Судья Шостак Р.Н. Дело № 33-307
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Гришиной Т.И., Передреева Е.Г., Копниной Е.Б., Расторгуева О.О., Мамаковой Я.В., Яковлева В.Ю., Новикова В.Н., Нешпора С.В., Рубанова С.М. к администрации муниципального образования «Город Саратов», гаражному строительному кооперативу «Волга-Юг» о признании права собственности на гаражи по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Радченко М.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 30 октября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя истцов Каляминой Елены Анатольевны, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов», гаражному строительному кооперативу «Волга-Юг» (далее ГСК «Волга-Юг», ГСК, кооператив) о признании права собственности на гаражи.
В обоснование требований истцы указали, что являются членами ГСК «Волга-Юг», в их владении и пользовании находятся гаражный бокс № (литера И) площадью 18,5 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,4 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,3 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,1 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,4 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,2 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,4 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,5 кв.м, гаражный бокс № (литера И) площадью 18,3 кв.м расположенные по адресу: <адрес>. Земельный участок площадью 11250 кв.м, занимаемый боксовыми гаражами на основании постановления мэра г. Саратова от 17 декабря 2001 года №1040-106 предоставлен ГСК в аренду сроком на 15 лет, о чем заключен договор аренды от 01 апреля 2002 года. Истцами в полном объеме выплачены паевые взносы за гаражи. Во внесудебном порядке оформить право собственности на объекты недвижимости истцы не могут, поскольку у ГСК «Волга-Юг» отсутствует проектная и разрешительная документация на строительство гаражей, акт ввода объектов в эксплуатацию.
Истцы, ссылаясь на то, что возведенные ими гаражи соответствуют строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не нарушают права и законные интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, просили суд признать право собственности на находящиеся в их пользовании гаражи (Гришина Т.И. – на гараж №, Передреев Е.Г. – на гараж №, Копнина Е.Б. - на гараж №, Расторгуев О.О. – на гараж №, Мамакова Я.В. - на гараж №, Яковлев В.Ю. - на гараж №, Новиков В.Н. - на гараж №, Нешпор С.В. - на гараж №, Рубанов С.М.- на гараж №), расположенные в литере И по адресу: <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 30 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» не согласилась с решением суда, представителем ответчика Радченко М.А. была подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что спорные объекты являются самовольными постройками. Суд при принятии решения по настоящему делу должен был руководствоваться положениями статьи 222 ГК РФ, которая предусматривает необходимость установления следующих обстоятельств: наличие у истцов вещного права на земельный участок, на котором ведется новое строительство; соблюдение при возведении строений целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, соблюдение градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил; соблюдение прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков; возведение постройки за счет сил и средств истцов. У истцов отсутствуют права на земельный участок, они не обращались в орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство на гаражи и акта ввода объектов в эксплуатацию, ими не были предприняты меры по легализации построек. Истцами не представлено доказательств того, что размещение построек не нарушает права третьих лиц, в деле отсутствует акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями и план земельного участка с указанием красных линий и смежных землепользователей.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов Калямина Е.А. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно статье 222 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения председателя ГСК в орган местного самоуправления по вопросу выдачи разрешения на строительство гаражей и на момент проведения технического обследования гаражей) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, истцы являются членами ГСК «Волга-Юг», уплатившими паевые взносы в полном объеме, что подтверждается справками, выданными председателем ГСК, из которых видно, что в пользовании Гришиной Т.И. находится нежилое помещение (гараж) №, в пользовании Передреева Е.Г. – гараж №, в пользовании Копниной Е.Б. - гараж №, в пользовании Расторгуева О.О. – гараж №, в пользовании Мамаковой Я.В. - гараж №, в пользовании Яковлева В.Ю. - гараж №, в пользовании Новикова В.Н. - гараж №, в пользовании Нешпора С.В. - гараж №, в пользовании Рубанова С.М.- гараж №.
ГСК «Волга-Юг» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием членов кооператива «Волга-Юг» (протокол № 23 от 09 декабря 1999 года) и зарегистрированного в администрации г. Саратова 24 октября 2000 года № 012311017.
Согласно техническим паспортам гаражные боксы являются завершенными строительством объектами, расположенными в строении под литерой И, площадь гаражного бакса № составляет 18,5 кв.м, гаражного бокса № - 18,4 кв.м, гаражного бокса № - 18,3 кв.м, гаражного бокса № - 18,1 кв.м, гаражного бокса № - 18,4 кв.м, гаражного бокса № - 18,2 кв.м, гаражного бокса № - 18,4 кв.м, гаражного бокса № - 18,5 кв.м, гаражного бокса № - 18,3 кв.м.
Истцами в подтверждение соблюдения при возведении гаражей технических норм и правил представлены следующие документы:
письмо отдела Главного управления МЧС России по Саратовской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности по городу Саратову от 10 апреля 2015 года, в котором указано, что гаражи не противоречат правилам и нормам пожарной безопасности (гаражи 2–ой степени огнестойкости, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, освещение электрическое, отопление отсутствует);
письмо Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 16 марта 2015 года о согласовании эксплуатации гаражей ГСК «Волга-Юг».
Судом первой инстанции были исследованы материалы гражданского дела № по исковому заявлению ФИО17, ФИО18 и других членов <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Саратов», <данные изъяты> о признании права собственности на гаражи. В материалах указанного дела имеется экспертное заключение ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от 18 февраля 2015 года № 310, в котором указано, что эксплуатация гаражей соответствует СанПиН 2.2.1.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки». Кроме того, имеется техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций нежилых зданий (гаражных боксов), в том числе в литере И (гаражи №), выполненное специалистами <данные изъяты> в 2015 году. Согласно выводам специалистов, обследуемые нежилые здания по адресу: <адрес> находятся в работоспособном состоянии, могут эксплуатироваться весь срок службы в соответствии со своим назначением, без каких либо ограничений, без угрозы здоровью и жизни граждан.
Земельный участок, занимаемый боксовыми гаражами, площадью 1,1250 га предоставлен ГСК на основании постановления мэра г. Саратова от 17 декабря 2001 года №1040-106 в аренду сроком на 15 лет.
При предоставлении земельного участка в аренду был составлен план земельного участка, фактически занимаемого ГСК «Волга-Юг», который утвержден комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Саратова, согласован с МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова и смежными землепользователями.
Сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13 марта 2002 года, ему присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05 мая 2015 года.
01 апреля 2002 года между администрацией г. Саратова и ГСК «Волга-Юг» был заключен договор аренды земельного участка площадью 11250 кв.м с кадастровым номером 64:48:040815:0037 сроком на 15 лет. По условиям договора аренды земельный участок предоставлен под боксовые гаражи. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 апреля 2008 года.
В материалы настоящего гражданского дела стороной истца представлено заключение кадастрового инженера ФИО19 от 20 августа 2015 года, из которого следует, что кадастровым инженером была проведена топографо-геодезическая съемка и составлен топографический план земельного участка с расположенными на нем гаражами. Согласно топографическому плану земельного участка гаражи (в том числе расположенные в литере И) находятся в границах земельного участка.
В ответе комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05 марта 2015 года отражено, что земельный участок, занимаемый боксовыми гаражами, расположен в территориальной зоне ИТ-1 – зоне предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунального хозяйства. Размещение гаражных кооперативов боксового типа является основным видом разрешенного использования для данной территориальной зоны. Сведений о том, что спорные гаражи расположены вне красных линий застройки, в ответе не содержится.
Анализ исследованных доказательств в совокупности позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что гаражные боксы, находящиеся во владении и пользовании истцов, расположены в границах земельного участка, предоставленного ГСК «Волга-Юг» в аренду. Право аренды ГСК на земельный участок органом местного самоуправления не оспорено, сведения о расторжении в судебном порядке договора аренды отсутствуют. Гаражи соответствуют строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, не создают угрозы жизни и здоровью третьих лиц. Целевое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования, установленному для территориальной зоны, в пределах которой расположены гаражи.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда об удовлетворении исковых требований законным и обоснованным.
Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о том, что истцы не предпринимали попыток легализовать возведенные строения в административном порядке. Возведение гаражей осуществлялось гаражным кооперативом за счет средств его членов, проектная и разрешительная документация на гаражи не составлялась. В 2015 году председатель кооператива обращался в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросу выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию в целях соблюдения досудебного порядка оформления права собственности на гаражи. В ответе комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05 марта 2015 года ему сообщено, что поскольку объекты капитального строительства уже возведены, то основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют, в связи чем рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы жалобы об отсутствии прав на земельный участок, поскольку истцы являются членами кооператива, которому земельный участок предоставлен в аренду. В силу ст. 218 ГК РФ истцы, как члены кооператива, полностью внесшие паевой взнос, имеют право на приобретение в собственность возведенных кооперативом строений.
Необоснованными являются и доводы жалобы о том, что границы земельного участка не согласованы со смежными землепользователями, в связи с чем признание права собственности на гаражи способно повлиять на права третьих лиц. Данные доводы опровергаются исследованными доказательствами, в частности, планом земельного участка, составленным в 2001 году, из которого видно, что границы сформированного земельного участка, переданного в последующем кооперативу в аренду, согласованы не только с органом местного самоуправления, но и со смежными землепользователями (представителями других гаражных кооперативов).
Исходя из изложенного, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи