Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 июля 2020 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя истца помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2,
представителя ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, главы администрации,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку, предназначенную для сбора бытовых отходов и мусора (твердых коммунальных отходов), расположенную в <адрес> по <адрес>, бетонным или асфальтовым покрытием, ограничив бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, и подъездными путями для автотранспорта, в соответствии с СанПиН <данные изъяты>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов, расположенная в <адрес> по <адрес>, не оборудована специальной площадкой с бетонным, асфальтовым или иным водопроницаемым покрытием, ограждением, не соответствуют требованиям п.8.2.5 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН <данные изъяты>). По представлению прокурора на момент предъявления иска в суд нарушения также не устранены.
Выявленное нарушение создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности человека, является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2 требования прокурора поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района ФИО3 исковые требования признала, пояснила, что постарается устранить нарушения.
Представители третьих лиц – территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес>, администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте, на судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили. Представитель администрации Моргаушского района ФИО4 в отзыве на исковые требования указал на отсутствие в бюджете района денежных средств, необходимых на выполнение требований закона в области обращения с твердыми бытовыми отходами.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьей 2 и 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В статье 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно с части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, администрация <адрес> сельского поселения является надлежащим ответчиком по рассматриваемому требованию, заявленному прокурором.
В реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики включена в том числе контейнерная площадка <адрес>, <адрес>, рядом с ОКЦ- под №.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником прокурора Моргаушского района ФИО2, указанная контейнерная площадка, расположенная в <адрес>, <адрес> - не оборудована в соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН <данные изъяты>», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для установки контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Из письменного объяснения представителя ответчика ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанной площадке отсутствует твёрдое покрытие.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о нарушении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в населенных пунктах данного сельского поселения при установлении контейнерных площадок.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> сельского поселения ФИО3 по итогам рассмотрения представления сообщила, что в месте сбора твердых коммунальных отходов в <адрес> по <адрес> отсутствует специальная площадка с бетонным покрытием из-за отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения. По мере изыскания средств нарушения требований законодательства будут устранены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что указанные контейнерные площадки, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора (для твердых коммунальных отходов), являющиеся предметом данного дела, не соответствуют требованиям пункта 8.2.5 СанПиН <данные изъяты>: отсутствует специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Доказательства, подтверждающие обратное, представитель ответчика в судебном заседании не представил, не заявил о наличии таковых.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Моргаушского района подлежат удовлетворению в полном объёме, следует возложить на администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность оборудовать контейнерную площадку, предназначенную для сбора бытовых отходов и мусора (твердых коммунальных отходов), расположенную в <адрес>, <адрес>, рядом с ОКЦ, специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и подъездными путями для автотранспорта - в соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН <данные изъяты>.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых работ, отсутствием достаточного финансирования на данные цели, суд считает разумным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд отмечает, что довод третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отсутствии в бюджете района денежных средств, необходимых для направления на выполнение сельским поселением требований закона в области обращения с твердыми бытовыми отходами, не влечёт отказ в иске прокурора, а является основанием для увеличения срока исполнения решения суда, предложенного прокурором.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики оборудовать контейнерную площадку для твердых коммунальных отходов, расположенную в <адрес> <адрес>, специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и подъездными путями для автотранспорта, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Также на решение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
Председательствующий Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.