Решение от 10.08.2020 по делу № 2-884/2020 от 02.06.2020

    Дело № 2-884/2020

34RS0019-01-2020-001365-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2020 года                                                                  г. Камышин

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Коваленко Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газиевой Е.А.,

с участием истца Обедина Н.И.,

представителя ответчика ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Иванчук И.А.,

представителя ответчиков УФСИН России по Волгоградской области и ФСИН России по доверенности Китаевой Е.С.,

старшего помощника Камышинского городского прокурора Перкина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Обедина Николая Ивановича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Обедин Николай Иванович обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного здоровью.

В обосновании иска указал, что был лишен права на своевременное оперативное лечение зрелой катаракты обоих глаз из-за несвоевременного этапирования ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области для оказания медицинской помощи.

Данные обстоятельства, по мнению истца, повлекли ухудшение его здоровья, душевные переживания.

Протокольным определением Камышинского городского суда от 13 июля 2020 года, к участию в деле привлечены соответчики: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, Федеральная служба исполнения наказаний России.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ФКУ ИК 24 несвоевременно этапировал его на лечение, из-за чего, операция проведена позже, второй глаз стал хуже видеть, к первому прооперированному глазу претензий не имеет. Обращался в надзорные органы по поводу несвоевременного этапирования.

Представитель ФКУ ИК-24 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области и Федеральной службы исполнения наказаний России в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав стороны, их представителей, специалиста, заключение прокурора, который указал, что оснований для удовлетворения требований Обедина Н.И. не имеется, так как нарушений ФКУ ИК-24 допущено не было, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью России как правового и социального государства (статьи 1 и 2; статья 7, часть 1), гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 7, часть 2; статья 41, части 1 и 2). Закрепляя данное право, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль, как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанного конституционного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 30-П).

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N 1 от 26 января 2010 г. "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" (пункт 11) по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (причинно-следственной связи).

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются наличие вреда, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между его виновным поведением и наступившим вредом. Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.

Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы имеют право на оказание медицинской помощи. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы названные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1 и 3 статьи 26 вышеуказанного закона).

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы, регулируются Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 640/190 (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы, либо филиалом лечебно-профилактического учреждения, руководство которой осуществляет начальник, назначаемый на должность в установленном порядке (пункт 23 Порядка).

Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Так, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (часть 2 статьи 101 УИК РФ).

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 101 УИК РФ).

В судебном заседании установлено.

Истец Обедин Н.И. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ "Исправительная колония N 24" УФСИН России по Волгоградской области с 21 мая 2018 года, откуда прибыл из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области.

Как следует из медицинской карты истца, Обедин Н.И. был осмотрен медицинским работником филиала «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России. Жалоб на состояние здоровья не предъявлял. Состояние расценивалось как удовлетворительное.

Обедин Н.И. находится под наблюдением медицинских работников филиала с диагнозом: Гипертоническая болезнь 2 степени. Артериальная гипертензия 2 степени, риск 3. Ишемическая болезнь сердца. Кардиосклероз. Катаракта правого глаза.

25.05.2018 истец обратился в филиал «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России с жалобами на изжогу. После осмотра медицинским работником, назначено лечение, даны разъяснения по поводу направления в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России для консультации врача офтальмолога по вопросу имеющейся катаракты правого глаза. Рекомендовано направить в плановом порядке на консультацию врача офтальмолога после получения письменного согласия от Обедина Н. И. на госпитализацию.

04.07.2018 Обедин Н. И. обратился к медицинским работникам филиала с письменным заявлением для консультации врача-офтальмолога в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России. Был осмотрен медицинским работником филиала, жалоб на ухудшение состояния здоровья Обедин Н. И. не предъявлял.

В оказании экстренной и неотложной помощи Обедин Н. И. не нуждался. Показаний для срочного направления на госпитализацию отсутствовали.

Обедин Н. И. в плановом порядке был направлен в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России.

С 04.07.2018 по 08.11.2018 Обедин Н.И. обращался по поводу имеющихся у него заболеваний, однако жалоб со стороны органов зрения к медицинским работникам филиала не предъявлял.

В ноябре 2018 госпитализация Обедина Н.И. перенесена в связи с тем, что врач-офтальмолог с 13.11.2018 по 24.12.2018 находился в отпуске.

Повторно рассмотрены документы Обедина Н.И. для направления на консультацию врача-офтальмолога в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России.

В период с 06.03.2019 по 08.04.2019 Обедин Н.И. находился на стационарном обследовании и лечении в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России с диагнозом: зрелая катаракта обоих глаз.

В условиях филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России Обедину Н. И. были проведены клинико-лабораторные исследования и была проведена консультация врача-офтальмолога (13.03.2019) рекомендовано лечение в специализированном ЛИУ. Обедин Н.И. выписывался в удовлетворительном состоянии, для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области.

В условиях филиала получал амбулаторное лечение по имеющемуся заболеванию глаз (капли тауфон).

20.05.2019 ФКУЗ МСЧ №34 ФСИН России сформировало и направило пакет документов о необходимости проведения оперативного лечения в отношении осужденного Обедина Н.И. в адрес филиала «Туберкулезная больница №1» ФГУЗ МСЧ №24 ФСИН России.

30.05.2019 ФКУЗ МСЧ №34 ФСИН России было получено согласие на госпитализацию Обедина Н.И. в филиал «Туберкулезная больница №1» ФГУЗ МСЧ №24 ФСИН России в ноябре 2019 г.

05.06.2019 копия указанного согласия на прием осужденного на стационарное лечение была направлена в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области.

06.11.2019 истец обратился к терапевту с жалобами на заложенность носа и першение в горле, был осмотрен врачом, который поставил ему диагноз – ОРЗ ринофарингит и назначил лечение (ремантадин, парацетамол).

30.12.2019 Обедин Н.И. обратился с жалобами на неполное опорожнение мочевого пузыря, ему поставлен диагноз хронический урертрит обострение, назначено лечение (фуроданин, омепрозол).

10.01.2020 обратился с жалобами на заложенность носа, ему поставлен диагноз ОРЗ Ринит и назначено лечение (капли в нос, парацетамол).

13.02.2020 Обедин Н.И. в плановом порядке был направлен на оперативное лечение в филиал «Туберкулезная больница №1» ФГУЗ МСЧ №24 ФСИН России.

С 10.03.2020 год по 03.04.2020 года находился в ТБ № 1 для обследования и лечения, где ему проведена операция по поводу катаракты левого глаза.

В период нахождения в лечебном учреждении, истцу проводились клинические обследования: ЭКГ, эхо сердца, ФЛГ, рентген ПП, анализы на инфекции, ФГС, консультации врачей: ЛОР, стоматолог, терапевт, кардиолог, невролог, ревматолог. Выписался в удовлетворительном состоянии, курс лечения прошел полностью, что подтверждается выписным эпикризом

28.04.2020 года по прибытии в ФКУ ИК 24, Обедину Н.И. назначено амбулаторное лечение согласно рекомендациям филала «Тубекулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России.

Обосновывая свои требования, Обедин Н.И. ссылался на то, что ответчик несвоевременно направил его на оперативное лечение по поводу катаракты.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, начальник филиала МЧ 5 ФКУЗ МСЧ 34 УФСИН России по Волгоградской области Левитин А.А. суду пояснил, что заболевания истца в виде катаракты были диагностированы у истца в СИЗО-5 г. Волгограда. 22 мая 2018 года Обедин Н.И. прибыл в ИК-24, при осмотре зрелая катаракта. 04 июля 2018 года получили согласие пациента на госпитализацию, после чего, направили документы на согласование. Пациент получал регулярное врачебное наблюдение, был решен вопрос о проведении планового хирургического лечения. Поскольку по состоянию пациента не требовалась медицинская помощь, в том числе хирургическая, в экстренной и неотложной форме, хирургическое лечение было проведено в плановом порядке, своевременно.

Оснований не доверять пояснению специалиста у суда не имеется, поскольку Левитин А.А. обладает специальными познаниями в соответствующей области, имеет 20 лет стаж работы по специальности, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, пояснения сделаны на основе анализа материалов гражданского дела, сведений о состоянии здоровья Обедина Н.И. по всем медицинским документам, имеющимся в отношении истца.

Оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что доводы Обедина Н.И. о несвоевременном направлении на оперативное лечение, приведенные в обоснование заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Со стороны должностных лиц государственных органов исправительной системы истец был подвергнут неоднократным лабораторным исследованиям, а после выявления заболевания истцу предоставлялось лечение, что свидетельствует о том, что ответчиками были предприняты все исчерпывающие меры, направленные на своевременное, качественное оказание медицинской помощи.

В соответствии с п. 46 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 №285, направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных для оказания медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальным органом ФСИН России по согласованию со ФСИН России с учетом планируемых сроков оказания медицинской помощи.

В соответствии с п. 19 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018 №17, перевод осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение в пределах субъекта Российской Федерации по плановым медицинским показаниям осуществляется по решению начальника территориального органа ФСИН России на основании представления начальника медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России, а при необходимости перевода осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации - по решению ФСИН России.

Сторона ответчика ФКУ ИК 24 предоставила письменные доказательства того, что операция по поводу катаракты не была проведена в ноябре 2019 года, поскольку истец с ноября 2019 по январь 2020 года обращался с различными жалобами на ухудшение здоровья, в этот период у него диагностированы: острое респираторное заболевание и обострение хронического урертрита, ОРЗ ринофарингит, хронический урертрит обострение, ОРЗ Ринит. Назначалось лечение. После того, как основания для лечения отпали, 13.02.2020 Обедин Н.И. в плановом порядке был направлен на оперативное лечение в филиал «Туберкулезная больница №1» ФГУЗ МСЧ №24 ФСИН России.

Операция по поводу катаракты не была проведена в ноябре 2018 года, так как врач-офтальмолог с 13.11.2018 года по 24.12.2018 года находился в отпуске.

Таким образом, факт нарушения со стороны должностных лиц прав истца и причинно-следственная связь между их действиями (бездействием) и указанными Обединым Н.И. последствиями, установлены не были.

Факт же оказания истцу надлежащей медицинской помощи - подтвержден.

Гражданско-правовая ответственность возможна при доказанности факта противоправных действий со стороны ответчика, причинной связи между этими действиями и наступившим вредом, факта причинения вреда, вины ответчика.

При этом, в силу статьи 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию факта причинения вреда, противоправности действий ответчика и причинной связи между этими действиями и возникшим вредом лежит на истце.

Поскольку допустимых и достоверных доказательств противоправности в действиях ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области, истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения деликтной ответственности на ответчиков, в связи с чем, отказывает во взыскании в пользу Обедина Н.И. компенсации морального вреда в размере 1000 000 рублей.

Доводы истца на то, что после проведенной в Красноярском крае операции на одном глазу, у него резко ухудшилось зрение на втором глазу, суд не принимает во внимание, поскольку Обедин Н.И. не заявлял требований, связанных с некачественным проведением оперативного вмешательства в органы зрения, повлекшем ухудшение состояния здоровья, в ином лечебном заведении Федеральной системы исполнения наказаний.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 24» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                        ░░░░░░░░░ ░.░.

2-884/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Волгоградской области
Камышинский городской прокурор
Волгоградская прокурорпатура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Обедин Николай Иванович
Ответчики
ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области
УФСИН России по Волгоградской области
Федеральная служба исполнения наказания России
Суд
Камышинский городской суд Волгоградской области
Судья
Коваленко Н.Г.
Дело на сайте суда
kam.vol.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее