В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-4691/2020
Строка № 068г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2020 года г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе председательствующего судьи: Кожевниковой А.Б.,
судей: Глазовой Н.В., Кузнецовой Л.В.,
при секретаре: Попове И.С., -
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В. гражданское дело № 2-97/2020 по иску Урывской ФИО13 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Урывской ФИО14 на решение Павловского районного суда Воронежской области от 19 мая 2020 года
(судья Петренко Л.И.)
установила:
Урывская Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что в 1990 году истица окончила Бутурлиновское медучилище, получила среднее специальное образование по специальности фельдшер.
С 07.05.1990г. по 09.02.1996г. истец работала в должности заведующей Бирючинским фельдшерским пунктом Каширской ЦРБ Воронежской области; с 09.11.1995г. по 06.06.2016г. - в должности медсестры Лосевской районной больницы.
10 сентября 2019 г. истица обратилась в Пенсионный фонд по Павловскому району с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему в течение 25 лет лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в лечебном учреждении в сельской местности.
Решением пенсионного органа истице было отказано в досрочном назначении
2
пенсии, поскольку специальный стаж не достиг 25 лет, не был включен период ее работы с 07.05.1990г. по 31.10.1995г. в должности заведующей Бирючинским фельдшерским пунктом. Данный отказ истица находит незаконным, так как фактически она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности в должности фельдшера.
Уточнив исковые требования, истец просила суд обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Воронежской области (межрайонное) включить в специальный стаж период работы с 07.05.1990г. по 29.03.1995г. в должности заведующей Бирючинским фельдшерским пунктом Каширского района Воронежской области, назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 4-8, 72-76).
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 19 мая 2020 года в удовлетворении искового заявления Урывской ФИО15 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости; назначении страховой пенсии, - отказано (л.д. 91-95).
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда. Считает, что выводы суда являются противоречивыми и опровергаются имеющимися в деле доказательствами (л.д. 97-100).
Управление не согласилось с доводами апелляционной жалобы, направило в суд письменные возражения (л.д. 105).
От Урывской Т.В. поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Арапова Е.И. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Ответчик своего представителя в суд не направил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции допущены нарушения положений ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
3
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение не соответствует вышеуказанным требованиям.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о том, что поскольку должность заведующей фельдшерским пунктом не предусмотрена Списком и Правилами от 29.10.2002г. №781 от 06.09.1991г. №464, у истца отсутствует требуемый стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и отсутствует право на досрочное назначение пенсии по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, в связи с чем, заявленный истцом иск удовлетворению не подлежат.
При этом суд исходил из того, что Урывской Т.В. не представлено суду доказательств тому, что в период ее работы с 07.05.1990г. по 31.10.1995г. в должности заведующей Бирючинским ФП Каширской ЦРБ она регулярно, полный рабочий день выполняла функции медицинского работника: фельдшера, медицинской сестры, при этом законодателем в специальный медицинский стаж предусмотрено включение в стаж именно выполнение работником указанных трудовых функций при полной занятости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
4
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил
5
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В спорный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощника врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры – все независимо от наименования должности амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, в том числе, здрав-пунктов, медицинских кабинетов и пунктов.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27
6
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N781, предусматриваются должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, должность фельдшер в больницах всех наименований, амбулатории.
Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года N 566, действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.
Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, приложение № 2 к приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года № 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.
Из материалов дела видно, что истец обучалась в Бутурлиновском медучилище с 01.09.1986 г. по 28.02.1990 г.(л.д. 9). Специальность и квалификация по диплому «фельдшер» (л.д. 84).
Изложенное свидетельствует о несостоятельности выводов суда первой инстанции о невыполнении истцом в спорный период трудовой деятельности, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически
7
выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку работнику, находящемуся в отпуске без сохранения заработной платы, оплата труда не производится, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период отпуска не начисляются, оснований для включения данного отпуска в стаж у суда первой инстанции не имелось.
Из материалов дела усматривается, что в период с 09.08.1991 г. по 12.08.1991 г. истцу был предоставлен отпуск без содержания по семейным обстоятельствам (л.д. 57).
В связи с чем, истец имеет право на включение спорного периода с 01.09.1986 г. по 28.02.1990 г. в качестве заведующей Бирючинским фельдшерским пунктом Каширского района Воронежской области в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, за исключением времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Ввиду изложенного, решение суда нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя апелляционной жалобы, что в силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решение суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ спорных периодов работы, за исключением периодов нахождения отпуске без сохранения заработной платы, с момента возникновения права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Павловского районного суда Воронежской области от 19 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Воронежской области (межрайонное) включить Урывской ФИО16 в
8
специальный стаж периоды работы с 07.05.1990г. по 29.03.1995г. в должности заведующей Бирючинским фельдшерским пунктом Каширского района Воронежской области, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию.
Председательствующий:
Судьи коллегии: