Решение по делу № 33-619/2022 от 11.08.2022

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-1516/2022

Дело № 33-619/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2022 года                                                                           г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Костюничевой А. Л. к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Костюничеву А. Л. лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:

- 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Костюничевой А. Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения прокурора                 Горшкова А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Костюничевой А.Л. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Костюничевой А.Л. выявлены нарушения соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя истицы, а именно: 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки.

Просил суд обязать ответчика обеспечить Костюничеву А.Л. указанным лекарственным препаратом в соответствии с рецептурными бланками; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истица Костюничева А.Л. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ленинского района ЕАО Молчанова Г.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён надлежащим образом. В письменных возражениях исковые требования не признал. Указал, что обязательства по обеспечению истицы лекарственным препаратом «<...>» не выполнены по независящим от департамента здравоохранения правительства ЕАО причинам. Указанные в исковом заявлении рецептурные бланки не поставлены на отсроченное обслуживание в информационной системе Е-фарма МУП «Ленинская центральная районная аптека». В связи с этим у департамента здравоохранения правительства ЕАО отсутствовала возможность отследить данные рецептурные бланки во вкладке отсроченных рецептов в системе                  Е-фарма и принять меры по своевременной закупке данного лекарственного препарата для истицы. На сегодняшний день с целью приобретения лекарственного препарата «<...>» объявлено два электронных аукциона, государственный контракт находится на стадии подписания поставщиком. Кроме того, данный лекарственный препарат имеется на остатках в МУП «Ленинская ЦРА» в количестве 15 упаковок. По каким причинам он не выдан истице не известно. Указал, что в материалы дела не представлены доказательства того, что департамент своими действиями причинил истице моральный вред, также не представлено сведений об ухудшении её здоровья, за медицинской помощью к психологу, психиатру истица не обращалась, физических страданий ей не причинено. В случае взыскания компенсации морального вреда, просил применить принципы разумности и справедливости.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе департамент здравоохранения правительства ЕАО просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указал на отсутствие вины департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда.

Поскольку рецептурные бланки на получение Костюничевой А.Л. лекарственного препарата «<...>» не были поставлены МУП «Ленинская ЦРА» на отсроченное обслуживание в информационной системе «Е-Фарма», департамент не имел возможности отследить их и принять меры к обеспечению истицы данным препаратом.

Указал, что истицей в материалы дела не представлено доказательств её обращения за медицинской помощью в связи с ухудшением состояния здоровья в результате не обеспечения её необходимыми лекарственными препаратами.

Полагает присуждённый судом размер компенсации морального вреда завышенным, не соответствующим принципам разумности и справедливости.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района Левченко И.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Горшков А.Н. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Истица Костюничева А.Л., представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) установлено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав набора социальных услуг включена услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно частям 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).

Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Материалами дела установлено, что ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница» Костюничевой А.Л. оформлены рецептурные бланки от 25.11.2021 79ЛЕ № 5265233196, от 14.12.2021 79ЛЕ № 5265233577, от 12.01.2022 79ЛЕ № 5265234099, от 14.02.2022 79ЛЕ № 5265235051, от 14.03.2022 79ЛЕ № 5265235682 на лекарственный препарат «<...>» в количестве по 1 упаковке.

С указанными рецептами она обратилась в МУП «Ленинская центральная районная аптека», где они в период с декабря 2021 года по март 2022 года были внесены в журнал учёта рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание.

Согласно выписке из информационной системы «Е-Фарма» указанные рецепты зарегистрированы в аптеке, сведения об их исполнении на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствовали.

Разрешая спор, установив, что в нарушение действующего законодательства Костюничева А.Л. не обеспечена в установленный законом срок лекарственным препаратом по рецептурным бланкам, оформленным лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права истицы на качественную и своевременную медицинскую помощь, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность обеспечить истицу лекарственным препаратом по указанным выше рецептам, а также, принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение истицы лекарственным препаратом причинило ей моральный вред, пришёл к выводу о необходимости его компенсации, определив его размер в 10 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины департамента здравоохранения правительства ЕАО в несвоевременном обеспечении Костюничевой А.Л. лекарственным препаратом «<...>», являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 2.1.16 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) определён уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В рамках указанных полномочий на ответчика возложена, в частности, обязанность организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком. Осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготных групп населения.

Как следует из пункта 9 Порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утверждённом постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, в случае временного отсутствия лекарственного препарата специалисты аптечной организации, с которой заключен государственный контракт на отпуск лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, осуществляют регистрацию рецепта в журнале отсроченного обслуживания с указанием контактных данных гражданина, возвращают гражданину рецепт, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на отсроченное обеспечение), и организуют в течение 10 рабочих дней с даты его обращения отсроченное обслуживание или осуществляют отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 28.08.2019 № 286-ОД утверждён Регламент работы в информационной системе обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Еврейской автономной области (далее - регламент).

Настоящий регламент определяет порядок формирования, обмена и контроля данных в рамках информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения Еврейской автономной области. Исполнение положений регламента обязательно для всех участников льготного лекарственного обеспечения на территории Еврейской автономной области (департамента здравоохранения правительства ЕАО, фармацевтических, аптечных и медицинских организаций, отделений Пенсионного фонда РФ по ЕАО, поставщиков).

Согласно положениям разделов 2.3. и 2.5.1 врачи осуществляют в системе автоматизированную выписку рецептов лицам, включенным в регистр льготников. Данная информация автоматически сохраняется в журнале врачебных назначений.

Осуществление мониторинга ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения возложены на департамент здравоохранения правительства ЕАО. Его сотрудники осуществляют мониторинг показателей системы льготного лекарственного обеспечения, формируя в системе отчёты и просматривая содержимое журналов и справочников в интерфейсе системы, осуществляя выборку интересующей информации с помощью реализованных в системе инструментов.

Согласно пункту 4 раздела 3.4 Регламента выписанные рецепты посредством возможностей ЕС отображаются в интерфейсе системы на рабочих местах других заинтересованных пользователей: аптечных организаций, ГП ЕАО «Фармация» и управления (департамента) здравоохранения, обладающими соответствующими правами.

Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Костюничевой А.Л. исполнил ненадлежащим образом.

Материалами дела подтверждается, что сведения о выписанных на имя Костюничевой А.Л. рецептах серии 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 были внесены в программу «Е-Фарма» 09.12.2021, серии 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 внесены 17.03.2022. Также в программе «Е-Фарма» содержатся сведения о рецептурных бланках 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021, 79ЛЕ              № 5265234099 от 12.01.2022, 79ЛЕ № 5265235051, но без указания сведений о дате их внесения в программу. Информация об отпуске лекарственного препарата по данным рецептам в программе отсутствует.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, при осуществлении департаментом должного контроля ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, ответчик имел возможность выявить нарушение сроков предоставления Костюничевой А.Л. необходимого лекарственного препарата и обеспечить его надлежащее обеспечение.

Таким образом, вина департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда также нашла своё подтверждение, поскольку ответчиком обязанность по контролю за отпуском лекарственного препарата не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение истицы лекарственным средством, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

Определённый судом размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости, соответствует характеру и степени физических и нравственных страданий Костюничевой А.Л., фактическим обстоятельствам причинения вреда, основания для его снижения отсутствуют.

Несогласие с размером компенсации морального вреда, взысканной в пользу истицы, выраженное в апелляционной жалобе, само по себе не является основанием к отмене либо изменению вынесенного судебного постановления, поскольку оценка характера и степени причинённого заявителю морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела. Несогласие с данной оценкой основанием к отмене либо изменению решения суда не является.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующий      О.А. Конева

Судьи                                                                           О.М. Кукшинова                                                                                                    

                                                                                          В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022.

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-1516/2022

Дело № 33-619/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2022 года                                                                           г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Костюничевой А. Л. к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Костюничеву А. Л. лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:

- 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Костюничевой А. Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения прокурора                 Горшкова А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Костюничевой А.Л. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Костюничевой А.Л. выявлены нарушения соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя истицы, а именно: 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки.

Просил суд обязать ответчика обеспечить Костюничеву А.Л. указанным лекарственным препаратом в соответствии с рецептурными бланками; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истица Костюничева А.Л. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ленинского района ЕАО Молчанова Г.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён надлежащим образом. В письменных возражениях исковые требования не признал. Указал, что обязательства по обеспечению истицы лекарственным препаратом «<...>» не выполнены по независящим от департамента здравоохранения правительства ЕАО причинам. Указанные в исковом заявлении рецептурные бланки не поставлены на отсроченное обслуживание в информационной системе Е-фарма МУП «Ленинская центральная районная аптека». В связи с этим у департамента здравоохранения правительства ЕАО отсутствовала возможность отследить данные рецептурные бланки во вкладке отсроченных рецептов в системе                  Е-фарма и принять меры по своевременной закупке данного лекарственного препарата для истицы. На сегодняшний день с целью приобретения лекарственного препарата «<...>» объявлено два электронных аукциона, государственный контракт находится на стадии подписания поставщиком. Кроме того, данный лекарственный препарат имеется на остатках в МУП «Ленинская ЦРА» в количестве 15 упаковок. По каким причинам он не выдан истице не известно. Указал, что в материалы дела не представлены доказательства того, что департамент своими действиями причинил истице моральный вред, также не представлено сведений об ухудшении её здоровья, за медицинской помощью к психологу, психиатру истица не обращалась, физических страданий ей не причинено. В случае взыскания компенсации морального вреда, просил применить принципы разумности и справедливости.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе департамент здравоохранения правительства ЕАО просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указал на отсутствие вины департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда.

Поскольку рецептурные бланки на получение Костюничевой А.Л. лекарственного препарата «<...>» не были поставлены МУП «Ленинская ЦРА» на отсроченное обслуживание в информационной системе «Е-Фарма», департамент не имел возможности отследить их и принять меры к обеспечению истицы данным препаратом.

Указал, что истицей в материалы дела не представлено доказательств её обращения за медицинской помощью в связи с ухудшением состояния здоровья в результате не обеспечения её необходимыми лекарственными препаратами.

Полагает присуждённый судом размер компенсации морального вреда завышенным, не соответствующим принципам разумности и справедливости.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района Левченко И.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Горшков А.Н. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Истица Костюничева А.Л., представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) установлено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав набора социальных услуг включена услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно частям 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).

Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Материалами дела установлено, что ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница» Костюничевой А.Л. оформлены рецептурные бланки от 25.11.2021 79ЛЕ № 5265233196, от 14.12.2021 79ЛЕ № 5265233577, от 12.01.2022 79ЛЕ № 5265234099, от 14.02.2022 79ЛЕ № 5265235051, от 14.03.2022 79ЛЕ № 5265235682 на лекарственный препарат «<...>» в количестве по 1 упаковке.

С указанными рецептами она обратилась в МУП «Ленинская центральная районная аптека», где они в период с декабря 2021 года по март 2022 года были внесены в журнал учёта рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание.

Согласно выписке из информационной системы «Е-Фарма» указанные рецепты зарегистрированы в аптеке, сведения об их исполнении на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствовали.

Разрешая спор, установив, что в нарушение действующего законодательства Костюничева А.Л. не обеспечена в установленный законом срок лекарственным препаратом по рецептурным бланкам, оформленным лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права истицы на качественную и своевременную медицинскую помощь, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность обеспечить истицу лекарственным препаратом по указанным выше рецептам, а также, принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение истицы лекарственным препаратом причинило ей моральный вред, пришёл к выводу о необходимости его компенсации, определив его размер в 10 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины департамента здравоохранения правительства ЕАО в несвоевременном обеспечении Костюничевой А.Л. лекарственным препаратом «<...>», являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 2.1.16 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) определён уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В рамках указанных полномочий на ответчика возложена, в частности, обязанность организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком. Осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготных групп населения.

Как следует из пункта 9 Порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утверждённом постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, в случае временного отсутствия лекарственного препарата специалисты аптечной организации, с которой заключен государственный контракт на отпуск лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, осуществляют регистрацию рецепта в журнале отсроченного обслуживания с указанием контактных данных гражданина, возвращают гражданину рецепт, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на отсроченное обеспечение), и организуют в течение 10 рабочих дней с даты его обращения отсроченное обслуживание или осуществляют отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 28.08.2019 № 286-ОД утверждён Регламент работы в информационной системе обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Еврейской автономной области (далее - регламент).

Настоящий регламент определяет порядок формирования, обмена и контроля данных в рамках информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения Еврейской автономной области. Исполнение положений регламента обязательно для всех участников льготного лекарственного обеспечения на территории Еврейской автономной области (департамента здравоохранения правительства ЕАО, фармацевтических, аптечных и медицинских организаций, отделений Пенсионного фонда РФ по ЕАО, поставщиков).

Согласно положениям разделов 2.3. и 2.5.1 врачи осуществляют в системе автоматизированную выписку рецептов лицам, включенным в регистр льготников. Данная информация автоматически сохраняется в журнале врачебных назначений.

Осуществление мониторинга ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения возложены на департамент здравоохранения правительства ЕАО. Его сотрудники осуществляют мониторинг показателей системы льготного лекарственного обеспечения, формируя в системе отчёты и просматривая содержимое журналов и справочников в интерфейсе системы, осуществляя выборку интересующей информации с помощью реализованных в системе инструментов.

Согласно пункту 4 раздела 3.4 Регламента выписанные рецепты посредством возможностей ЕС отображаются в интерфейсе системы на рабочих местах других заинтересованных пользователей: аптечных организаций, ГП ЕАО «Фармация» и управления (департамента) здравоохранения, обладающими соответствующими правами.

Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Костюничевой А.Л. исполнил ненадлежащим образом.

Материалами дела подтверждается, что сведения о выписанных на имя Костюничевой А.Л. рецептах серии 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 были внесены в программу «Е-Фарма» 09.12.2021, серии 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 внесены 17.03.2022. Также в программе «Е-Фарма» содержатся сведения о рецептурных бланках 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021, 79ЛЕ              № 5265234099 от 12.01.2022, 79ЛЕ № 5265235051, но без указания сведений о дате их внесения в программу. Информация об отпуске лекарственного препарата по данным рецептам в программе отсутствует.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, при осуществлении департаментом должного контроля ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, ответчик имел возможность выявить нарушение сроков предоставления Костюничевой А.Л. необходимого лекарственного препарата и обеспечить его надлежащее обеспечение.

Таким образом, вина департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда также нашла своё подтверждение, поскольку ответчиком обязанность по контролю за отпуском лекарственного препарата не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение истицы лекарственным средством, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

Определённый судом размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости, соответствует характеру и степени физических и нравственных страданий Костюничевой А.Л., фактическим обстоятельствам причинения вреда, основания для его снижения отсутствуют.

Несогласие с размером компенсации морального вреда, взысканной в пользу истицы, выраженное в апелляционной жалобе, само по себе не является основанием к отмене либо изменению вынесенного судебного постановления, поскольку оценка характера и степени причинённого заявителю морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела. Несогласие с данной оценкой основанием к отмене либо изменению решения суда не является.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующий      О.А. Конева

Судьи                                                                           О.М. Кукшинова                                                                                                    

                                                                                          В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022.

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-1516/2022

Дело № 33-619/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2022 года                                                                           г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Костюничевой А. Л. к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Костюничеву А. Л. лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:

- 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки;

- 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 «<...>» в количестве 1 упаковки.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Костюничевой А. Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения прокурора                 Горшкова А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Костюничевой А.Л. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Костюничевой А.Л. выявлены нарушения соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя истицы, а именно: 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265234099 от 12.01.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235051 от 14.02.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки; 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 на препарат «<...>» в количестве 1 упаковки.

Просил суд обязать ответчика обеспечить Костюничеву А.Л. указанным лекарственным препаратом в соответствии с рецептурными бланками; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истица Костюничева А.Л. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ленинского района ЕАО Молчанова Г.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён надлежащим образом. В письменных возражениях исковые требования не признал. Указал, что обязательства по обеспечению истицы лекарственным препаратом «<...>» не выполнены по независящим от департамента здравоохранения правительства ЕАО причинам. Указанные в исковом заявлении рецептурные бланки не поставлены на отсроченное обслуживание в информационной системе Е-фарма МУП «Ленинская центральная районная аптека». В связи с этим у департамента здравоохранения правительства ЕАО отсутствовала возможность отследить данные рецептурные бланки во вкладке отсроченных рецептов в системе                  Е-фарма и принять меры по своевременной закупке данного лекарственного препарата для истицы. На сегодняшний день с целью приобретения лекарственного препарата «<...>» объявлено два электронных аукциона, государственный контракт находится на стадии подписания поставщиком. Кроме того, данный лекарственный препарат имеется на остатках в МУП «Ленинская ЦРА» в количестве 15 упаковок. По каким причинам он не выдан истице не известно. Указал, что в материалы дела не представлены доказательства того, что департамент своими действиями причинил истице моральный вред, также не представлено сведений об ухудшении её здоровья, за медицинской помощью к психологу, психиатру истица не обращалась, физических страданий ей не причинено. В случае взыскания компенсации морального вреда, просил применить принципы разумности и справедливости.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе департамент здравоохранения правительства ЕАО просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указал на отсутствие вины департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда.

Поскольку рецептурные бланки на получение Костюничевой А.Л. лекарственного препарата «<...>» не были поставлены МУП «Ленинская ЦРА» на отсроченное обслуживание в информационной системе «Е-Фарма», департамент не имел возможности отследить их и принять меры к обеспечению истицы данным препаратом.

Указал, что истицей в материалы дела не представлено доказательств её обращения за медицинской помощью в связи с ухудшением состояния здоровья в результате не обеспечения её необходимыми лекарственными препаратами.

Полагает присуждённый судом размер компенсации морального вреда завышенным, не соответствующим принципам разумности и справедливости.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района Левченко И.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Горшков А.Н. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Истица Костюничева А.Л., представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) установлено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав набора социальных услуг включена услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно частям 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).

Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Материалами дела установлено, что ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница» Костюничевой А.Л. оформлены рецептурные бланки от 25.11.2021 79ЛЕ № 5265233196, от 14.12.2021 79ЛЕ № 5265233577, от 12.01.2022 79ЛЕ № 5265234099, от 14.02.2022 79ЛЕ № 5265235051, от 14.03.2022 79ЛЕ № 5265235682 на лекарственный препарат «<...>» в количестве по 1 упаковке.

С указанными рецептами она обратилась в МУП «Ленинская центральная районная аптека», где они в период с декабря 2021 года по март 2022 года были внесены в журнал учёта рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание.

Согласно выписке из информационной системы «Е-Фарма» указанные рецепты зарегистрированы в аптеке, сведения об их исполнении на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствовали.

Разрешая спор, установив, что в нарушение действующего законодательства Костюничева А.Л. не обеспечена в установленный законом срок лекарственным препаратом по рецептурным бланкам, оформленным лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права истицы на качественную и своевременную медицинскую помощь, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность обеспечить истицу лекарственным препаратом по указанным выше рецептам, а также, принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение истицы лекарственным препаратом причинило ей моральный вред, пришёл к выводу о необходимости его компенсации, определив его размер в 10 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины департамента здравоохранения правительства ЕАО в несвоевременном обеспечении Костюничевой А.Л. лекарственным препаратом «<...>», являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 2.1.16 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) определён уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В рамках указанных полномочий на ответчика возложена, в частности, обязанность организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком. Осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготных групп населения.

Как следует из пункта 9 Порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утверждённом постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, в случае временного отсутствия лекарственного препарата специалисты аптечной организации, с которой заключен государственный контракт на отпуск лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, осуществляют регистрацию рецепта в журнале отсроченного обслуживания с указанием контактных данных гражданина, возвращают гражданину рецепт, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на отсроченное обеспечение), и организуют в течение 10 рабочих дней с даты его обращения отсроченное обслуживание или осуществляют отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 28.08.2019 № 286-ОД утверждён Регламент работы в информационной системе обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Еврейской автономной области (далее - регламент).

Настоящий регламент определяет порядок формирования, обмена и контроля данных в рамках информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения Еврейской автономной области. Исполнение положений регламента обязательно для всех участников льготного лекарственного обеспечения на территории Еврейской автономной области (департамента здравоохранения правительства ЕАО, фармацевтических, аптечных и медицинских организаций, отделений Пенсионного фонда РФ по ЕАО, поставщиков).

Согласно положениям разделов 2.3. и 2.5.1 врачи осуществляют в системе автоматизированную выписку рецептов лицам, включенным в регистр льготников. Данная информация автоматически сохраняется в журнале врачебных назначений.

Осуществление мониторинга ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения возложены на департамент здравоохранения правительства ЕАО. Его сотрудники осуществляют мониторинг показателей системы льготного лекарственного обеспечения, формируя в системе отчёты и просматривая содержимое журналов и справочников в интерфейсе системы, осуществляя выборку интересующей информации с помощью реализованных в системе инструментов.

Согласно пункту 4 раздела 3.4 Регламента выписанные рецепты посредством возможностей ЕС отображаются в интерфейсе системы на рабочих местах других заинтересованных пользователей: аптечных организаций, ГП ЕАО «Фармация» и управления (департамента) здравоохранения, обладающими соответствующими правами.

Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Костюничевой А.Л. исполнил ненадлежащим образом.

Материалами дела подтверждается, что сведения о выписанных на имя Костюничевой А.Л. рецептах серии 79ЛЕ № 5265233196 от 25.11.2021 были внесены в программу «Е-Фарма» 09.12.2021, серии 79ЛЕ № 5265235682 от 14.03.2022 внесены 17.03.2022. Также в программе «Е-Фарма» содержатся сведения о рецептурных бланках 79ЛЕ № 5265233577 от 14.12.2021, 79ЛЕ              № 5265234099 от 12.01.2022, 79ЛЕ № 5265235051, но без указания сведений о дате их внесения в программу. Информация об отпуске лекарственного препарата по данным рецептам в программе отсутствует.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, при осуществлении департаментом должного контроля ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, ответчик имел возможность выявить нарушение сроков предоставления Костюничевой А.Л. необходимого лекарственного препарата и обеспечить его надлежащее обеспечение.

Таким образом, вина департамента в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда также нашла своё подтверждение, поскольку ответчиком обязанность по контролю за отпуском лекарственного препарата не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение истицы лекарственным средством, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

Определённый судом размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости, соответствует характеру и степени физических и нравственных страданий Костюничевой А.Л., фактическим обстоятельствам причинения вреда, основания для его снижения отсутствуют.

Несогласие с размером компенсации морального вреда, взысканной в пользу истицы, выраженное в апелляционной жалобе, само по себе не является основанием к отмене либо изменению вынесенного судебного постановления, поскольку оценка характера и степени причинённого заявителю морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела. Несогласие с данной оценкой основанием к отмене либо изменению решения суда не является.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующий      О.А. Конева

Судьи                                                                           О.М. Кукшинова                                                                                                    

                                                                                          В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022.

33-619/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ленинского района ЕАО
Костюничева Антонина Леонидовна
Горшков Андрей Николаевич
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Конева Ольга Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
15.08.2022Передача дела судье
14.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2022Передано в экспедицию
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее