Судья Шопина Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
30 мая 2024 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ефимова Валерия Владимировича на постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2024 года, вынесенное в отношении должностного лица – мастера строительно-монтажных работ ООО «Воддорстрой» Ефимова Валерия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от 3 апреля 2024 года, мастер строительно-монтажных работ ООО «Воддорстрой» Ефимов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Ефимов В.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2024 года. Считает, что при рассмотрении дела судьей была нарушена его подсудность, поскольку административное расследование по делу фактически не проводилось. Обращает внимание на то, что нарушения были допущены в условиях сильного снегопада.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав Ефимова В.В., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 января 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Основные положения).
Пунктом 13 Основных положений установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (далее – ТР ТС 014/2011).
Согласно пункту 13.9 ТР ТС 014/2011 очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств. Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог в зависимости от их значения, класса и категории, а также интенсивности и состава движения устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 10.1 ГОСТ Р 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» состояние покрытия проезжей части дорог, обочин, тротуаров, пешеходных дорожек, заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок и съездов к ним в зимний период, а также сроки ликвидации зимней скользкости должны соответствовать национальным стандартам государств - участников Соглашения.
На основании пункта 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA-III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда 19 января 2024 года в 23 часа 50 минут на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань 1-й технической категории с км 576+265 по км 576+389 возле населенного пункта Никольское Ядринского муниципального округа Чувашской Республики Ефимов В.В., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, в нарушение требований статей 12, 21 Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, п.п. «в» и «г» п. 13.1, п. 13.9 статьи 3 Технического регламента таможенного союза ИР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п.п. 5.1., 7.1 ГОСТ 33181-2014, п. 10.1 ГОСТ 33220-2015, п. 8.1,8.3 ГОСТ Р 50579-2017 не выполнил требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании вышеуказанного участка автомобильной дороги, а именно допустил наличие талого снега на покрытии проезжей части вдоль полос наката, среднее значение толщины которых составило 9 см при отсутствии снегопада.
По результатам проведенного по данному факту административного расследования установлено, что должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, допустившим нарушение перечисленных требований законодательства на указанном участке автомобильной дороги третьей категории, не обеспечившим содержание дороги общего пользования в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, является мастер строительно-монтажных работ ООО «Воддорстрой» Ефимов В.В.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ефимова В.В. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения Ефимовым В.В. вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № 154936 от 14 февраля 2024 года, рапортом старшего инспектора по особым поручением отдела надзора Управления Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике от 19 января 2024 года, актом о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 19 января 2024 года, протоколом инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 19 января 2024 года с фототаблицей, приказом ООО «Воддорстрой» № 93 от 30 июня 2023 года, о назначении Ефимова В.В. ответственным за выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, должностной инструкцией мастера участка по содержанию дорог ООО «Воддорстрой» и другими.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены.
Действия Ефимова В.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что мастер строительно-монтажных работ ООО «Воддорстрой» Ефимов В.В. на основании приказа № 93 от 30 июня 2023 года и должностной инструкцией мастера участка по содержанию дорог ООО «Воддорстрой» является лицом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань 1-й технической категории с км 576+265 по км 576+389 возле населенного пункта Никольское Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, и обязан был принять меры, направленные на соответствие состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам.
Допущенное Ефимовым В.В. нарушение в содержании дорог угрожает безопасности дорожного движения.
Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о том, что административное расследование в соответствии с положениями статьи 28.7 КоАП РФ фактически не проводилось, требующие значительных временных затрат процессуальные действия, направленные на выяснение обстоятельств административного правонарушения, не выполнялись, нет.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование (подпункт «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике 19 января 2024 года вынесено определение о возбуждении в отношении неустановленного лица, ответственного за содержание автодороги, дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и о проведении административного расследования (л.д. 15).
Именно в ходе административного расследования должностным лицом Госавтоинспекции было установлено конкретное должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильной дороге федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань 1-й технической категории с км 576+265 по км 576+389 возле населенного пункта Никольское Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, которым является мастер участка по содержанию дорог ООО «Воддорстрой» Ефимов В.В. Данные об этом лице на момент возбуждения дела об административном правонарушении отсутствовали и по объективным причинам не могли быть известны административному органу. Именно на установление данных обстоятельств, указанных в статье 26.1 КоАП РФ, совершались процессуальные действия, потребовавшие значительных временных затрат – запрошены и получены необходимые сведения. Проведение административного расследования по данной категории дел предусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ, а предвидеть исход совершения процессуальных действий для установления оснований для составления протокола об административном правонарушении в отношении конкретного лица (должностного либо юридического) либо исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо Госавтоинспекции на момент возбуждения дела и принятия решения о проведении административного расследования не могло.
Таким образом, по настоящему делу проводилось административное расследование, в связи с чем оно правомерно рассмотрено судьей Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики по месту проведения административного расследования должностным лицом Госавтоинспекции по адресу: г. Чебоксары, ул. Б.Хмельницкого, д. 37.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения Ефимова В.В. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2024 года, вынесенное в отношении должностного лица – мастера строительно-монтажных работ ООО «Воддорстрой» Ефимова Валерия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ефимова В.В. – без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев