Решение по делу № 33-3-9489/2023 от 05.10.2023

Судья Лысенко Н.С. № 2-4873/2023

№ 33-3-9489/2023

26RS0001-01-2023-007638-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 08 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Ковалевой Ю.В., Гукосьянца Г.А.,

с участием секретаря судебного заседания Гриб В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года по иску прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Промышленного района г. Ставрополя о возложении обязанности привести в соответствие детскую площадку,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Промышленного района г. Ставрополя о возложении обязанности привести в соответствие детскую площадку. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя проведён мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Промышленного района г. Ставрополя, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.

Прокурор просил суд возложить на администрацию Промышленного района г. Ставрополя обязанность привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путём установки информационных табличек, ударопоглощающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из метала, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми краями.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года заявленные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Оборина Е.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы старший помощник прокурора района Морева Е.В. просит решение оставить без изменений.

Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.

Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, по имеющимся материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Промышленного района г. Ставрополя, в ходе которой было установлено, что игровая площадка, расположенная, на земельном участке по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное или частичное отсутствие краски, имеются острые края металлических деталей (балансир, качели, скамьи, горка детского городка, турник, 3 песочница), что не соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлена поломка некоторых конструкций детской площадки. На площадке отсутствует информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, противоударное покрытие, урны, имеется трава (заросли), частичное бетонное покрытие с острыми краями. Частично отсутствует ограждение от дорожной части.

Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра и фототаблицей.

Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года №127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя. Согласно пункту 6 части 2 статьи 6 указанных Правил игровое и спортивное оборудование относится к элементам благоустройства.

В силу требований части 1 статьи 21 Правил благоустройства детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей и подростков. Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам.

Для детей и подростков могут быть организованы спортивно-игровые комплексы (микроскалодромы, велодромы и т.п.) с оборудованием специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.

На основании части 9 данной нормы размещение игрового оборудования на детских площадках должно осуществляться с соблюдением требований, установленных статьёй 17 настоящих Правил.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Правил благоустройства игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.

Часть 3 статьи 17 Правил благоустройства устанавливает требования к материалу игрового оборудования и условиям его обработки: 1) деревянное оборудование должно быть выполнено из твёрдых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Оборудование должно быть отполировано, острые углы должны быть закруглены; 2) металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку 5 (влагостойкая покраска, антикоррозийное покрытие). Рекомендуется применять металлопластиковые конструкции; 3) бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, иметь гладкие поверхности; 4) оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов.

По результатам проведённой 27 октября 2022 года прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проверки вынесено представление, которое направлено главе администрация Промышленного района г.Ставрополя, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято, обратного суду не доказано и из материалов дела не усматривается.

Таким образом, в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Согласно пунктам 3.11 и 3.3.15 постановления администрации г.Ставрополя от 15 мая 2015 года № 890 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Ставрополя», одними из основных задач администрации района является содержание внутриквартальных территорий района г. Ставрополя, осуществление мероприятий по соблюдению предприятиями, организациями, учреждениями, находящимися на территории г. Ставрополя, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории Промышленного района г. Ставрополя, всеми гражданами, проживающими или пребывающими на территории Промышленного района г. Ставрополя, Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утверждённых решением Ставропольской городской Думы.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В силу части 2 указанной статьи, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и судебной коллегией в результате апелляционной проверки обжалуемого решения установлено и подтверждается материалами дела, что в результате проведённой прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проверки исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок были установлены нарушения исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, регламентирующего обеспечение безопасности обустройства, содержание детских спортивных и игровых площадок.

Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение ответчиком обязанностей по надлежащему содержанию детской площадки создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, в связи с чем, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей.

На основании пунктов 12 и 15 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года №127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, согласно пункту 6 части 2 статьи 6 которых игровое и спортивное оборудование относится к элементам благоустройства.

В силу требований части 1 статьи 21 Правил детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей и подростков. Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Для детей и подростков могут быть организованы спортивно-игровые комплексы с оборудованием специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.

На основании части 9 статьи 21 Правил размещение игрового оборудования на детских площадках должно осуществляться с соблюдением требований, установленных статьёй 17 Правил.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Правил игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребёнка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.

Часть 3 статьи 17 Правил устанавливает требования к материалу игрового оборудования и условиям его обработки: деревянное оборудование должно быть выполнено из твёрдых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Оборудование должно быть отполировано, острые углы должны быть закруглены; металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку. Рекомендуется применять металлопластиковые конструкции; бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, иметь гладкие поверхности; оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов.

В силу требований главы 7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301- 2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.

Вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т. п.) подлежит постоянному хранению.

Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

В силу пунктов 4.3.2 и 4.3.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169- 2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст, конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки.

Не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребёнку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.

Учитывая приведённые положения действующего законодательства, а также установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, судебная коллегия признаёт обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности ответчиком не исполняются надлежащим образом и в полном объёме, что, в свою очередь, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для производства соответствующих работ, не могут являться основанием для освобождения от возложенных на ответчика обязанностей, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права, поскольку отсутствие денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения охраны здоровья неопределённого круга лиц (в том числе несовершеннолетних) не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Лысенко Н.С. № 2-4873/2023

№ 33-3-9489/2023

26RS0001-01-2023-007638-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 08 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Ковалевой Ю.В., Гукосьянца Г.А.,

с участием секретаря судебного заседания Гриб В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года по иску прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Промышленного района г. Ставрополя о возложении обязанности привести в соответствие детскую площадку,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Промышленного района г. Ставрополя о возложении обязанности привести в соответствие детскую площадку. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя проведён мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Промышленного района г. Ставрополя, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.

Прокурор просил суд возложить на администрацию Промышленного района г. Ставрополя обязанность привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путём установки информационных табличек, ударопоглощающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из метала, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми краями.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года заявленные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Оборина Е.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы старший помощник прокурора района Морева Е.В. просит решение оставить без изменений.

Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.

Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, по имеющимся материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Промышленного района г. Ставрополя, в ходе которой было установлено, что игровая площадка, расположенная, на земельном участке по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное или частичное отсутствие краски, имеются острые края металлических деталей (балансир, качели, скамьи, горка детского городка, турник, 3 песочница), что не соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлена поломка некоторых конструкций детской площадки. На площадке отсутствует информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, противоударное покрытие, урны, имеется трава (заросли), частичное бетонное покрытие с острыми краями. Частично отсутствует ограждение от дорожной части.

Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра и фототаблицей.

Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года №127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя. Согласно пункту 6 части 2 статьи 6 указанных Правил игровое и спортивное оборудование относится к элементам благоустройства.

В силу требований части 1 статьи 21 Правил благоустройства детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей и подростков. Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам.

Для детей и подростков могут быть организованы спортивно-игровые комплексы (микроскалодромы, велодромы и т.п.) с оборудованием специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.

На основании части 9 данной нормы размещение игрового оборудования на детских площадках должно осуществляться с соблюдением требований, установленных статьёй 17 настоящих Правил.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Правил благоустройства игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.

Часть 3 статьи 17 Правил благоустройства устанавливает требования к материалу игрового оборудования и условиям его обработки: 1) деревянное оборудование должно быть выполнено из твёрдых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Оборудование должно быть отполировано, острые углы должны быть закруглены; 2) металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку 5 (влагостойкая покраска, антикоррозийное покрытие). Рекомендуется применять металлопластиковые конструкции; 3) бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, иметь гладкие поверхности; 4) оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов.

По результатам проведённой 27 октября 2022 года прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проверки вынесено представление, которое направлено главе администрация Промышленного района г.Ставрополя, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято, обратного суду не доказано и из материалов дела не усматривается.

Таким образом, в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Согласно пунктам 3.11 и 3.3.15 постановления администрации г.Ставрополя от 15 мая 2015 года № 890 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Ставрополя», одними из основных задач администрации района является содержание внутриквартальных территорий района г. Ставрополя, осуществление мероприятий по соблюдению предприятиями, организациями, учреждениями, находящимися на территории г. Ставрополя, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории Промышленного района г. Ставрополя, всеми гражданами, проживающими или пребывающими на территории Промышленного района г. Ставрополя, Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утверждённых решением Ставропольской городской Думы.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В силу части 2 указанной статьи, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и судебной коллегией в результате апелляционной проверки обжалуемого решения установлено и подтверждается материалами дела, что в результате проведённой прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проверки исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок были установлены нарушения исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, регламентирующего обеспечение безопасности обустройства, содержание детских спортивных и игровых площадок.

Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение ответчиком обязанностей по надлежащему содержанию детской площадки создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, в связи с чем, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей.

На основании пунктов 12 и 15 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года №127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, согласно пункту 6 части 2 статьи 6 которых игровое и спортивное оборудование относится к элементам благоустройства.

В силу требований части 1 статьи 21 Правил детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей и подростков. Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Для детей и подростков могут быть организованы спортивно-игровые комплексы с оборудованием специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.

На основании части 9 статьи 21 Правил размещение игрового оборудования на детских площадках должно осуществляться с соблюдением требований, установленных статьёй 17 Правил.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Правил игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребёнка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.

Часть 3 статьи 17 Правил устанавливает требования к материалу игрового оборудования и условиям его обработки: деревянное оборудование должно быть выполнено из твёрдых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Оборудование должно быть отполировано, острые углы должны быть закруглены; металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку. Рекомендуется применять металлопластиковые конструкции; бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, иметь гладкие поверхности; оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов.

В силу требований главы 7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301- 2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.

Вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т. п.) подлежит постоянному хранению.

Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

В силу пунктов 4.3.2 и 4.3.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169- 2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст, конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки.

Не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребёнку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.

Учитывая приведённые положения действующего законодательства, а также установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, судебная коллегия признаёт обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности ответчиком не исполняются надлежащим образом и в полном объёме, что, в свою очередь, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для производства соответствующих работ, не могут являться основанием для освобождения от возложенных на ответчика обязанностей, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права, поскольку отсутствие денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения охраны здоровья неопределённого круга лиц (в том числе несовершеннолетних) не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-3-9489/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Промышленного района г.Ставрополя Морева Е.В.
Ответчики
администрация Промышленного района г.Ставрополя
Другие
ООО Управляющая компания Авангард
Оборина Екатерина Сергеевна
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
05.10.2023Передача дела судье
08.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Передано в экспедицию
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее