Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 02 июня 2021 г.
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,
с участием прокурора Бурхетьевой Е.Н.,
при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-66/2021 по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Кузнецовой Елены Анатольевны и Петрищевой Ларисы Юрьевны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании частично недействующим постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 26 – п от 24 июня 2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» и недействующим в целом постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 31 от 25 июля 2018 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань»,
установил:
министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 26-П от 24.06.2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань», первоначальный текст документа опубликован в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 25, 30.06.2016 года (далее – постановление № 26-п). Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - министерство) принято постановление № 31 от 25.06.2018 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань», первоначальный текст документа опубликован в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 26, 05.07.2018 года (далее – постановление № 31). Этим же постановлением постановление № 26-п признано утратившим силу.
Административный истец Кузнецова Е.А. обратилась в Астраханский областной суд о признании недействующим со дня принятия постановления №26-П в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (0,02888, Гкал/кв.м) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно, постановление № 31 просила признать недействующим полностью.
Петрищева Л.Ю., с учетом уточнений к иску, также просила признать недействующим со дня принятия постановление № 31 в целом, в том числе в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (0,02883 Гкал/кв.м) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 5-9 многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно.
Заявление мотивировано тем, что административным истцам принадлежат на праве собственности нежилые помещения <адрес>, расположенные по адресу: <адрес> (Кузнецовой Е.А.) и №, расположенное по адресу: <адрес>, лит.А (Петрищевой Л.Ю.). Дома многоквартирные, кирпичные, до 1999 года постройки, что подтверждается техническими паспортами, выписками из единого государственного реестра недвижимости и ответом ГБУ АО «Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки» от 02 июня 2021 года № Размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается исходя из оспариваемых нормативов потребления, равных 0,02888, 0,02869 Гкал. на 1 кв. метр общей площади помещения в месяц (в отношении помещений Кузнецовой Е.А. по двум оспариваемым постановлениям) и 0,02883 Гкал. на 1 кв. метр общей площади помещения в месяц (в отношении помещения Петрищевой Л.Ю. по постановлению № 31). Указывают на то, что в соответствии с Правилами N 306, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода, и поскольку расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих представительности выборки для проведения необходимых измерений, оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, определенные расчетным методом, противоречат требованиям указанных Правил, а также положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которым плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Кроме того, установленные нормативы расчетным методом также не соответствуют положениям Правил N 306, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку при расчете такого параметра как количество тепловой энергии неверно применены расчетная температура наружного воздуха, продолжительность отопительного периода, что привело к увеличению норматива потребления коммунальной услуги (формулы 18 и 19 Правил № 306). Административный ответчик не рассчитывал самостоятельно часовую тепловую нагрузку для применения расчетного метода, а использовал не проверенные данные ресурсоснабжающих организаций, тогда как все расчеты должны быть проверены, проанализированы и рассчитаны только министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области. Считают, что оспариваемые нормативы должны применяться только в отношении жилых помещений и не могут применяться в отношении их нежилых помещений, предназначенных для извлечения прибыли.
В судебном заседании административные истцы заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, поддержали.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Суодайтис Д.А. административные исковые требования не признала, указывая на отсутствие нарушений норм действующего федерального и регионального законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов, постановления приняты в надлежащей форме и в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Астраханской области. Министерство, руководствуясь п. 22 Правил № 306, установило норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» путем применения расчетного метода в связи с недостаточностью данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах на территории МО «Город Астрахань», отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. При этом при принятии постановления министерства № 31 для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению вопрос о возможности установления нормативов потребления коммунальных услуг аналоговым методом не ставился, запросы в ресурсоснабжающие организации, осуществляющие в силу Закона № 261-ФЗ оснащение многоквартирных домов приборами учета, не направлялись. Указывает, что оспариваемый норматив с применением расчетного метода установлен верно, величины применены в формулах расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению правильно, согласно предписаниям действующего законодательства.
Административный ответчик не согласен с доводами истцов о том, что в отношении их нежилых помещений следует установить иной норматив, применив положения Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 г. № 99/пр. Такой довод противоречит позициям Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 10.07.2018 г. № 30-П, от 20.12.2018 г. № 49-П), Верховного Суда Российской Федерации (определение от 08.10.2018 г., № 307-ЭС18-15148) и Арбитражного суда кассационной инстанции (постановление от 22.12.2020 г. № Ф06-66926/2020 по делу А06-9020/2018 г.)
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Астраханской областной прокуратуры Бурхетьевой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2);
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2);
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2);
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2);
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены Правила (далее – Правила № 306) установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 г. № 101-П, министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности министерства, определяет нормативы потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Астраханской области от 26.10.2016 г. № 374-П «Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области» министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области реорганизовано в форме присоединения к нему министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, с переименованием в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2.1.14 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31.10.2016 г. № 381-П, министерство устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу ст. 15 Закона Астраханской области от 10.04.2012 г. № 18/2012-ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области» Устав Астраханской области, законы Астраханской области, а также подзаконные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».
На основании предоставленных федеральным законодательством и законодательством Астраханской области полномочий министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (до реорганизации) принято постановление от 24.06.2016 г. № 26-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (первоначальный текст документа опубликован в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 25, 30.06.2016 г.), министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление от 25.06.2018 г. № 31 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (первоначальный текст документа опубликован в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 26, 05.07.2018 г.). Таким образом, постановления приняты уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются. Анализ правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что они являются нормативными, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления коммунальной услуги по отоплению на территории города Астрахани.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, они считают, что оспариваемые нормативы необоснованно установлены и завышены, чем нарушаются их права, поскольку они, как собственники нежилых помещений, являются плательщиками за пользование коммунальной услугой.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутри домовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Применительно к Правилам N 306 под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в пункт 11 Правил N 306 внесены изменения, согласно которым с 30 декабря 2014 г. при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов или жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Как усматривается из материалов дела, министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 24 июля 2016 г. принято Постановление N 26 –п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань», которым утверждены на территории города Астрахани определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно 1.1 Приложения в размере 0,02888 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в многоквартирном доме и жилом доме со стенами из камня, кирпича этажности 2, до 1999 г. постройки включительно (в отношении помещения Кузнецовой Е.А.). Нормативный правовой акт включает также иные показатели нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении других категорий многоквартирных (жилых) домов, в том числе и после 1999 года постройки.
25 июня 2018 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 31"Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань», которым утверждены на территории города Астрахани определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно 1.1 Приложения в размере 0,02869 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в многоквартирном доме и жилом доме со стенами из камня, кирпича этажности 2, до 1999 г. постройки включительно (в отношении помещения Кузнецовой Е.А.), в размере 0,02864 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в многоквартирном доме и жилом доме со стенами из камня, кирпича этажности 5-9, до 1999 г. постройки включительно (в отношении помещения Петрищевой Л.Ю.). Нормативный правовой акт включает и иные показатели нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении других категорий многоквартирных (жилых) домов, в том числе и после 1999 года постройки.
05 февраля 2021 года постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 4 «О внесении изменений в постановление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 25 июня 2018 года № 31» внесены изменения в таблицу «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» на отопительный период» Приложения 1 к постановлению №31, заменив слова «Норматив потребления (Гкал/кв.м общей площади жилого помещения в месяц)» на слова «Норматив потребления (Гкал/кв.м общей площади жилого и нежилого помещения в месяц)».
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в оспариваемых постановлениях установлены по принципу дифференциации, в зависимости от года постройки многоквартирного или жилого дома (до 1999 г. и после 1999 г.), с учетом этажности многоквартирного и жилого дома, материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, из дерева, смешанных и других материалов). Как следует из анализа обжалуемых постановлений, административный ответчик такой принцип дифференциации применил, что не противоречит форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению Таблицы № 6 приложения N 2 к Правилам N 306.
В этой части суд не усмотрел нарушений при принятии обжалуемых нормативных правовых актов. Однако это обстоятельство не является решающим при принятии решения по существу спора.
Заявляя о невозможности применения метода аналогов, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ссылается на информацию, полученную от ресурсоснабжающих организаций г.Астрахани, об отсутствии сведений, необходимых для осуществления расчета нормативов аналоговым методом. При этом доказательств данному утверждению не имеется, несмотря на то, что судом неоднократно предлагалось административному ответчику представить соответствующие доказательства и в связи с необходимостью их предоставления откладывались судебные заседания.
Из представленных доказательств следует, что министерство в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг обратилось письмом от 29.09.2015 г. № 04-01/0368 к главам муниципальных образований и руководителям ресурсоснабжающих организаций, осуществляющие в силу Закона № 261-ФЗ оснащением многоквартирных домов приборами учета, о предоставлении информации согласно приложению. К письму приложены 2 таблицы, подлежащие заполнению с информацией, необходимой для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению аналоговым методом и информацией, необходимой для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом. Аналогичное письмо направлено в адрес администрации МО «Город Астрахань». Первая таблица (для применения аналогового метода) подлежала заполнению по типам жилого дома с общедомовым прибором учета с разбивкой на этажность, по общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД или общей площади жилого дома, по общей площади, входящих в состав общего имущества. Вторая таблица (для применения расчетного метода) подлежала заполнению по общей площади жилых и нежилых помещений, по общей площади, входящих в состав общего имущества, по часовой тепловой нагрузке на отопление в отношении разного типа домов с разбивкой на этажность.
Таким образом, ресурсоснабжающим организациям предлагалось заполнить таблицы на выбор: предоставить данные для аналогового метода либо предоставить данные для расчетного метода, тогда как согласно Правилам № 306 расчетный метод подлежал применению после обоснования невозможности применения метода аналогов.
Согласно представленным ответам ресурсоснабжающих организаций, в том числе поступивших от управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» (в рамках переадресации ответов от ресурсоснабжающих организаций) от 03.11.2015 г. № 2788 МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», от 30.10.2015 г. № Т/з 2165 ЗАО «ТЭЦ-Северная», от 16.11.2015 г. № 03-01/2112 филиала в гор. Астрахани ООО «Лукойл – ТТК» информация от ресурсоснабжающих организаций, необходимая для осуществления расчета нормативов аналоговым методом, не представлена и причина этому не указана. В связи с этим министерство письмом от 15 февраля 2016 года №04-01/0067 обратилось к главам муниципальных образований и руководителям ресурсоснабжающих организаций о предоставлении в срок до 15 марта 2016 года документов для определения часовой нагрузки на отопление для определения норматива расчетным методом.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
Допрошенная в судебном заседании начальник отдела отраслевого анализа и мониторинга в ЖКХ департамента жилищно – коммунального хозяйства Астраханскойй области Соколова О.Ю. пояснила, что при установлении норматива применен расчетный метод в связи с недостаточностью данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах на территории г.Астрахани, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. В период подготовки и принятия постановления № 31 какие – либо запросы либо письма главам муниципальных образований и руководителям ресурсоснабжающих организаций не направлялись. На какие – либо доказательства или обстоятельства о невозможности применения метода аналогов Соколова О.Ю. не сослалась. Доказательств тому, что техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем не соответствовала правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемым Правительством Российской Федерации, что действительно влияло бы на невозможность использования аналогового метода суду административным ответчиком не представлено. Не представлено и доказательств тому, что министерством предпринимались какие-либо меры по формированию объема выборки многоквартирных домов, что запрашивались сведения с обоснованием запроса об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов, не определено.
Применение министерством расчетного метода определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не является обоснованным, поскольку в нарушение части 9 статьи 213 КАС РФ надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов, являющегося приоритетным, административным ответчиком не представлено, применение расчетного метода отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений не подтверждено.
Только 16 января 2019 года за № 01-01-03/392 министерство обратилось в главе МО «Город Астрахань» и руководителям ресурсоснабжающих организаций о предоставлении в срок до 20 февраля 2019 года по группам с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (не менее, чем по 10 домам одного типа) сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета за период 2017 и 2018 года (помесячно). Эти данные необходимы были для определения норматива потребления коммунальных услуг по отоплению с применением метода аналогов.
На данный запрос имеется единственный ответ МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» от 21 января 2019 года № 109 о невозможности предоставления данной информации по причине отсутствия требуемого количества домов одного типа.
Между тем, из представленных административными истцами доказательств, а именно – сообщения управления федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия (Астраханьстат) от 28 мая 2021 г. №ЕМ-33-06/14124 –Др и от 02 июня 2021 г. №87/ОГ следует, что число многоквартирных домов, фактически оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, как и число многоквартирных домов и общая площадь многоквартирных жилых домов, растет.
Регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным по сравнению с расчетным методом, и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
Согласно пунктам 2 и 9 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, который может быть установлен по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды: по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.
Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
При этом пунктом 21 указанных Правил вводится процедура оценки представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к данным Правилам N 306.
Условием применения метода аналогов является соответствие технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренное пунктом 31 Правил N 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.
Пункт 40 Правил N 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.
Ввиду того, что потребление коммунального ресурса в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства характеризуется схожим составом направлений использования коммунального ресурса и отклонения расхода коммунальных ресурсов могут быть обусловлены особенностями использования данных ресурсов, в том числе связанными с отступлением от правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями, содержания общего имущества в многоквартирном доме, указанные отклонения не должны включаться в норматив потребления коммунальных услуг. С учетом этого пункт 40 Правил N 306 предписывает исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, поскольку нормативы должны приближаться к реальным показателям потребления.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган указывает на отсутствие необходимого количества многоквартирных домов, применительно к которым можно получить результаты измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, что не отвечает условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Расчетный метод используется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Пункты 21 и 22 Правил N 306 закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Применение метода аналогов и расчетного метода по разным категориям домов по одной коммунальной услуге допустимо в силу того, что Правилами N 306 запрет на это не установлен, а пункт 16 Правил N 306 в качестве основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.
Определение способа установления нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных выше процедур.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации обоснованием запроса.
Эта процедура административным ответчиком не выдержана, установление этого нарушения является самостоятельным основанием к отмене установленных оспариваемых нормативов.
Суд соглашается и с доводом административных истцов о том, что административный ответчик не рассчитывал самостоятельно часовую тепловую нагрузку для применения расчетного метода, а использовал не проверенные данные ресурсоснабжающих организаций, тогда как все расчеты должны быть проверены, проанализированы и рассчитаны только министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Астрахани не могут расцениваться как рассчитанные с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Оспариваемые положения постановлений № 26-П и 31 противоречат указанным выше Правилам, а также нормам жилищного законодательства.
Согласно формуле N 19 приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 года N 306 значение показателя Qо (количество тепловой энергии потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными, индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал)) зависит от значений показателя tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (град. Цельсия) и показателя n0 (продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 град. Цельсия и ниже), которые являются климатическими условиями (пункт 2 Правил от 23 мая 2006 года N 306) и подлежат определению в соответствии с пунктом 44 Правил от 23 мая 2006 года N 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется, исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются. Применение административным ответчиком других исходных данных не соответствует Правилам № 306. Установлено, что определение норматива расчетным методом произведено административным ответчиком с нарушением требований пунктов 19, 43, 44 Правил N 306 к использованию при расчете среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период. В частности, не представлено доказательств того, что при расчете норматива экспертом были использованы сведения, представляемые органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, и не имеется обоснования причин, по которым данные сведения невозможно было получить.
В материалы дела также представлен протест первого заместителя прокурора Астраханской области от 02 сентября 2016 года № 7-12-2016 г. ФИО8, где указывалось, что при утверждении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом использовались сведения ФГБУ «Северо – Кавказское УГМС» о продолжительности отопительного периода, тогда как следовало руководствоваться распоряжениями администрации МО «Город Астрахань» об отопительном сезоне, содержащими сведения о продолжительности отопительного периода, количестве календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта недействующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд приходит к следующему.
Причиной подачи настоящего заявления в суд явились, как указывают административный Кузнецова Е.А., поданные в арбитражный суд Астраханской области в отношении нее иски о взыскании задолженности по отоплению нежилых помещений.
Так, общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (истец - ООО "АТС") обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Елене Анатольевне (далее - ИП Кузнецова Е.А., ответчик) о взыскании, с учетом уточнений и увеличения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, задолженности по договору энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 1135 от ДД.ММ.ГГГГ за периоды с <данные изъяты> ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, начисляемых на сумму долга, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактической оплаты денежных средств до полного погашения задолженности.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Кузнецовой Е.А. в пользу ООО "АТС" взыскана задолженность по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ за период: январь, март, апрель, ноябрь, декабрь 2017 г., январь, февраль, март, апрель 2018 г. в сумме 10 946,23 руб., расходы по госпошлине в сумме 398 руб. В части взыскания задолженности за февраль, октябрь 2017 г. и пени за период февраль, и с июля по октябрь 2017 г. в размере 3643,62 руб. исковые требования оставлены без рассмотрения. В остальной части требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда изменено: с ИП Кузнецовой Е.А. в пользу ООО "Астраханские тепловые сети" взыскана задолженность по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ за период: <данные изъяты> пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере <данные изъяты>. и судебные расходы по оплате государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере <данные изъяты>. В части взыскания задолженности за февраль, <данные изъяты> исковые требования оставлены без рассмотрения. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением арбитражного суда Кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решение по делу на момент вынесения настоящего решения не принято, определением арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу приостановлено, вопрос о взыскании задолженности, образовавшейся с января 2017 года не разрешен, в связи с этим постановление №-П продолжает применяться в отношении административного истца Кузнецовой Е.А. и является предметом судебной проверки. В связи с изложенным оспариваемый Кузнецовой Е.А. пункт постановления №-П следует признать недействующим с момента его принятия. Признание нормативного правого акта недействующим с иной даты – с даты вступления решения суда в законную силу не приведет к восстановлению прав административного истца, обессмыслило бы принадлежащее ей право на судебную защиту (ст.45 и ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Что касается оспариваемых положений действующего постановления №, то оно подлежит признанию недействующим также с момента его принятия, поскольку признание отдельных его положений недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов соответствии со ст. 3 КАС РФ.
Довод административных истцов о необходимости применения к спорным правоотношениям Правил N 1034, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" N 1034 и Методики N 99/пр, утвержденной приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отклонению, поскольку в данном случае, теплоснабжение осуществляется в отношении жилых многоквартирных домов, в которых находятся нежилые помещения, занимаемые предпринимателями, и, соответственно, спорные правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства, а также Правилами N 354.
Такой вывод основан на позиции Конституционного суда, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П (по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина ФИО9), где указано, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64).
Соответственно, поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Соответственно, как следует из пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении не производится. В связи с этим в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъясняется, что временное неиспользование помещений в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от данной обязанности (пункт 37).
В целях снижения расходов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на отопление Правительство Российской Федерации во исполнение предписания части 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 23 августа 2010 года N 646 утвердило Принципы формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку же повышение энергетической эффективности многоквартирного дома в целом, а следовательно, и отдельных жилых (нежилых) помещений в нем требует не только значительных капиталовложений, но и согласования воли многочисленных собственников этих помещений, что, как правило, затруднительно, первостепенное значение в обеспечении их прав и законных интересов приобретает создание правовых условий, позволяющих вести учет тепловой энергии, потребленной в отдельных помещениях многоквартирного дома.
Таким образом, административные исковые требования Кузнецовой Е.А. о признании недействующим частично постановления № 26-П подлежит удовлетворению полностью, а требования о признании недействующим постановления № 31 подлежит удовлетворении частично - в части нарушения прав Кузнецовой Е.А. и Петрищевой Л.Ю.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в информационном бюллетене <данные изъяты> или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать недействующим со дня принятия постановления норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (0,02888) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения №1, утвержденных постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 26 – п от 24 июня 2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань».
Признать недействующим со дня принятия постановления норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (0,02869) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 2 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения №1, утвержденных постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 31 от 25 июня 2018 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань».
Признать недействующим со дня принятия постановления норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань» (0,02864) для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажностью 5-9 (в многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно) Приложения №1, утвержденных постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 31 от 25 июня 2018 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории МО «Город Астрахань».
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Астраханского
областного суда: Н.Х. Мухамбеталиева