№2-3352/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дарданова Никиты Аркадьевича к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, представитель истца Обогонова С.И., действующая на основании доверенности, указывала, что Дарданов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО1 умерла, ДД.ММ.ГГГГ умер Дарданов А.Д., указанный в свидетельстве о рождении в качестве его отца. Постановлением Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 16.02.2011 №54 «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Дардановым Н.А.» его попечителем назначена сестра матери (тетя) Дарданова Т.А. На обращение истца в орган опеки и попечительства Администрации Советского района г.Улан-Удэ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему отказано. Просит признать указанный отказ Администрации Советского района г.Улан-Удэ незаконным, обязать Министерство социальной защиты населения РБ восстановить пропущенный срок для включения Дарданова Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включить его в такой список, обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебное заседание истец Дарданов Н.А., его представитель Обогонова С.И., действующая на основании доверенности, не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Ранее, в судебном заседании Дарданов Н.А., его представитель Обогонова С.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддерживали, поясняли, что Дарданов Н.А. со своей бабушкой неоднократно обращались в Администрацию Советского района г.Улан-Удэ в 2018 г. до достижения Дардановым Н.А. 23-летнего возраста. На их устные обращения сотрудники органов опеки и попечительства поясняли о невозможности поставить Дарданова Н.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку он является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: .... Вместе с тем, указанное помещение является непригодным для проживания. Полагали, что нарушение жилищных прав Дарданова Н.А. произошло по вине ответчика, в связи с неисполнением им возложенных законом обязанностей по надлежащему ведению учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, их своевременной постановке на учет.
Представитель ответчика Администрации Советского района г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на рассмотрении дела по существу, возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п.п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 4 Закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Также, указанным пунктом предусмотрено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 г. N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия". В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:
3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
4) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно п.1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дарданов Н.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в г.Улан-Удэ.
Согласно представленным свидетельствам о смерти ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО10.ДД.ММ.ГГГГ – отец ФИО3
Постановлением Администрации Советского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Дардановым Н.А.» попечителем истца назначена сестра матери (тетя) Дарданова Т.А.
Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ №... от ДД.ММ.ГГГГ Дарданову Н.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижению возраста старше 23 лет.
Согласно сведениям из ЕГРН Дарданов Н.А. является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Далее, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о невозможности проживания в указанном жилом помещении.
Так, экспертная оценка технического состояния здания по ..., проведенная ООО научно-технический центр «Сейсмострой», содержит следующие выводы: Дефицит сейсмостойкости здания составляет 2,5-3 балла. Квалификация фактического технического состояния рассматриваемого ветхого здания в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 может быть определена в целом как «аварийное». Здание не соответствует требованиям Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.09 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Нормативный срок (50 лет) эксплуатации здания исчерпан. Повреждения конструкций здания (деформации и повреждение элементов) согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.20006 №47 позволяют квалифицировать рассматриваемое здание в его современном виде как аварийное, непригодное для проживания, подлежащее сносу. Восстановление здания экономически не целесообразно.
Согласно заключению ... от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по РБ жилое помещение, расположенное по адресу: ..., не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания полагать, что Дарданов Н.А. обеспечен жилым помещением.
Тем самым, судом установлено, что Дарданов А.Д. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, надлежащего жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Приведенные выше нормы права свидетельствуют о том, что законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом.
По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имели лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивалось, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.
Вместе с тем, отсутствие указанного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования Дарданова Н.А.
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы и т.д.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Кроме того, судом установлено, что истец Дарданов Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. состоит на учете в ... дважды проходил стационарное лечение.
Так, согласно выписному эпикризу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в возрасте 19 лет) Дарданов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил стационарное лечение в ... установленный диагноз: ...
Далее, в ДД.ММ.ГГГГ г. также проходил стационарное лечение в ...», установлен диагноз: ... реакция. Госпитализирован через скорую по ...
Тем самым, суд приходит к выводу, что в силу имеющихся у Дарданова Н.А. особенностей психики, он не мог самостоятельно в полной мере реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 34 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, принятие мер по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, постановка на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
На основании изложенного, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, суд признает за ним право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Тем самым, обязанность по включению истца в соответствующий список суд полагает необходимым возложить на обоих ответчиков.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Дарданова Н.А. о признании решения ответчика незаконным, поскольку требования законодательства для муниципального органа являются обязательными для исполнения, право толкования положений законодательства такому органу не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░-░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.09.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░