УИД 11RS0001-01-2021-017868-82 Дело №2а-849/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием административного истца Луганского Н.Ф., представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Гиниатулина Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2022 года посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Луганского Николая Федоровича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг, возложении обязанности,
установил:
Луганский Н.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем оказании медицинских услуг незаконным, взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг в размере 500 000 рублей, возложении обязанности принять меры медицинского характера в соответствии со всеми стандартами.
В обоснование заявленных требований указал, что с января 2018 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, имеет заболевания «...», «...», неоднократно обращался в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, находился на стационарном лечении, однако ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь, назначенное лечение не соответствовало требуемым стандартам, что причиняло вред его здоровью.
Определением суда от 28 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
В ходе рассмотрения дела Луганский Н.Ф. на удовлетворении требований настаивал, указав, что медицинская помощь до настоящего времени оказывается ненадлежащим образом, в связи с чем полагал, что на ответчика необходимо возложить обязанность провести полный комплекс лечения, предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи, по имеющимся заболеваниям.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, указав, что административному истцу медицинская помощь оказывалась в полном объеме.
ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, привлеченные судом к участию в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, представителя для участия в деле не направили.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав административного истца, доводы представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на личную безопасность и охрану здоровья.
Согласно разъяснениям в пункте 17 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1, 3, 7 ст.26).
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
Правила организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируется в настоящее время Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», ранее содержались в Приказе Минздравсоцразвития и Минюста № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу».
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения (п. 13 Порядка).
Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (п. 14 Порядка).
Приказом Министерства юстиции от 28.12.2017 № 285 утвержден новый Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п. 31 Порядка).
Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 32 Порядка).
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (п. 33 Порядка).
В силу пунктов 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
При этом в статье 2 того же Закона указано, что диагностика – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Лечение – это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Установлено, что Луганский Н.Ф. с 25.01.2018 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
Медицинское обслуживание исправительного учреждения осуществляет ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Для оценки доводов и возражений сторон относительно оказания административному истцу медицинской помощи судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Из экспертного заключения №... (п), проведение которой осуществлялось в период с 18.01.2022 года по 04.04.2022 года следует, что по данным представленной медицинской документации у Луганского Н.Ф. имеется заболевание «...» которое было диагностировано в период нахождения на лечении в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России (г. Волгоград) с 10.03.2016 г. по 04.06.2016 г. На момент его госпитализации в хирургическое отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России 30.03.2020 г. и проведенного обследования, признаков заболевания «...» не обнаружено, выявлены признаки заболевания «...». 03.04.2020 г. проведена операция - .... В дальнейшем рецидивов (обострения) данного заболевания у Луганского Н.Ф. не наблюдалось.
Первая запись в амбулаторной карте о наличии заболевания «...» датирована от 06.10.2015 года. При госпитализации в хирургическое отделение 15.08.2019 г. со слов истца стало известно, что страдает данным заболеванием на протяжении 5-7 лет. В настоящее время установить время возникновения данного заболевания по медицинским документам не представляется возможным. Согласно федеральным клиническим рекомендациям больные с заболеванием «...» нуждаются в следующих видах медицинской помощи: лабораторная диагностика, которая включает в себя: ...
Согласно данным представленной медицинской документации истцу оказывалась как амбулаторная медицинская помощь, так и стационарная.
...
При исследовании медицинских документов, случаев неоказания медицинской помощи, несвоевременного оказания и оказания не в полном объеме по заболеванию «...» судебно-медицинской экспертной комиссией не установлено. Какого-либо специфического лечения истцу не требуется. После проведенного оперативного лечения случаев обострения не зафиксировано, при необходимости достаточно динамического диспансерного наблюдения с осмотрами хирурга.
По заболеванию «...» случаев неоказания и не качественного оказания медицинской помощи в медицинской документация не зафиксировано. ....
Поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, исследованию подвергнута вся представленная медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Луганского Н.Ф., эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда отсутствуют сомнения в достоверности выводов заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
...
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что экспертным заключением установлено наличие несвоевременного оказания медицинской помощи Луганскому Н.Ф., что безусловно причинило последнему нравственные и физические страдания, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации, причиненной ненадлежащим оказанием медицинской помощи, за счет казны Российской Федерации компенсации в соответствии со статьей 12.1 УИК РФ и статьей 227.1 КАС РФ.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
Определяя размер компенсации, суд учитывает обстоятельства данного дела, характер и степень нравственных страданий истца, период несвоевременного оказания медицинской помощи с 27.04.2020 г. (рекомендация консультации дерматовенерологом) по 04.03.2021 (осмотр дерматовенерологом), отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья административного истца, а также отсутствие у Луганского Н.Ф. объективной возможности получить требуемую медицинскую помощь, минуя исправительное учреждение ФСИН России, в котором он содержался, в связи с чем полагаю возможным взыскать в пользу административного истца компенсацию в размере 2 000 рублей.
Оснований для взыскания такой компенсации с ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми не имеется.
Принимая во внимание, что лечение истцу проводилось в полном объеме, в соответствии с клиническими рекомендациями и в настоящее время Луганский Н.Ф. в дополнительных лабораторных, инструментальных обследованиях, консультациях не нуждается, основания для возложения на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязанности провести полный комплекс лечения, предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи, по имеющимся заболеваниям, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Луганского Николая Федоровича удовлетворить частично.
Признать бездействие ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившееся в ненадлежащем оказании медицинских услуг незаконным.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Луганского Николая Федоровича компенсацию за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В удовлетворении требований о возложении на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязанность провести полный комплекс лечения, предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи, по имеющимся заболеваниям – отказать.
В удовлетворении исковых требований Луганского Николая Федоровича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Койкова
Мотивированное решение изготовлено 01.06.2022 года.