Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение
по делу об административном правонарушении
г. Краснодар 23 апреля 2024 года
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Барановой Е.А.,
при секретаре Ивановой В.Н.,
с участием: представителя заявителя ФИО3,
представителя заинтересованного лица – ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании протест <данные изъяты> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
установил:
В Октябрьский районный суд <адрес> поступил протест <данные изъяты> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
С обжалуемым постановлением <данные изъяты> не согласен, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО5, поступив и обучаясь по программе магистратуры, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации в период с ДД.ММ.ГГГГ., однако ему было необоснованно отказано в предоставлении дополнительного отпуска. Кавказской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, материалы направлены для рассмотрения и принятия решения в Государственную инспекцию труда в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда государственной инспекции труда в <адрес> Федеральной службы по труду и занятости ФИО6 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника по кадрам и социальным вопросам Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций ФИО1 по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Указанное постановление является незаконным и подлежит отмене в силу грубого нарушения требований административного законодательства, регламентирующего порядок производства по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного, просит суд отменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Федеральной службы по труду и занятости ФИО6 в отношении ФИО1, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протесте, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> возражала относительно доводов протеста, просила оставить постановление от ДД.ММ.ГГГГ. без изменения.
Выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.1, ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО5, поступив и обучаясь по программе магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция в <данные изъяты> имеющем свидетельство о государственной аккредитации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный №, серия №, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации в указанном выше учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ., однако ему было необоснованно отказано в предоставлении дополнительного отпуска.
В связи с поступившими обращениями ФИО5 <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в деятельности <данные изъяты>, в ходе которой было установлено, что должностными лицами Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций были грубо нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем ФИО5 был лишен гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством для работников, совмещающих работу с получением образования.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, помимо прочего, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Из положений ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель, помимо прочего, обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № начальника дирекции ФИО7 на должность заместителя начальника центра по кадрам и социальным вопросам назначена ФИО1, которая согласно п.п. 2.2 должностной инструкции осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками Центра, в том числе право подписи кадровых приказов ежегодных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы, отпусков об установлении режима неполной рабочей недели и неполного рабочего дня.
По результатам проведенной проверки <данные изъяты> было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, материалы направлены для рассмотрения и принятия решения в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Федеральной службы по труду и занятости ФИО6 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении заместителя <данные изъяты> ФИО1 по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения).
Между тем, в соответствий со статьей 173 Трудового кодекса РФ работникам, поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьей 177 Трудового кодекса РФ установлено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены, следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно части 15 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Квалификация «дипломированный специалист» в соответствии с пунктом 2 статьи 6 утратившего законную силу Федерального закона от 22.08.1996г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была отнесена к ступени образования до 27.10.2007г.
Таким образом, положения Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяют статус ФИО5 как лица, обладающего квалификацией «дипломированный специалист», в связи с чем ему предоставляется право на обучение по программе магистратуры на конкурсной основе, которое не рассматривается как получение им второго высшего профессионального образования.
В данном случае положения, установленные ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не применимы, поскольку законодатель выделяет отдельную квалификацию «дипломированный специалист», не приравнивая ее ни к программам магистратуры, ни к иным программам образования, устанавливая для обучающегося дополнительные гарантии.
На основании изложенного, доводы представителя заинтересованного лица об отнесении квалификации «дипломированный специалист» и магистратуры к одному уровню образования и об отсутствии у ФИО5 прав на получение трудовых гарантий и компенсаций, предусмотренных для лиц, получающих высшее образование впервые, судом отклоняются как несостоятельные, противоречащие действующего законодательству.
При таких обстоятельствах постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Федеральной службы по труду и занятости ФИО6 в отношении ФИО1, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. ст.30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Протест <данные изъяты> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ удовлетворить.
Отменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Федеральной службы по труду и занятости ФИО6 в отношении ФИО1, дело направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Краснодара.
Судья Октябрьского
районного суда г. Краснодара Е.А. Баранова