексту АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости - нежилого здания, расположенного по адресу: **, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области) о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за нежилое здание, расположенное по адресу: **, за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости в размере 2 255 417 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании налогового уведомления * от 28 июля 2016 года Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области Терентьевой Т.В. следует уплатить налог на доходы физических лиц до 01 декабря 2016 года на принадлежащее ей нежилое здание, расположенное по адресу: **, исходя из инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости в размере 13 848 980 рублей.

Истица 09 ноября 2016 года обратилась в Межрайонную ИФНС России № 3 по Иркутской области с заявлением о проведении перерасчета налога на указанное недвижимое имущество за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости в размере 2 489 975 рублей, представив справку об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости из Бодайбинского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Административный ответчик - Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области сообщил, что на 01 января 2008 года инвентаризационная стоимость объекта недвижимости составила 12 074 089 рублей, согласно данных поступивших из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», налоговая база в налоговом уведомлении * от 28 июля 2016 года указана с учетом коэффициента-дефлятора и составляет 13 848 920 рублей, в связи с чем налог на доходы физических лиц за 2015 год составил 276 980 рублей. Кроме того, разъяснено, что Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области произвести перерасчет налога на имущество физических лиц не может, в связи с чем, рекомендовано обратиться в суд.

Как далее указывает истица, письмом Министерства финансов РФ от 11 июля 2016 года № 03-05-04-01/40388, начиная с 01 января 2013 года из Налогового кодекса Российской Федерации исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц и действующим законодательством не определен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности инвентаризационной стоимости, в том числе установленной до 1 января 2013 года. Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной после 1 марта 2013 года, включая применение таких сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях. При этом инвентаризационная стоимость объектов недвижимости может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

По данным справок Бодайбинского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» от 04 октября 2016 года, инвентаризационная стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: **, составляет на 01 января 2012 года - 2 255 417 рублей, на 01 января 2015 года – 2 489 975 рублей.

Согласно техническому паспорту на нежилое здание по вышеуказанному адресу, изготовленного Бодайбинским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 27 октября 2015 года, инвентаризационная стоимость нежилого здания составила 2 489 975 рублей.

Таким образом, налоговый орган должен исходить при определении налога на имущество физических лиц из инвентаризационной стоимости, определенной до 01 марта 2013 года (ст.402, ст. 403 НК РФ).

В данном случае административный ответчик МИ ФНС России №3 по Иркутской области не истребовал у административного ответчика АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» инвентаризационную стоимость спорного объекта по состоянию на 01 марта 2013 года, ограничившись сведениями на дату 01 января 2008 года, содержащихся в его информационных ресурсах, не проверив достоверность данной информации на момент вынесения требования об уплате налога, поскольку информация не предоставлялась ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», которая должна ежегодно им предоставляться в налоговый орган в силу п.2 ст.5 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», п.9.1 ст. 85 НК РФ на протяжении с 2008 года по 2013 год, или на протяжении 6-ти лет. Налоговый орган не представил справку административному истцу в документальное подтверждение инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2008 года, которая превышает фактическую инвентаризационную стоимость указанного здания в 5 раз, что дает основания полагать, что в информационных ресурсах налогового органа содержатся ошибочные сведения. В данном случае нарушаются права и законные интересы административного истца по уплате налога в размере законно и обоснованного исчисленного налога.

Поскольку инвентаризационная стоимость спорного нежилого здания согласно данных ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на 01 января 2012 года составляла 2 255 417 рублей, с указанной суммы подлежит исчислению налог на имущество физических лиц, в связи с чем, налоговый орган обязан произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год.

Административный истец – Терентьева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Административный ответчик – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направил, о возражениях против исковых требований Терентьевой Т.В. не заявил, просил о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик – Акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», являющееся правопреемником ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в лице Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация    Федеральное БТИ» в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В представленных письменных пояснениях указал, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2011 года органы технической инвентаризации были исключены из перечня лиц, на которые возложена обязанность по предоставлению данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для налогообложения.

С 01 января 2013 здания, помещения и объекты незавершенного строительства подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем, государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для налогообложения АО «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» и его подразделения не осуществляют.

Последние данные об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости представлялись органами технической инвентаризации в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года. В настоящее время АО «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» и его подразделения по заявлениям физических лиц выдают информацию об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для предоставления нотариусам, в судебные органы и т.п.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства на основании пункта 7 ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск Терентьевой Т.В. подлежащим удовлетворению.

Статьей 57 Конституции РФ, статьей 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. ст. 1 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 (в редакции, действующей до 01 января 2015 года) «О налогах на имущество физических лиц», регулирующего правоотношения о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, которым являются: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Статьями 400 и 401 НК РФ, действующими с 01 января 2015 года предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как следует из материалов дела, Терентьева Т.В. является собственником нежилого здания кафе «Пристань», Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, расположенного по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** **.

По данным технического паспорта, составленного Бодайбинским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 27 октября 2015 года, в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ № 244 от 17 августа 2006 года, действительная инвентаризационная стоимость нежилого здания 2005 года постройки, площадью 385 квадратных метров, составляет 2 489 975 рублей.

Вместе с тем, из налогового уведомления * от 28 июля 2016 года следует, что налоговая база (инвентаризационная стоимость нежилого здания, имеющего кадастровый *, расположенного по адресу: **) с 2015 года, налоговым органом определена с учетом коэффициента – дефлятора в размере 13 848 980 рублей. Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц в результате составила 276 980 рублей.

На обращение Терентьевой Т.В. произвести пересчет суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год по вышеуказанному объекту недвижимости, Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области разъяснила со ссылкой на Письмо Министерства Финансов РФ № 03-05-04-01/40388 от 11 июля 2016 года на необходимость оспаривания инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.

Дополнительно сообщено, что налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных, полученных из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» на 01 августа 2008 года.

Однако произведенный налоговым органом расчет исходя из приведенной выше инвентаризационной стоимости на 01 января 2008 года, не может быть признан правильным.

Так, до 1 января 2015 года действовал Закон от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

Таким образом, до 01 января 2015 года правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с 1 января 2015 года - глава 32 части 2 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013 года в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года с учетом коэффициента-дефлятора.

Положения Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.

Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (ст. 404 части второй НК РФ).

На основании Приказа Госстроя РФ № 36 и МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28 февраля 2001 года и в соответствии со ст. 85 НК РФ организациями технической инвентаризации в налоговые органы передавались сведения об объектах недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 Порядка представления, сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения заполнялись на основании данных технических паспортов.

Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости были переданы в налоговые органы до 01 марта 2013 года, а именно на 01 января 2008 года.

Решение об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости субъектом Российской Федерации – Иркутской областью в 2015 году не было принято.

Начиная с 2014 года в соответствии с Законом РФ № 2003-1 (Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 306-ФЗ) налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговый орган, на основании Постановлений Правительства Иркутской области «Об утверждении коэффициентов для определения восстановительной стоимости строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».

По данным справки Бодайбинского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от 04 октября 2016 года, инвентаризационная стоимость здания кафе «Пристань», расположенного по адресу: ** на 01 января 2012 года составляла 2 255 417 рублей, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 44-пп от 25 февраля 2011 года.

Данные сведения об инвентарной стоимости здания административными ответчиками: АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области не оспорены и не опровергнуты. По мотиву подложности данная справка так же никем из участвующих в деле лиц не оспорена.

Представленные истцом в суд сведения об инвентаризационной стоимости нежилого здания кафе «Пристань» административными ответчиками не оспорены, а данные об инвентаризационной стоимости данного объекта с учетом коэффициента-дефлятора в сумме 13 848 980 рублей ничем не подтверждены.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания кафе Пристань Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, расположенного по адресу: **, для целей исчисления налога на имущество физических лиц за 2015 год, подлежит определению в ценах на 01 января 2012 года и составит 2 255 417 рублей.

Соответственно в базе данных налогового органа в отношении здания кафе Пристань Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, была допущена ошибка в части сведений об инвентаризационной стоимости указанного объекта, представленных до 1 марта 2013 г.

Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В этих условиях, в связи с установлением инвентаризационной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания кафе Пристань Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, расположенного по адресу: **, для целей исчисления налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости объекта в ценах 2012 года в размере 2 255 417 рублей, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 44-пп от 25 февраля 2011г., суд находит необходимым возложить на Межрайонную ИФНС России № 3 по Иркутской области произвести перерасчет суммы налога на вышеуказанный объект недвижимого имущества Терентьевой Т.В. за 2015 год, с учетом указанной инвентаризационной стоимости здания на 01 января 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Административное исковое заявление Терентьевой Т.В. к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, удовлетворить.

2. Установить инвентаризационную стоимость объекта недвижимости - здания кафе Пристань Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, расположенного по адресу: **, для целей налогообложения - исчисления за 2015 год налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта 2 255 417 рублей (Два миллиона двести пятьдесят пять тысяч четыреста семнадцать рублей).

3. Возложить обязанность на Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц Терентьевой Т.В. на нежилое здание кафе Пристань Магазин, кафе, склад, имеющего площадь 385 квадратных метров, кадастровый *, расположенного по адресу: **, за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости объекта в размере 2 255 417 рублей (Два миллиона двести пятьдесят пять тысяч четыреста семнадцать рублей).

4. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца.

Судья:                                                                                    Э.С. Ермаков

2а-1089/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТЕРЕНТЬЕВА Т.В.
Ответчики
Бодайбинское отделение Иркутского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области
Суд
Бодайбинский городской суд Иркутской области
Дело на сайте суда
bodaybinsky.irk.sudrf.ru
17.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2016[Адм.] Судебное заседание
14.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее