Дело № 2а-929/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 08 ноября 2021 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Гуслистовой С.А.
при секретаре Ворончихиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Смирновой О.Н. к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным решения администрации Череповецкого муниципального района № <№> от <дата> года об отказе в перераспределении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Административный истец Смирнова О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование, что <дата> она обратилась в администрацию Череповецкого района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка, площадью 418 кв.м., с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>. <дата> решением Череповецкого районного суда по делу № <№> был признан незаконным ответ администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> об отказе в перераспределении земельного участка на том основании, что решение <№> от <дата>, на основании которого истцу было отказано в перераспределении, было принято с нарушением требований действующего земельного законодательства. На администрацию Череповецкого муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть её заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 418 кв.м. Ответом от <дата> № <№> администрации Череповецкого района ей отказано на основании того, что, по мнению администрации, образуемый истцом земельный участок будет пересекать границы земель общего пользования, установленные ранее решением Комитета от <дата> <№>, а после корректировки решением Комитета от <дата> № <№>. По результатам проведения кадастровых работ образован земельный участок с кадастровым № <№>, площадью 1996 кв.м, с видом - для общего пользования. Считает, что схема расположения земельного участка, утвержденная в соответствии с решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года № <№>, является более поздней, чем схема, предоставленная ею с заявлением на перераспределение <дата>, поэтому не может быть основанием для отказа в перераспределении. Также считает, что решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> было принято не в результате корректировки решения Комитета от <дата> <№>, а после его отмены, в связи с тем, что было приято с нарушениями требований действующего земельного законодательства, это установлено судом при вынесении решения Череповецкого районного суда по делу № <№> от <дата>. Просит признать незаконным решение администрации Череповецкого муниципального района от <дата> №<№> об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> и возложить на администрацию Череповецкого муниципального района обязанность заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> согласно представленной схеме.
В судебном заседании административный истец Смирнова О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и в письменных возражениях на отзыв ответчика.
Представитель административного ответчика – администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве и в письменных пояснениях.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом в силу действующего земельного законодательства право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом соответствующего решения.
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.
В соответствии с подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе, является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе плошали, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В судебном заседании установлено, что административный истец Смирнова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 418 +/- 7 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером <№> на два земельных участка площадями 418 кв.м и 1481 кв.м.
<дата> Смирнова О.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 418 кв.м, расположенного в <данные изъяты>.
Решением администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> Смирновой О.Н. было отказано в перераспределении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№>),.
Решением Череповецкого районного суда от <дата>, вступившим в законную силу, признан незаконным ответ администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№>, на администрацию Череповецкого муниципального района возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Смирновой О.Н. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащего Смирновой О.Н.
Администрация Череповецкого муниципального района, рассмотрев повторно заявление Смирновой О.Н. от <дата> вынесла оформленное письмом решение от <дата> № <№> об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> со ссылкой, что образуемый земельный участок согласно приложенной схеме расположения к заявлению от <дата> о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№>, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером <№>, частично пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <№> с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», образованного на основании схемы расположения, утвержденной решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№>.
Не согласившись с принятым решением Смирнова О.Н. в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, обратилась с настоящим иском в суд.
Из представленных суду документов следует, что решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № <№> площадью 1994 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <данные изъяты>, территориальная зона «Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Пунктом 2 указанного решения установлен вид разрешенного использования образуемого земельного участка – земельные участки (территории) общего пользования. Пунктом 3 установлены ограничения и обременения: водоохранная зона Рыбинского водохранилища.
По результатам проведенных на основании решения № <№> от <дата> кадастровых работ образован земельный участок площадью 1996 кв.м. с видом разрешенного использования – для общего пользования, участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер <№>.
Суд, руководствуясь положениями вышеприведенного Земельного кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, полагает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, содержание решения соответствует действующему земельному законодательству, оспариваемым решением какие-либо права и законные интересы административного истца Смирновой О.Н. не нарушены, перераспределение земельного участка именно по желанию административного истца не является её безусловным правом, определение целесообразности отнесения той или иной территории к землям общего пользования является компетенцией органа местного самоуправления, который обязан обеспечивать баланс частных и публичных интересов, не допуская неконтролируемого замещения всей свободной территории поселения в ущерб публичным интересам, в том числе в перспективе развития территории. Административным истцом не приведено никаких доводов о несоответствии оспариваемого решения какому-либо нормативному акту, и судом при рассмотрении дела не установлено оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим каким-либо нормативным правовым актам.
Доводы административного истца о том, что её заявление от <дата> года подлежало рассмотрению в месячный срок и на <дата> года решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> не существовало и ей не могло быть отказано в перераспределении, суд признает несостоятельными, поскольку ранее существовало решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№>, которое было отменено самим Комитетом <дата> года и в этот же день принято решение № <№>. При этом суд учитывает, что отмена решения <№> от <дата> не связана с нарушением каких-либо прав административного истца Смирновой О.А., отмена произведена на основании акта Государственного земельного надзора от <дата> года, которым не было установлено нарушение каких-либо прав административного истца Смирновой О.А., решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> № <№> на момент рассмотрения настоящего дела незаконным не признано и не отменено, на основании указанного решения сформирован и постановлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 1994 кв.м., границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, сведения и них содержатся в ЕГРН.
Таким образом, суд полагает, что отсутствует совокупность тех условий, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поэтому в удовлетворении административных исковых требований Смирновой О.Н. о признании незаконным решения администрации Череповецкого муниципального района № <№> от <дата> года об отказе в перераспределении земельного участка следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Смирновой О.Н. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным решения администрации Череповецкого муниципального района № <№> от <дата> года об отказе в перераспределении земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Гуслистова
Текст мотивированного решения составлен 19 ноября 2021 года.
Согласовано
Судья С.А. Гуслистова