Дело № 2а-59/2022
Категория 3.192
УИД 36RS0019-01-2022-000070-18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Кантемировка 28 февраля 2022 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре Великоцкой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Мяло Олегу Александровичу о взыскании за счет имущества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать за счет имущества Мяло О.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 79 299 рублей, пени в размере 2 318 руб. 70 коп. за период с 26.01.2018 г. по 15.01.2020 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 9 554 руб. 67 коп., пени в размере 457 руб. 45 коп. за период с 29.01.2018 г. по 15.01.2020 г., всего – 91 629 руб.82 коп.
В обоснование административного искового заявления Инспекция указала, что Мяло О.А. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 21.12.2020 года.
В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете, должником уплачены не были. В связи с этим, на сумму недоимки исчислена сумма пени.
В адрес Мяло О.А. были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: № 813 от 23.01.2018 г., со сроком исполнения до 12.02.2018 г., № 2391 от 10.04.2018 г., со сроком исполнения до 28.04.2018 г., № 4821 от 10.07.2018 г., со сроком исполнения до 30.07.2018 г., № 7317 от 09.10.2018 г., со сроком исполнения до 29.10.2018 г., № 493 от 18.01.2019 г., со сроком исполнения до 07.02.2019 г., № 811 от 22.01.2019 г., со сроком исполнения до 11.02.2019 г., № 13614 от 19.06.2019 г., со сроком исполнения до 12.07.2019 г., № 131 от 16.01.2020 г., со сроком исполнения до 10.02.2020 г., в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный срок.
Требование в добровольном порядке налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа мирового судьи в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд с указанным административным исковым заявлением.
До настоящего времени административным ответчиком недоимка по налогам на общую сумму 91 629 руб. 82 коп. в добровольном порядке не уплачена (л.д. 6-8).
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д., 54, 55), в судебное заседание не явились. МИФНС России № 14 по Воронежской области направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 57). Согласно информации от 14.02.2022 года, представленной ОМВД РФ по Кантемировскому району, Мяло Олег Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 52).
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 45 НК РФ следует, что плательщик страховых взносов уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Статьей 432 НК РФ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Из материалов административного дела следует, что Мяло О.А. в период с 06.09.2012 года по 21.12.2020 года являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 12-14, 15), следовательно, и плательщиком страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (инспекцией начислено за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 79 299 рублей); и на обязательное медицинское страхование (инспекцией начислено за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 9 554 руб. 67 коп.).
Согласно ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В установленный срок налоги должником уплачены не были, связи с этим, Инспекцией исчислены пени: по СВ на ОПС в размере 2 318 руб. 70 коп. за период с 26.01.2018 г. по 15.01.2020 г.; по СВ на ОМС в размере 457 руб. 45 коп. за период с 29.01.2018 г. по 15.01.2020 г. (л.д. 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32, 33, 38, 41).
Абзацем 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ определено, что сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г., за 2018 г. и за 2019 г. налоговым органом в адрес налогоплательщика Мяло О.А. направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: № 813 от 23.01.2018 г., со сроком исполнения до 12.02.2018 г., № 2391 от 10.04.2018 г., со сроком исполнения до 28.04.2018 г., № 4821 от 10.07.2018 г., со сроком исполнения до 30.07.2018 г., № 7317 от 09.10.2018 г., со сроком исполнения до 29.10.2018 г., № 493 от 18.01.2019 г., со сроком исполнения до 07.02.2019 г., № 811 от 22.01.2019 г., со сроком исполнения до 11.02.2019 г., № 13614 от 19.06.2019 г., со сроком исполнения до 12.07.2019 г., № 131 от 16.01.2020 г., в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный срок (л.д. 16, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 31, 34, 35, 36, 37, 39, 40).
Как следует из административного искового заявления, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г., за 2018 г. и за 2019 г. административным ответчиком не исполнена, в связи с чем, имеется недоимка по страховым взносам.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения МИФНС России № 15 по Воронежской области к мировому судье судебного участка № 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, определением которого административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мяло О.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в связи с тем, что требование налогового органа не является бесспорным, поскольку заявление подано с пропуском установленного срока (л.д. 42).
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1919 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Судом установлено, что срок исполнения требования № 131 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 16 января 2020 года был установлен до 10 февраля 2020 года (л.д. 39). В связи с неисполнением ответчиком требования срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 10 августа 2020 года. Обращение административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 11 мая 2021 года произведено с пропуском шестимесячного срока (свыше девяти месяцев).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 13 мая 2021 года МИФНС России № 15 по Воронежской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мяло О.А. недоимки по страховым взносам и пени отказано, поскольку заявленное налоговым органом требование не является бесспорным, заявление подано с пропуском установленного законом срока (л.д. 41).
В Кантемировский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением МИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась 26 января 2022 года, посредством почтового отправления 21 января 2022 года, то есть за пределами установленного шестимесячного срока (л.д. 6-8, 9), одновременно, заявив письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на сбой программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременное формирование заявления о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика (л.д. 11).
Рассматривая заявленное ходатайство, суд учитывает, что МИФНС России № 14 по Воронежской области является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный срок. Приведенные административным истцом доводы о невозможности обратиться в суд с иском в установленный срок из-за сбоя программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременного формирования заявления о вынесении судебного приказа признаются судом несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, основанием для восстановления пропущенного срока не являются, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением, налоговым органом не представлено, следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных на то причин.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что пропущенный административным истцом срок для подачи административного заявления восстановлению не подлежит, следовательно, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России № 14 по Воронежской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Мяло Олегу Александровичу о взыскании за счет имущества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко
Дело № 2а-59/2022
Категория 3.192
УИД 36RS0019-01-2022-000070-18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Кантемировка 28 февраля 2022 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре Великоцкой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Мяло Олегу Александровичу о взыскании за счет имущества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать за счет имущества Мяло О.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 79 299 рублей, пени в размере 2 318 руб. 70 коп. за период с 26.01.2018 г. по 15.01.2020 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 9 554 руб. 67 коп., пени в размере 457 руб. 45 коп. за период с 29.01.2018 г. по 15.01.2020 г., всего – 91 629 руб.82 коп.
В обоснование административного искового заявления Инспекция указала, что Мяло О.А. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 21.12.2020 года.
В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете, должником уплачены не были. В связи с этим, на сумму недоимки исчислена сумма пени.
В адрес Мяло О.А. были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: № 813 от 23.01.2018 г., со сроком исполнения до 12.02.2018 г., № 2391 от 10.04.2018 г., со сроком исполнения до 28.04.2018 г., № 4821 от 10.07.2018 г., со сроком исполнения до 30.07.2018 г., № 7317 от 09.10.2018 г., со сроком исполнения до 29.10.2018 г., № 493 от 18.01.2019 г., со сроком исполнения до 07.02.2019 г., № 811 от 22.01.2019 г., со сроком исполнения до 11.02.2019 г., № 13614 от 19.06.2019 г., со сроком исполнения до 12.07.2019 г., № 131 от 16.01.2020 г., со сроком исполнения до 10.02.2020 г., в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный срок.
Требование в добровольном порядке налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа мирового судьи в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд с указанным административным исковым заявлением.
До настоящего времени административным ответчиком недоимка по налогам на общую сумму 91 629 руб. 82 коп. в добровольном порядке не уплачена (л.д. 6-8).
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д., 54, 55), в судебное заседание не явились. МИФНС России № 14 по Воронежской области направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 57). Согласно информации от 14.02.2022 года, представленной ОМВД РФ по Кантемировскому району, Мяло Олег Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 52).
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 45 НК РФ следует, что плательщик страховых взносов уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Статьей 432 НК РФ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Из материалов административного дела следует, что Мяло О.А. в период с 06.09.2012 года по 21.12.2020 года являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 12-14, 15), следовательно, и плательщиком страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (инспекцией начислено за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 79 299 рублей); и на обязательное медицинское страхование (инспекцией начислено за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., за 2019 г., в размере 9 554 руб. 67 коп.).
Согласно ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В установленный срок налоги должником уплачены не были, связи с этим, Инспекцией исчислены пени: по СВ на ОПС в размере 2 318 руб. 70 коп. за период с 26.01.2018 г. по 15.01.2020 г.; по СВ на ОМС в размере 457 руб. 45 коп. за период с 29.01.2018 г. по 15.01.2020 г. (л.д. 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32, 33, 38, 41).
Абзацем 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ определено, что сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г., за 2018 г. и за 2019 г. налоговым органом в адрес налогоплательщика Мяло О.А. направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: № 813 от 23.01.2018 г., со сроком исполнения до 12.02.2018 г., № 2391 от 10.04.2018 г., со сроком исполнения до 28.04.2018 г., № 4821 от 10.07.2018 г., со сроком исполнения до 30.07.2018 г., № 7317 от 09.10.2018 г., со сроком исполнения до 29.10.2018 г., № 493 от 18.01.2019 г., со сроком исполнения до 07.02.2019 г., № 811 от 22.01.2019 г., со сроком исполнения до 11.02.2019 г., № 13614 от 19.06.2019 г., со сроком исполнения до 12.07.2019 г., № 131 от 16.01.2020 г., в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный срок (л.д. 16, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 31, 34, 35, 36, 37, 39, 40).
Как следует из административного искового заявления, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г., за 2018 г. и за 2019 г. административным ответчиком не исполнена, в связи с чем, имеется недоимка по страховым взносам.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения МИФНС России № 15 по Воронежской области к мировому судье судебного участка № 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, определением которого административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мяло О.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в связи с тем, что требование налогового органа не является бесспорным, поскольку заявление подано с пропуском установленного срока (л.д. 42).
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1919 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Судом установлено, что срок исполнения требования № 131 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 16 января 2020 года был установлен до 10 февраля 2020 года (л.д. 39). В связи с неисполнением ответчиком требования срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 10 августа 2020 года. Обращение административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 11 мая 2021 года произведено с пропуском шестимесячного срока (свыше девяти месяцев).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 13 мая 2021 года МИФНС России № 15 по Воронежской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мяло О.А. недоимки по страховым взносам и пени отказано, поскольку заявленное налоговым органом требование не является бесспорным, заявление подано с пропуском установленного законом срока (л.д. 41).
В Кантемировский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением МИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась 26 января 2022 года, посредством почтового отправления 21 января 2022 года, то есть за пределами установленного шестимесячного срока (л.д. 6-8, 9), одновременно, заявив письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на сбой программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременное формирование заявления о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика (л.д. 11).
Рассматривая заявленное ходатайство, суд учитывает, что МИФНС России № 14 по Воронежской области является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный срок. Приведенные административным истцом доводы о невозможности обратиться в суд с иском в установленный срок из-за сбоя программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременного формирования заявления о вынесении судебного приказа признаются судом несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, основанием для восстановления пропущенного срока не являются, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением, налоговым органом не представлено, следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных на то причин.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что пропущенный административным истцом срок для подачи административного заявления восстановлению не подлежит, следовательно, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России № 14 по Воронежской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Мяло Олегу Александровичу о взыскании за счет имущества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко