Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 октября 2017 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Губина Я.Ю.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к администрации городского округа <адрес>, 3-е лицо: Министерство имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
У с т а н о в и л :
ФИО2 и ФИО3 предъявили в Красногорский городской суд иск к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований указали, что согласно договора уступки прав от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Красногорского муниципального района, они являются арендаторами земельного участка площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477, категория земель:- «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для размещения автомобильной стоянки и благоустройства», расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово. Срок договора аренды 49 (сорок девять) лет.
Арендованный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020203:477 непосредственно примыкает и является смежным относительно земельных участков ФИО2 (кадастровый №) и ФИО3 (кадастровый №), а также через арендованный земельный участок осуществляется единственный проход и проезд на территорию домовладений ФИО2, ФИО3, о чем в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сделаны особые пометки (посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам).
В связи с тем, что семья ФИО2 является многодетной, а ФИО3 является инвали<адрес> группы, то для целей пользования социальной инфраструктурой Красногорского муниципального района, ими приобретены автотранспортные средства, для хранения которых построены капитальные нежилые сооружения на арендованном земельном участке. Права равнодолевой собственности на данные капитальные нежилые сооружения площадью 40 кв.м. и 35 кв.м. зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ..
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендованного земельного участка площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477 расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово, прилегающего к земельным участкам, находящимся в нашей собственности, на котором находятся капитальные нежилые сооружения.
В связи с их обращением администрацией городского округа <адрес> был подготовлен проект Постановления «О предоставлении ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 600 кв м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Сабурово».
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ВР-44 «Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов», проект постановления администрации городского округа <адрес> «О предоставлении ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 600 кв м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Сабурово» был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцами получен ответ из Администрации городского округа <адрес> о том, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный проект постановления согласован не был по причине того, что согласно информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> истребуемый к выкупу за плату земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта – реконструкция автомобильной дороги регионального значения <адрес> - Сабурово».
Считают указанный отказ незаконным и необоснованным и просят обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ними договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене, равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и дате слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором проси в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
3-е лицо- Министерство имущественных отношений <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Выслушав объяснения представителя истцов, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО2 и ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из материалов дела следует, что на согласно договора уступки прав от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Красногорского муниципального района, истцы являются арендаторами земельного участка площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477, категория земель:- «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для размещения автомобильной стоянки и благоустройства», расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово. Срок договора аренды 49 (сорок девять) лет.
Арендованный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020203:477 непосредственно примыкает и является смежным относительно земельных участков ФИО2. с кадастровым номером 50:11:0020203:507 и ФИО3 с кадастровым номером 50:11:0020203:862, а также через арендованный земельный участок осуществляется единственный проход и проезд на территорию домовладений ФИО2 и ФИО3, о чем в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сделаны особые пометки (посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам).
На арендованном земельном участке истцами возведены капитальные нежилые сооружения, право равнодолевой собственности на данные капитальные нежилые сооружения площадью 40 кв.м. и 35 кв.м. зарегистрированы в УФСГРКиК по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ..
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендованного земельного участка площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477 расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово, прилегающего к земельным участкам, находящимся в нашей собственности, на котором находятся капитальные нежилые сооружения.
В связи с их обращением администрацией городского округа <адрес> был подготовлен проект Постановления «О предоставлении ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 600 кв м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Сабурово».
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ВР-44 «Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов», проект постановления администрации городского округа <адрес> «О предоставлении ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 600 кв м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Сабурово» был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцами получен ответ из Администрации городского округа <адрес> о том, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный проект постановления согласован не был по причине того, что согласно информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> истребуемый к выкупу за плату земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта – реконструкция автомобильной дороги регионального значения <адрес> - Сабурово».
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статья 35 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьей 39.1 ЗК РФ, предусматривающей формы перехода права собственности путем заключения договора аренды либо договоров купли-продажи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
Решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
Договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ (статья 39-2 ЗК РФ)
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39-3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39-20 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39-17 Земельного кодекса РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно части 5 статьи 39-17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39-16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Судом установлено, что на испрашиваемом истцами в собственность земельном участке расположены капитальные нежилые сооружения площадью 40 кв.м. и 35 кв.м., что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, а также схемой расположения объектов недвижимого имущества, составленной кадастровым инженером..
Спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса РФ, поскольку на него отсутствует распоряжение ФИО5 о резервировании под государственные нужды, в ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> отсутствуют сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, также до настоящего времени не разработан, не утвержден и суду не представлен генеральный план развития населенного пункта – д. <адрес>.
П. 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно ч.2 ст. 39-4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» установлена цена продажа земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
вне зависимости от категории земель с разрешенным использование для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Учитывая, что истцы являются собственниками расположенных на спорном земельном участке капитальных нежилых строений, выполнили требования ст.39-17 Земельного кодекса РФ, а ответчик не предоставил доказательств обоснованности отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка за плату, суд полагает, что не имеется установленных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 193-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 и ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № о предоставлении нам, ФИО3 и ФИО2, в общую долевую собственность за плату земельного участка общей площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477, категория земель:- «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для размещения автомобильной стоянки и благоустройства», расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО3 и ФИО2 договор купли-продажи земельного участка общей площадью 600 (шестьсот) кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020203:477, категория земель:- «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для размещения автомобильной стоянки и благоустройства», расположенного по адресу: <адрес>, д. Сабурово 317 по цене, равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца.
Судья: Я.Ю. Губин