7р-509/2017
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск 01 августа 2017 г.
Судья Архангельского областного суда Вершинин А.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО 1 на решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 30 июня 2017 года,
установил:
постановлением №06-02-219/2016 от 21 декабря 2016 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО 2 акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Общество, АО «ГУ ЖКХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 30 июня 2017 года постановление должностного лица по жалобе защитника Общества оставлено без изменения.
В жалобе в областной суд защитник Общества ФИО 1 просит отменить решение судьи, прекратить административное производство.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В силу Закона №96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Частью 1 статьи 14 Закона №96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
На основании пункта 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года №183, выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года №650 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – Административный регламент).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года №1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России по Распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 №1089-р является АО «ГУ ЖКХ».
Во исполнение данного Распоряжения на Минобороны России Правительством Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке передачи на праве безвозмездного пользования АО «ГУ ЖКХ» объектов теплоснабжения, сетей и иного имущества, необходимого для осуществления функций единого поставщика тепловой энергии на срок действия государственных контрактов.
Между Минобороны России и Обществом 21 сентября 2015 года был заключен Государственный контракт №5-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Срок действия контракта до 01 декабря 2016 года.
28 октября 2016 года заключен новый Государственный контракт №6-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Срок действия контракта до 31 марта 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения и Приказа Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01 октября 2015 года №2251 с целью исполнения Государственного контракта от 21 сентября 2015 года №5-ТХ между ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и Обществом в лице обособленного подразделения «Архангельское» заключен договор от 09 октября 2015 года №248 о передаче недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Согласно Акту приема-передачи от 09 октября 2015 года Обществу передана отопительная котельная с тепловыми сетями площадью 503 кв.м., расположенная по <адрес>, в/г 2, инв. №23/74. В приложении к Приказу Департамента имущественных отношений Минобороны России №2251 данная котельная числится под п/п №. В соответствии с паспортом военного городка № (воинская часть №) котельная имеет инвентаризационный номер 23/74.
Переданная котельная Обществом фактически эксплуатировалась в 2016 году, работала 8040 часов.
В котельной по <адрес> расположено 4 паровых котла марок ДЕ16/14ГМ номинальной паропроизводительностью каждого котла 16 т/час. Котел №1 рабочий, котел №2 резервный. Котлы работают на мазуте флотском Ф 5 (ГОСТ 10585-2013). Расход топлива за отопительный сезон 2016 года составил 1983,315 тонн. Котлы выведены на одну трубу.
На основании вышеуказанных данных произведен расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котельной <данные изъяты> по «Методике определения выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т/пара в час или менее 20 Гкал в час», М., 1999 г., включенной в перечень методик, используемых в 2016 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный 28 декабря 2016 года Генеральным директором АО «НИИ Атмосфера».
В соответствии с данным расчетом за отопительный период 2016 года в атмосферный воздух от котельной <данные изъяты> поступило 33,9346554 тонн загрязняющих веществ. Состав выбрасываемой в атмосферный воздух воздушной смести при работе стационарных источников: азота диоксид, азота оксид, зола мазутная (в пер. на ванадий), сажа, углерода оксид, ангидрид сернистый, бенз(а)пирен.
Таким образом, при выполнении Государственных контрактов №5-ТХ и №6-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций АО «ГУ ЖКХ» осуществляло эксплуатацию стационарного источника загрязнения атмосферы - отопительной котельной по <адрес>.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по Архангельской области от 23 мая 2016 года №07-19/3724 АО «ГУ ЖКХ» (обособленное подразделение «Архангельское») не обращалось для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и Общество его не имеет.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года №1316-р загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, зола мазутная (в пер. на ванадий), сажа, углерода оксид, ангидрид сернистый, бенз(а)пирен, которые поступают при эксплуатации котельной <данные изъяты> относятся к веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
То есть, при выполнении указанных Государственных контрактов на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций Общество допустило эксплуатацию стационарного источника загрязнения атмосферы - котельной, расположенной по <адрес>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что при осуществлении своей деятельности Общество использует стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - котельная, эксплуатация которой неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, руководствуясь положениями Закона №96-ФЗ, Закона №7-ФЗ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к выводу о том, что использование Обществом котельной без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что плата за негативное воздействие, расходы по разработке нормативно-разрешительной документации не включены региональными регулирующими органами в расчет тарифов, а также то, что Общество не является собственником, арендатором земельных участков, на которых расположена котельная, что препятствовало согласованию нормативно-разрешительных документов уже были предметом проверки и оценки должностного лица административного органа и суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Анализ приведенных выше норм действующего законодательства, в том числе Закона №96-ФЗ указывает на то, что деятельности по эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предшествует получение разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Указанное требование является императивным и не зависит от обстоятельства подлежит ли деятельность хозяйствующего субъекта тарифному регулированию и, соответственно, включена ли плата за негативное воздействие, а также расходы по разработке нормативно-разрешительной документации региональными регулирующими органами в расчет необходимой валовой выручки для формирования соответствующего тарифа.
Следовательно, возникшие в связи с совершением Обществом административного правонарушения публичные правоотношения являются самостоятельными и не связаны с публичными правоотношениями Общества с регулирующим органом – агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Нормативно-правовой акт устанавливающий тариф, либо акт устанавливающий для Общества размер необходимой валовой выручки для соответствующего вида деятельности, может быть оспорен в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По делу установлено, что Общество не обращалось за выдачей специального разрешения и, соответственно, не получало отказ в согласовании проекта без договора аренды или свидетельства о праве собственности на земельные участки. Административным регламентом в числе документов, необходимых для получения разрешения не предусмотрены договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, на котором расположена котельная.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае должностным лицом административного органа и судом первой инстанции установлено, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 30 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО 1 – без удовлетворения.
Судья А.В. Вершинин