Дело № 2а-11096/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 22 ноября 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя административного истца Семенова Л.М. по доверенности от 26.05.2018г., представителя административного ответчика Скрябиной Т.Г. по доверенности 21.11.2018г., при секретаре Ильине С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании акта проверки № от 15.10.2018г. и предписания № от 15.10.2018г. незаконными и их отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику. При этом в обоснование административного иска указывает, что на основании распоряжения на проверку от 05 октября 2018 г. № заместителя руководителя Государственной инспекции труда-главного государственного инспектора труда Кардаполовой Е.Г. по обращению гр. Малышкина А.В. в отношении ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» была проведена внеплановая выездная проверка по итогам которой Государственная инспекция труда в Республике Саха (Якутия) пришла к выводу, что имеются нарушения по не предоставлению документов связанных с работой. 15 октября 2018 г. был составлен акт проверки выявившее административное правонарушение по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, возбуждено производство. 15 октября 2018 г. Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) на основании акта было вынесено предписание № от 15 октября 2018 №, обязали: устранить нарушение статьи 62 ТК РФ - выдать Малышкину А.В. следующие заверенные копии: положение о премировании руководителей, специалистов, и служащих ОАО «ЯТЭК», документ, явившийся основанием для невыплаты премии по итогам работы за апрель 2018 г., больничный лист с 04.0.2018 по 18.05.2018 г. в срок до 06 ноября 2018 г. Сопроводительное письмо было получено ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» 02 ноября 2018 г. за вх. № 1694. Считает вынесенный акт и предписание незаконными, т.к. действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работнику копии локальных нормативных актов. Трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя только по ознакомлению с ними под роспись. Объяснительные и докладные выдаче работнику в порядке ст. 62 ТК РФ не подлежат (выдача премии является правом работодателя). На работодателя не возлагается обязанность по предоставлению работнику листков нетрудоспособности. С документами работник был ознакомлен, что подтверждается отметкой в трудовом договоре. В соответствии с требованиями ст. 62 ТК РФ работнику были предоставлены документы, связанные с работой. При этом оснований для выдачи документов, не связанных с работой, к числу которых относятся и листки нетрудоспособности, не имеется, т.к. листки нетрудоспособности являются документами, подтверждающими состояние здоровья лица и не связаны с работой. По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об оплате труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. Считает, что с них требуют не предусмотренное законом, т.е. обязывают совершить незаконные действия, а на основании акта определили время и место для рассмотрения дела об административном правонарушении от 06.11.2018 г. на 23.11.2018 г. в 17-00. Просит восстановить срок обращения в суд, признать предписание № от 15.10.2018г. незаконным и отменить.
В суде представитель административного истца Семенов Л.М. иск уточнил и просит признать предписание № от 15.10.2018г. и акт проверки № от 15.10.2018г. незаконными и отменить.
В суде представитель административного ответчика Скрябина Т.Г. считает иск необоснованным и просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как следует из части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применению не подлежит.
Судом установлено, что 02.11.2018г. административным истцом получены от административного ответчика акт проверки № от 15.10.2018г. и предписание № от 15.10.2018г. В порядке административного судопроизводства административный истец обратился в суд 07.11.2018 г. При таких обстоятельствах, административным истцом срок для обращения в суд с данным иском ПАО «ЯТЭК» не пропущен.
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения на проверку от 05 октября 2018 г. № заместителя руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в PC(Я) Кардаполовой Е.Г. по обращению гр. Малышкина А.В. в отношении ПАО «ЯТЭК» проведена внеплановая выездная проверка. В своем обращении в трудовую инспекцию Малышкин А.В. указал, что просит обязать ПАО «ЯТЭК» выплатить ему премию за апрель 2018г. и для защиты нарушенных трудовых прав обязать выдать все необходимые документы, связанные с трудовой деятельностью.
24.05.2018 г. гр. Малышкин А.В. направил в адрес ПАО «ЯТЭК» официальный запрос, о предоставлении следующих документов: приказа о приеме на работу Малышкина А.В., положения о премировании руководителей, специалистов, и служащих ОАО «ЯТЭК», расчетный лист за апрель 2018 г., документ, явившийся основанием для невыплаты премии по итогам работы за апрель 2018 г., больничный лист с 04.0.2018 г. по 18.05.2018 г. Однако, в нарушение ст.62 ТК РФ ПАО «ЯТЭК» предоставил часть документов, копию приказа о приеме на работу от 04.09.2017 г. и копию расчетного листка за апрель.
В соответствии со ст. 62 Трудового Кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Перечень документов (копий документов), перечисленных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ, не является исчерпывающим. Вместе с тем, помимо названных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав. Данные требования нормы трудового закона подтверждается письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/9518-6-1 от 20.12.2012 года. Кроме того, предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) №14/7-943-1882-ОБ от 15.10.2018г. как пояснил в суде представитель административного истца, исполнен в полном объеме, что подтвердил в суде и представитель административного ответчика.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ 15.10.2018░. ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ 15.10.2018░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░