Решение по делу № 33-137/2018 (33-4334/2017;) от 15.12.2017

Судья Мамонов К.Л. № 33-137/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Душнюк Н.В. и Стракатовой З.Е.

при секретаре Забродиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2017 года по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по тем основаниям, что в результате проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в кварталах , Пригородного участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» расположены несанкционированные свалки отходов с координатами: г. Петрозаводск, (.....), геопозиция , ; геопозиция , ; геопозиция , . Размещение указанных свалок осуществлено без соблюдения требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку не имеется сведений о том, что земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, передавался в аренду или иное пользование, несанкционированные свалки расположены на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, прокурор просил возложить на ответчиков обязанность ликвидировать указанные несанкционированные свалки отходов.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков были привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ Республики Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

Суд возложил обязанность на администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелии в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Петрозаводского городского округа в районе (.....) с координатами: , ; , ; , .

С таким решением не согласна администрация Петрозаводского городского округа, в апелляционной жалобе заместитель начальника нормативно-правового управления У.Ю.В. просит отменить решение в части возложения на администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по ликвидации свалок, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов осуществлено на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем обязанность по ликвидации свалок незаконно возложена на органы местного самоуправления. Доказательств того, что земельный участок исключен из состава земель лесного фонда в материалы дела не представлено. На органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Суд пришел к выводу, что несанкционированные свалки фактически находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером , однако судом первой инстанции не устанавливалась тождественность земельного участка, на котором расположены несанкционированные свалки, и земельного участка с кадастровым номером . Поскольку земельный участок с кадастровым номером не поставлен на государственный кадастровый учет, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не представлялось возможным определить расположение несанкционированных свалок в несуществующих границах земельного участка. На основании постановления Правительства Республики Карелия от 06 октября 2010 года № 206-П полномочия собственника по распоряжению участками лесного фонда на территории Республики Карелия осуществляет Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Государственные полномочия органам местного самоуправления городского округа в установленном порядке не переданы. Обращенное к ним требование о проведении организационных мероприятий и несении материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.

С решением суда не согласно Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель Министерства, действующая по доверенности Ч.И.С., просит отменить решение в части возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Петрозаводского городского округа, поскольку Министерство не является надлежащим ответчиком на данному делу. В обоснование жалобы указывает на то, что в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Образование несанкционированной свалки отходов значительной площади и объема на территории Петрозаводского городского округа свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться органом местного самоуправления. Наличие несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего контроля со стороны администрации Петрозаводского городского округа за соблюдением Правил благоустройства, действующих на территории городского округа. Указывает на то, что поскольку в настоящее время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия не определен, применению подлежит пункт 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления". Судом не принято во внимание, что предметом иска является не возложение на Министерство обязанности организовать сбор и утилизацию коммунальных отходов в соответствии с действующими полномочиями и в установленном законодательством порядке, а ликвидация конкретной несанкционированной свалки, что не является полномочием Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия П.А.В. просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку материалами дела подтверждается, что несанкционированные свалки расположены на земельном участке, не входящем в состав лесного фонда.

Межрайонный природоохранный прокурор Патарушин А.В. представил возражения на апелляционные жалобы ответчиков, полагал, что доводы жалоб не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Ж.И.Е. представила пояснения на апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа, действующая по доверенности Д.Т.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии, действующий по доверенности П.В.А. с доводами жалоб не согласился, полагал верными выводы суда о том, что свалки расположены на земельном участке, не относящемся к лесному фонду.

Представитель третьего лица - Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ Республики Карелия, действующая по доверенности И.Г.М. полагала решение суда законным и обоснованным.

Прокурор Иовлев Д.С. поддержал возражения на апелляционные жалобы ответчиков, полагал, что в деле не имеется доказательств расположения свалок на землях лесного фонда.

Иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них проверив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела , судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1).

Согласно положениям абзаца 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (в редакции, действовавшей на день вынесения судебного решения).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным законом.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», также пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Согласно пункту 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016 года № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия. в области, обращения с отходами.

В соответствии с подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года № 216-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в районе (.....) (координаты , ; , и , ) выявлены несанкционированные свалки, строительных и бытовых отходов. Наличие указанных свалок подтверждается актами осмотра, начиная с июня 2015 года, территория, на которой расположены свалки неоднократно обследовались с участием представителей администрации Петрозаводского городского округа, Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, Пригородного центрального лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Размещение свалок оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При этом не имеется сведений о том, что земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, передавался в аренду или иное пользование.

Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь указанными выше законоположениями, обоснованно исходил из того, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, поскольку в обязанности как органа местного самоуправления, так и органа исполнительной власти субъекта входит сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Поскольку, в настоящее время не установлены иные виновные лица, суд обоснованно возложил на ответчиков, как органов публичной власти, обязанность по ликвидации последствии указанных несанкционированных свалок.

Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа о том, что земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки, входит в состав земель лесного фонда. Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства, в том числе схемы, акты, копии лесоустроительных планшетов, пояснения представителя третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, показания свидетеля – лесничего Пригородного участкового лесничества ГУ РК «Прионежское Центральное лесничество» Е.Л.В., пришел к выводу о том, что земельный участок, на котором расположены свалки, расположен в границах Петрозаводского городского округа и не входит в состав земель лесного фонда. Из материалов дела следует, что данный земельный участок площадью 10 га был исключен из состава земель лесного фонда на основании решения Совета Министров Карельской АССР от ХХ.ХХ.ХХ 1989 года и передан Карельскому ДОСААФ для строительства автодрома. В материалы дела представлен Государственный акт на право пользования землей от 4 мая 1989 года , выданный Карельскому областному комитету ДОСААФ для размещения автодрома. В едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 100000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации автодрома.

Не влияют на постановленное судебное решение и ссылки в жалобе администрации Петрозаводского городского круга на определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 года по делу № 75-КГ16-5, в соответствии с которым был признан недействующим Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», в части включения в границы населенного пункта лесных участков, в том числе в кварталах 139, 140 Пригородного участкового лесничества. Из материалов дела следует, что территория, на которой расположены несанкционированные свалки, ранее в 1989 году была уже исключена из состава земель лесного фонда, следовательно не относилась к лесным участкам, которые в 2008 году на основании указанного решения Петрозаводского городского округа были включены в границы населенного пункта.

Не могут быть приняты во внимание и доводы данного ответчика апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не устанавливалась тождественность земельного участка, на котором расположены несанкционированные свалки, и земельного участка с кадастровым номером , однако суд пришел к выводу, что несанкционированные свалки фактически находятся в пределах указанного земельного участка. Действительно, земельный участок с кадастровым номером не поставлен на государственный кадастровый учет, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Между тем, в материалах гражданского дела имеются письменные доказательства, подтверждающие, что несанкционированные свалки расположены не земельном участке, не входящем в состав лесного фонда, в том числе акт осмотра ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» от 11 октября 2017 года с приложениями, Информация о лесном участке от 21 сентября 2017 года с приложением схемы расположения и границ лесного участка и землеотводного дела, Государственный акт на право пользования землей от 04 мая 1989 года. Место расположения несанкционированных свалок приведено в соответствии с материалами лесоустройства. Территория, изъятая из состава лесного фонда, в кварталах , Пригородного участкового лесничества (литер а, б) и территория земельного участка с кадастровым номером идентичны, о чем свидетельствуют, в том числе площадь участка (10 га.), конфигурация границ и их расположение.

Следует также учитывать, что по результатам обследования несанкционированных свалок выявлено значительное захламление коммунально-бытовым отходами, строительным мусором, отработанными автомобильными автопокрышками, отходами от разбора зданий, отходами камнеобработки, остатками строительных материалов (утеплителя, упаковок из под цемента, остатков стекол), вывезенным грунтом. При этом согласно примечанию к п. 7.8 «ГОСТа 30772-2001 Ресурсоснабжение. Обращение в отходами. Термины и определения» в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, а ответственной по ликвидации несанкционированной свалки является только администрация Петрозаводского городского округа. Разрешая спор, суд, ссылаясь на положения пунктов 1 и 2 статьи 13, абзаца 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункт 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016 года № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», подпункт 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, обоснованно возложил на данного ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. Перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылались ответчики в суде первой инстанции, указанные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-137/2018 (33-4334/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
РО ООГО ДОСААФ РК
Министерство по природопользованию и экологии РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
18.12.2017Передача дела судье
12.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2018Передано в экспедицию
12.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее