Судья Антипина Н.Н.
№ 33-1171/2024
10RS0013-01-2023-000967-57
Дело № 2-907/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Никитиной А.В., Величко С.А.
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Министерству имущественных и земельных отношений Республики К.., Ковалевскому Д. С., Ковалевской Е. Ю., действующим от своего имени и в интересах несовершеннолетних Ковалевского Г. Д., Ковалевской Е. Д., Ковалевского Р. Д. о признании права собственности отсутствующим, об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском по тем основаниям, что в общей долевой собственности Ковалевского Д.С., Ковалевской Е.Ю. и их несовершеннолетних детей Ковалевского Г. Д., Ковалевской Е. Д., Ковалевского Р. Д. находится земельный участок с кадастровым №, площадью (...) кв. м, местоположение: ХХ.ХХ.ХХ, категория земель – (...), вид разрешенного использования – (...). Данный земельный участок имеет наложение с земельным участком из состава земель лесного фонда, фактически частично сформирован из земель лесного фонда, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества в целом. Истец просит суд признать отсутствующим право собственности Ковалевского Д.С., Ковалевской Е.Ю., Ковалевского Р.Д., Ковалевского Г.Д., Ковалевской Е.Д. на земельный участок с кадастровым №, исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о его границах и снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней указывает, что материалами лесоустройства подтверждается, что часть спорного земельного участка располагается в границах выдела 7.2 квартала 44 Пригородного участкового лесничества (Пригородное лесничество по материалам лесоустройства) Прионежского лесничества Республики К... Утверждает, что заключение Карельского филиала ФГБУ «Р.» «К.» также подтверждает отнесение спорной территории к землям лесного фонда. Обращает внимание, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ХХ.ХХ.ХХ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. Отмечает, что с ХХ.ХХ.ХХ лесному участку присвоен кадастровый №, то есть осуществлена постановка на кадастровый учет, в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Отмечает, что Проект генерального плана Деревянского сельского поселения (.....) Республики К.. не согласован Федеральным агентством лесного хозяйства, что подтверждено письмом от ХХ.ХХ.ХХ № №. В соответствии с Протоколом заседания согласительной комиссии по проекту Генерального плана Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № несогласованными являются вопросы в части включения в границы населенных пунктов Деревянского сельского поселения земельных участков, права на которые возникли после ХХ.ХХ.ХХ. Поясняет, что Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ХХ.ХХ.ХХ № установлены границы Прионежского центрального лесничества, которые поставлены на кадастровый учет. В соответствии с указанным приказом спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда (выписка из Приложения к приказу Рослесхоза ХХ.ХХ.ХХ №, порядковый номер характерной (поворотной) точки 950 – 961). По указанным основаниям истец просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился, о слушании дела извещен, ходатайствовал о проведении заседания в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «Р.» Швец Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу истца.
Представитель ответчика Ковалевского Д.С. Киселев В.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на образование спорного земельного участка в границах населенного пункта, за пределами земель лесного фонда.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, своих представителей не направили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, эксперта ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым №, местоположение определено как: (.....), категория земель - (...), вид разрешенного использования - (...), территориальная зона (...), площадь - (...).
Граница земельного участка с кадастровым № установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно, в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым № был осуществлен ХХ.ХХ.ХХ органом регистрации прав, уполномоченным на принятие соответствующего решения, в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав № № (№№) от ХХ.ХХ.ХХ, распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. (далее – Министерство, МИЗО РК) от ХХ.ХХ.ХХ №-м/20р, межевого плана от ХХ.ХХ.ХХ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: (.....).
Земельный участок с кадастровым № был предоставлен в общую долевую собственность ответчикам (многодетной семье) распоряжением Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № в соответствии в п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. 2 Закона Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ №-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики К..», Закона Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ №-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике К.. и органами государственной власти Республики К..».
В настоящее время на указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности ответчиков в размере по (...) доли за Ковалевской Е.Д. (регистрационный № от ХХ.ХХ.ХХ), Ковалевским Г.Д. (регистрационный № от ХХ.ХХ.ХХ), Ковалевским Д.С. (регистрационный № от ХХ.ХХ.ХХ), Ковалевской Е.Ю. (регистрационный № от ХХ.ХХ.ХХ), Ковалевским Р.Д. (регистрационный № от ХХ.ХХ.ХХ).
ЕГРН также содержит сведения о земельном участке с кадастровым №, местоположение определено как: (.....), категория земель - (...), вид разрешенного использования - (...), площадь – (...). Земельный участок с кадастровым № представляет собой единое землепользование, в состав которого входят 302 обособленных земельных участка. Граница земельного участка с кадастровым № не установлена. Сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в государственный кадастр недвижимости (в последующем – ЕГРН) ХХ.ХХ.ХХ.
По сведениям ЕГРН пересечение границ земельных участков с кадастровыми № и № отсутствует, вместе с тем, сторона истца, поддерживая свои исковые требования, ссылается на имеющиеся в материалах дела заключение №, подготовленное филиалом ФГБУ «Р.» «Капреллеспроект» (л.д. 36 т. 1), и мотивированное мнение ФГБУ «Р.» по делу (л.д. 253 – 259 т. 1), которые содержат выводы о наложении земельного участка с кадастровым № на земли лесного фонда – земельный участок с кадастровым № с приведением каталога координат характерных точек территории наложения и площади наложения (...), расположенного в выделе 7.2 квартала 44 Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества Республики К.., а также на отсутствие согласования с Рослесхозом Генерального плана Деревянского сельского поселения, в соответствии с которым спорная территория включена в состав населенного пункта д. Ужесельга.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из того, что заключение филиала ФГБУ «Р.» «К.» от ХХ.ХХ.ХХ № не может быть положено в основу вывода о наложении границ земельного участка ответчиков на земли лесного фонда, поскольку схема земель Прионежского лесничества, использованная для данного заключения, не имеет ни координат, ни привязок к объектам и не отвечает требованиям, предъявляемым приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».
Кроме того, судом учтено содержание документов территориального планирования, распространяющих свое действие на спорную территорию.
Так, решением ХХХV сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ № утвержден Генеральный план Деревянского сельского поселения.
Решением IX сессии III созыва Совета Деревянского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № утверждены Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки являются документами территориального планирования муниципального образования, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления, и являются муниципальными нормативными правовыми актами, поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам землепользования и застройки на территории Деревянского сельского поселения, при этом не признаны недействительными или недействующими в установленном законом порядке.
Из представленных в материалы дела документов, в частности, сводного заключения по проекту генерального плана Деревянского сельского поселения, протокола заседания согласительной комиссии по проекту Генерального плана Деревянского сельского поселении Прионежского муниципального района, картографических материалов к ним, не усматривается, что граница д. Ужесельга в месте расположения земельного участка с кадастровым №, не была согласована или находилась в споре.
Из представленных вместе с отзывом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» документов (л.д. 247-251 т.) следует, что на схеме, приложенной к акту выбора земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ, в настоящее время имеющего кадастровый № и смежного с земельным участком ответчиков, а также его межевого плана указана граница (...). Данная граница д(...) отражена в Генеральном плане Деревянского сельского поселении, утвержденном решением Совета Деревянского сельского поселения V сессии III созыва от ХХ.ХХ.ХХ №.
Оценив указанные документы, суд признал необоснованными доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым № располагался на границе поселения, по границе с лесным фондом, и пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым № сформирован между земельным участком с кадастровым № и границей населенного пункта (...) т.е. за пределами земель лесного фонда.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд первой инстанции признал исковые требования Рослесхоза не подлежащими удовлетворению.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении иска, принимая во внимание следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок определен как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 3 - 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент формирования спорного земельного участка) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Федеральным законом от 04.08.2023 № 438-ФЗ пункт 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации был изложен в новой редакции, а статья дополнена пунктами 8, 9.
Согласно п. п. 7 – 9 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 438-ФЗ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами территориальных зон (за исключением земельных участков, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в соответствии с настоящим пунктом), лесничеств устранение такого пересечения осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Если иное не установлено федеральным законом, не является препятствием для образования земельного участка наличие пересечения границ земельных участков с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий, в отношении которых устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон (п. 7).
В случае, если образование земельного участка приводит к нарушению установленных настоящей статьей требований, выявленному в том числе при выполнении кадастровых работ, заинтересованное лицо до осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка вправе обратиться в орган, утвердивший документы, в соответствии с которыми осуществляется образование такого земельного участка, с заявлением о внесении в указанные документы изменений в целях устранения этого нарушения. Рассмотрение данного заявления осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения указанных документов (п. 8).
В случае, если образование земельного участка приводит к пересечению его границ с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами публичного сервитута, границами особо охраняемых природных территорий, границами территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон, возмещение убытков в связи с ограничениями прав на землю, возникающими при таком пересечении (при возникновении этих убытков), осуществляется в соответствии со статьями 57 и 57.1 настоящего Кодекса (п. 9).
В силу п. 6 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с ХХ.ХХ.ХХ) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (ч. 1).
Возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда федеральным законодательством не предусмотрена.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.07. 2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» защиту, в том числе, в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пп. 2.1 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, утвержденного Приказом Рослесхоза от ХХ.ХХ.ХХ № (в редакции Приказа Рослесхоза от ХХ.ХХ.ХХ №) Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу уполномочен на осуществление защиты, в том числе, в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации.
Пунктом 5.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» названный орган согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Согласно п. 5.4.3 Положения Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Таким образом, проект Генерального плана муниципального образования «Деревянское сельское поселение» Прионежского муниципального района Республики Карелия, которым установлены границы населенного пункта Ужесельга, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта, мог быть утвержден Советом Прионежского муниципального района только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Действительно, как усматривается из материалов дела, граница населенного пункта (...) в части территории, на которой был образован спорный земельный участок, не была согласована в установленном законом порядке с Рослесхозом и Министерством природных ресурсов и экологии Республики К.. (л.д. 137, 138, 164, 186 т. 1).
Вместе с тем, отсутствие надлежащего согласования Рослесхозом (письмо от ХХ.ХХ.ХХ № АВ-03-31/27) Генерального плана Деревянского сельского поселения, в соответствии с которым спорная территория включена в состав населенного пункта д. Ужесельга, само по себе не свидетельствует о безусловном наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда.
По смыслу положений ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Из положений п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент образования и предоставления спорного земельного участка ответчикам) следует, что лесничества создаются на землях лесного фонда; обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со ст. 68.1 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 304-ФЗ в часть 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, действующие с ХХ.ХХ.ХХ, а именно предусмотрено, что обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со ст. 68.1 настоящего Кодекса.
Тем же Федеральным законом изложена в новой редакции ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации, частями 2 и 3 которой предусмотрено, что определение местоположения границ участковых лесничеств, лесных кварталов осуществляется с учетом нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов, установленных лесоустроительной инструкцией.
На момент образования и предоставления спорного земельного участка ответчикам статья 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации содержала ч. 4 (в редакции Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 3-ФЗ, действующей с ХХ.ХХ.ХХ), согласно которой при установлении и изменении границ лесничеств на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти возлагалась обязанность подготовить графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
По смыслу положений ст. ст. 6, 7, 67 - 68.2 Лесного Кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ХХ.ХХ.ХХ № «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
По смыслу приведенных норм права, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Статьей 4.6 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент образования и предоставления ответчика спорного земельного участка, до введения в действие Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 248-ФЗ) предусматривалось, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка (ч. 1).
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии) (ч. 2).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 3).
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ч. 5).
В соответствии с положениями ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственный кадастровый учет ведется по единым правилам для всех, в т. ч. и в отношении лесных участков, что позволяет установить их местоположение, границы, площадь, а также исключить пересечение с иными участками.
В ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» содержится понятие государственного кадастрового учета недвижимого имущества – это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст. 8 указанного Федерального закона).
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Исходя из предмета и оснований заявленного иска юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является установление местоположения земельного участка лесного фонда в определенных границах и факта наложения на него земельного участка, принадлежащего ответчикам.
Согласно ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1).
Судом первой инстанции судебная экспертиза, необходимая для разрешения заявленных требований, не проводилась, поэтому судебная коллегия определением от ХХ.ХХ.ХХ в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ назначила по настоящему гражданскому делу судебную землеустроительную экспертизу с целью установления действительного местоположения границ земельного участка с кадастровым № (в части, прилегающей к земельному участку с кадастровым №) и пересечения с указанным земельным участком, проведение которой было поручено ИП ФИО1
Согласно заключению эксперта ФИО1 на данную территорию имеются лесоустроительные планшеты масштаба 1:10 000, не имеющие координатной сетки и привязки к государственной системе координат, при этом материалы лесоустройства подготавливались на основе нетрансформированных аэрофотоснимков, что приводит к искажению масштаба в различных частях планшета.
В связи с этим экспертное заключение составлено на основании Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утвержденных приказом Рослесхоза от ХХ.ХХ.ХХ № и приказа Минприроды России от ХХ.ХХ.ХХ № «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (действовал в период образования земельного участка ответчиков).
Как указано экспертом, в случае подготовки картографического материала согласно требований, установленных приказом Минэкономразвития России от ХХ.ХХ.ХХ № «Об утверждении требований к государственным топографическим картам и государственным топографическим планам, включая требования к составу сведений, отображаемых на них, к условным обозначениям указанных сведений, требования к точности государственных топографических карт и государственных топографических планов, к формату их представления в электронной форме, требований к содержанию топографических карт, в том числе рельефных карт» точность нанесения четких контуров составляет не более 0,5 мм в масштабе карты (плана) для равнинной и всхолмленной местности (к данным контурам возможно отнести грунтовые дороги, береговые линии озер). Учитывая точность снятия координат с картографического материала, которая составляет 0,2 мм в масштабе карты (плана), возможно определить точность определения координат с карт масштаба 1:10 000.
Точность составляет: 0,5 мм в масштабе карты + 0,2 мм в масштабе карты = 5 м + 2 м = 7 метров.
Экспертом также отмечено, что в случае использования материалов лесоустройства точность определения координат будет еще ниже в связи с использованием нетрансформированных аэрофотоснимков и необходимостью привязки лесоустроительных планшетов к государственной системе координат.
В ходе подготовки экспертного заключения планшет лесоустройства привязан экспертом к местности по положению:
- пересечению квартальных просек, между лесными кварталами №;
- автомобильной дороги (...)
- грунтовой дороги по землям лесного фонда (графическое изображение в приложениях №№, №).
По результатам привязки планшета лесоустройства экспертом выявлены следующие расстояния от границ земельного участка с кадастровым № до земель лесного фонда:
- до границы земель лесного фонда согласно планшета лесоустройства — от 1,2 метра до 1,6 метра;
- до границ населенного пункта (...) — от 1,8 метра до 3,3 метра (графическое изображение в приложении №).
Как указано экспертом, данные величины в несколько раз меньше величины ошибки определения местоположения границ лесного фонда согласно материалам лесоустройства.
Кроме того, экспертом учтено, что по сведениям ЕГРН в районе расположения земельного участка с кадастровым № граница населенного пункта Ужесельга проходит по границе земельного участка с кадастровым № (земли лесного фонда).
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № находится в составе единого землепользования земельного участка с кадастровым № (л.д. 130 -131 т. 2)
Учитывая сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым №, местоположение границ населенного пункта Ужесельга и материалы согласования местоположения границ населенного пункта, эксперт пришел к выводу о том, что в районе расположения земельного участка с кадастровым № отсутствуют земли, входящие в состав земельного участка с кадастровым №, соответственно, отсутствует и наложение границ земельного участка с кадастровым № на земельный участок с кадастровым № и земли лесного фонда (л.д.84 т. 3).
Все выводы эксперта мотивированны, основаны на собранных по делу доказательствах и соответствуют им, заключение составлено компетентным специалистом, отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, используемые экспертом методы измерений и полученные на их основе результаты соответствуют требованиям, установленным приказом Росреестра от ХХ.ХХ.ХХ № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места». Указанное заключение поддержано экспертом в судебном заседании, оснований не доверять ему у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, основываясь на заключении судебной экспертизы, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наложение границ земельного участка с кадастровым № на земельный участок с кадастровым № и земли лесного фонда отсутствует, в связи с чем отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных истцом требований о признании отсутствующим право собственности ответчиков на спорный земельный участок, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о его границах и снятии с государственного кадастрового учета указанный земельный участок является правомерным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований руководствоваться при разрешении настоящего спора заключениями ФГБУ «Р.» (л.д. 36, 253, 259 т. 1), участвующего в деле в качестве третьего лица, содержащими выводы о наложении земельного участка с кадастровым № на земли лесного фонда – земельный участок с кадастровым № и нахождении его в составе выдела 7.2 квартала 44 Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества Республики К.., а также актом осмотра ГКУ «Прионежское центральное лесничество» от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 245 – 247 т. 1) не имеется, учитывая, что содержащиеся в них сведения о местоположении границ спорного земельного участка не отвечают критериям, установленным ст. 22 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказом Росреестра от ХХ.ХХ.ХХ № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места». Фактическое нахождение на спорном участке лесных насаждений, что отмечено в указанном акте осмотра, достаточным основанием для отнесения спорного участка к лесным землям не является.
Ссылка в жалобе на приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ХХ.ХХ.ХХ №, устанавливающий границы Прионежского центрального лесничества, которые на основании указанного приказа поставлены на кадастровый учет, и в соответствии с которым спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда (выписка из Приложения к приказу Рослесхоза от ХХ.ХХ.ХХ №, порядковый номер характерной (поворотной) точки 950 – 961, л.д. 255 – 256 т. 1), основанием к отмене обжалуемого решения суда не является, поскольку земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ, право собственности ответчиков на него зарегистрировано ХХ.ХХ.ХХ, т.е. до введения в действие указанного приказа Рослесхоза.
Правила внесения в ЕГРН сведений о границах лесничеств, территориальных зон, регулируются ст. 34 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что сведения о границах населенного пункта были внесены в ЕГРН ХХ.ХХ.ХХ, изменены ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 189 т. 2), а с ХХ.ХХ.ХХ вступила в силу ч. 15.1 ст. 34 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 120-ФЗ), которая предусматривает изменение границы лесничества в соответствии с границами населенного пункта, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.
Так, согласно ч. 15.1 ст. 34 указанного Федерального закона о регистрации если при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их границ с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в ЕГРН.
Тем же Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 120-ФЗ часть 16 ст. 34 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» была изложена в новой редакции, в соответствии с которой, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведениях об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в ЕГРН. Сведения о местоположении границ лесничества орган регистрации прав вносит таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
С ХХ.ХХ.ХХ ст. 34 указанного Федерального закона о регистрации была дополнена частью 15.2, регулирующей изменение границ лесничества при внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта (Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Так, в соответствии с ч. 15.2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами лесничества, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит изменения в сведения о местоположении границ лесничества в соответствии с описанием местоположения границ населенного пункта в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ населенного пункта.
Согласно ч. 14 ст. 34 указанного Федерального закона (данная норма введена с ХХ.ХХ.ХХ, действует по настоящее время) в случае, если в соответствии с частями 6 - 12 данной статьи изменились границы населенного пункта и (или) территориальной зоны, граница которых является смежной с границей лесничества, орган регистрации прав изменяет указанные границы одновременно.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Указанным положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» корреспондируют положения п. п.. 1, 2 ч. 4, ч. 6 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которым сведения о лесных участках подлежат исключению из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, в следующих случаях:
1) установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, в случае их несоответствия сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре;
2) отнесение в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, земельного участка из состава земель лесного фонда к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях (п. п. 1, 2 ч. 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, исключает из государственного лесного реестра сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в том числе на основании предусмотренных Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомлений органа регистрации прав, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (ч. 6).
Соответствующее уведомление о внесенных в сведения ЕГРН изменениях описания местоположения границы лесничества направлено Управлением Росреестра по Республике К.. Рослесхозу ХХ.ХХ.ХХ № КУВД-№ (л.д. 257 – 258 т. 1). В уведомлении отражено, что в территорию лесничества не включается земельный участок с кадастровым №, что по смыслу приведенных выше положений закона является основанием для исключения Рослесхозом из государственного лесного реестра сведений о нахождении спорной территории в составе земель лесного фонда.
Генеральный план Деревянского сельского поселения, на основании которого сведения о местоположении границ населенного пункта (...) внесены в ЕГРН, истцом не оспорен, недействующим или недействительным не признавался.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного выше правового регулирования спорных правоотношений, заключения судебной экспертизы, подтвердившей отсутствие наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
Иные доводы жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда и оснований для его отмены не содержат.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения судебной коллегией не установлено.
Учитывая, что для разрешения настоящего спора судом апелляционной инстанции была назначена судебная экспертиза, расходы на проведение которой составили (...) руб., результаты экспертизы положены в основу итогового судебного постановления по делу, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым взыскать издержки на проведение судебной экспертизы в указанной сумме с истца в пользу ИП ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН №) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №) расходы на проведение судебной экспертизы в размере (...) руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи