мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года
66RS0004-01-2021-001702-98
Дело № 2а-2217/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Воронюку М. С. о взыскании задолженности по уплате налога на доход физического лица за 2018 год, налогу на имущество физических лиц за 2015, 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воронюку М.С. о взыскании задолженности по уплате налога на доход физического лица за 2018 год в размере 32949 рублей 53 копейки, пени 145 рублей 80 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2018 год в размере 276 рублей, пени в размере 08 рублей 73 копейки, указывая, что административным ответчиком обязанность по оплате данных видов налогов не исполнена.
Представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Воронюк М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований о взыскании задолженности по оплате налога на доходы физических лиц, требования о взыскании налога на имущество физических лиц не оспаривал.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО «УЭМЗ» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковые требования, в котором полагало требования подлежащими удовлетворению.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей административного истца и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Доходом, согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно выписке из реестра объектов налогообложения, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, последний является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- 1/2 доли квартиры, расположенной <адрес>.
Недоимка по налогу на данное имущество за 2015 год составляет 214 рублей, за 2018 год 276 рублей. Размер недоимки по налогу в указанной сумме подтверждается расчетом налога и сведениями о принадлежности объектов недвижимости административному ответчику.
Факт наличия недоимки административным ответчиком не оспорен, доказательств исполнения указанной обязанности не представлено.
Налог на имущество физических лиц в силу гл. 32 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом. Налоговым периодом по нему является календарный год. Объектом налогообложения по этому налогу является имущество, перечисленное в ст. 402 названного Кодекса, а плательщиками налога - физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Разрешая требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, суд приходит к выводу, что данное требование удовлетворению не подлежит, ввиду пропуска административным истцом срока на обращение в суд.
Согласно абз. 1, 2 п. 1, абз. 1 п. 2, абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что требование об уплате налога на имущество физических лиц административному ответчику направлено 22 марта 2017 года, в суд с требованием о взыскании данной задолженности административный истец обратился в августе 2020 года, с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
С учетом пропуска срока и утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, применению подлежит подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год произведен административным истцом обоснованно, административным ответчиком не оспорен. Факт наличия задолженности подтвержден административным ответчиком в судебном заседании. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 276 рублей и пени в размере 8 рублей 73 копейки подлежат удовлетворению.
Разрешая требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела налоговым агентом АО «УЭМЗ» представлены сведения о доходах физического лица Воронюка М.С. за 2018 год, согласно которой Воронюком М.С. получен доход в размере 250147 рублей 99 копеек.
На указанный доход налоговым агентом исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц в размере 32519 рублей.
Налоговым органом налогоплательщику посредством почтового отправления, направлено налоговое уведомление № от 04 июля 2019 года, с указанием о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц в срок до 02 декабря 2019 года.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога Воронюком М.С. не исполнена, в связи с чем, ему направлено требование № от 24 декабря 2019 года, сроком исполнения до 04 марта 2020 года. Однако в срок, установленный требованием, оплата задолженности по НДФЛ налогоплательщиком не произведена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, Инспекция в августе 2020 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, которое удовлетворено 11 августа 2020 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 15 сентября 2020 года судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц отменен по заявлению налогоплательщика.
В суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о взыскании задолженности по налогу и пени административный истец обратился 10 февраля 2020 года, в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлены доказательства добровольной уплаты в установленный срок налога на доходы физических лиц за 2018 год, в связи с чем, требования о взыскании данной задолженности признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате налога на доходы физических лиц признаются судом несостоятельными, поскольку факт исчисления работодателем указанного налога и факт его неоплаты подтверждаются справкой формы 2-НДФЛ, представленной административным ответчиком в судебном заседании, а также решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 08 августа 2019 года об отказе в удовлетворении иска Воронюка М.С. к АО «УЭМЗ» о признании незаконным бездействия работодателя по не удержанию данного вида налога.
На основании ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством, налогоплательщик должен выплатить пеню за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога, исходя их одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального брака Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административный ответчик до настоящего времени не уплатил налог на доходы физических лиц за 2018 год, следовательно, с него подлежат взысканию пени в размере 145 рублей 80 копеек, согласно расчету административного истца.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, в соответствии с положениями ст.333.19. Налогового Кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 188 рублей 49 копеек, исходя из размера удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Воронюку М. С. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Воронюка М. С. в доход федерального бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 276 рублей, пени в размере 08 рублей 73 копейки, задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 32519 рублей, пени в размере 145 рублей 80 копеек.
Взыскать с Воронюка М. С. государственную пошлину в местный бюджет в сумме 1 188 рублей 49 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Т.В. Макарова