Решение по делу № 2-333/2022 от 14.03.2022

УИД: 50RS0008-01-2022-000316-95             Дело №2-333/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лозовых О.В.,

при секретаре Карповой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Министерства экологии и природопользования Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц к ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, внесении изменений в ЕГРН, об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями.

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, действующая в интересах Министерства экологии и природопользования Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц, обратилась в Дубненский городской суд Московской области с иском к ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ», в котором просила суд внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10 и обязать ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» использовать земельный участок с в соответствии с установленными ограничениями.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на тер обстоятельства, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка по обращению о возможных нарушениях природоохранного законодательства при формировании и использовании земельного участка с , расположенного в <адрес>. в ходе проверки было установлено, что ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» зарегистрировано по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным нежилым недвижимым имуществом. В собственности общества находится земельный участок с площадью 44579 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для эксплуатации, реконструкции и строительства производственных зданий не выше IV класса опасности», что подтверждается свидетельством о праве собственности от 02.11.2009. Земельный участок приобретен Обществом по договору купли-продажи от 02.11.2009 г. . Данный земельный участок расположен вблизи Иваньковского водохранилища, являющегося источником питьевого водоснабжения. На территории земельного участка на основании разрешения на строительство , выданного Администрацией города Дубны 14.11.2014 г., возведены следующие здания: здание сборочно-испытательного комплекса, насосная станция оборотного водоснабжения, сооружение для баков питания водой гидротормозов, топливная насосная станция, градирня, емкости расходная и резервная 2-е емкости х 10м3. Министерством строительного комплекса Московской области 25.05.2016 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении здания сборочно-испытательного комплекса, насосной станции оборотного водоснабжения, сооружения для баков питания водой гидротормозов, топливной насосной станции, емкостей расходной и резервной. Также установлено, что обществом с использованием размещенных на земельном участке объектов недвижимости планировалась деятельность по ремонту авиационных двигателей. В настоящее время указанная деятельность на территории земельного участка не осуществляется. Земельный участок с расположен в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, в границах 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения города Москвы - Иваньковского водохранилища. Расположение земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий предполагает специальный режим их использования. По результатам проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверки генеральному директору ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» 09.12.2021 г. внесено представление, однако мер к устранению нарушений законодательства не принято. В связи с изложенным, истец был вынужден обратится с настоящим иском в суд.

Представитель истца Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области – заместитель межрайонного природоохранного прокурора Московской области Тарахталюк Д.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, дал объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» - генеральный директор Колягин С.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку общество не имеет полномочий на государственную регистрацию ограничений (обременений) прав при использовании принадлежащего обществу имущества ввиду того, что данные полномочия имеет Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы. При этом, требования прокурора об использовании земельного участка в соответствии с установленными ограничениями удовлетворению не подлежат, поскольку проведённой прокурорской проверкой каких-либо иных нарушений закона выявлено не было.

Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда представил письменную позицию относительно заявленных исковых требований, согласно которым заявленные прокурором требования поддерживает в полном объеме, Также просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя.

Представитель Московско-Окского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда от представителя по доверенности Пятовой А.Е. представлены письменные объяснения по делу, которые сводятся к тому, что в соответствии с действующим законодательством в полномочия собственника земельного участка с не входит внесения сведений об ограничении использования земельного участка и нахождения его в береговой полосе реки Волга.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда от представителя по доверенности Крыловой И.А. представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которым Управлением Роспотребнадзора по Московской области 18.10.2021 г. выдано санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны реконструируемого сборочного комплекса ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ». На земельном участке расположены: здание сборочно-испытательного комплекса, насосная станция оборотного водоснабжения, сооружение для баков питания водой гидротормозов, топливная насосная станция, градирня, емкости расходная и резервная 2-е емкости по 10 куб.м. Водоснабжение и водоотведение объектов недвижимости централизованное и осуществляется с использованием сетей АО «Дубненский машиностроительный завод им. ФИО8». Сбор ливневых стоков с территории земельного участка осуществляется в локальные очистные сооружения «Биопроджект» в соответствии с проектом. Земельный участок с расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения как г. Москвы, так и питьевого водоснабжения г. Дубны. Управлением Роспотребнадзора по Московской области на основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» от 27.05.2011 г. выдано санитарно- эпидемиологическое заключение от 27.07.2011 г. о соответствии санитарным нормам и правилам проекта размеров зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения для водозаборных сооружений из поверхностного источника реки Волга для МУП «ПТО ГХ» по адресу: <адрес>. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 27.07.2011 г. и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» от 27.05.2011г.: II-й пояс ЗСО: верхняя граница на расстоянии 37 км выше водозаборных сооружений, нижняя граница - на расстоянии 2,15 км ниже водозаборных сооружений. Удаленность боковой границы 2-го пояса ЗСО - на расстоянии 500 м от уреза воды. III-й пояс ЗСО: верхняя граница на расстоянии 37 км выше водозаборных сооружений, нижняя граница - на расстоянии 2,15 км ниже водозаборных сооружений. Удаленность боковой границы 3-го пояса ЗСО следует определить в пределах 3 км от уреза воды (включая притоки). Согласно приложенным к исковому заявлению схеме расположения зданий и сооружений на земельном участке с все сооружения расположены на расстоянии более 100м от уреза воды. Генеральным планом городского округа Дубна, утвержденным решением Совета депутатов г. Дубны Московской области от 29.06.2017г. (ред. от 20.02.2021г. № РС6-2 (28)- 6/1) рассматриваемый земельный участок частично расположен в 3-ем поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Размещение здания сборочно-испытательного комплекса, насосной станции оборотного водоснабжения, баков для питания водой гидротормозов, топливной насосной станции на земельном участке не противоречит требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 и СП 2.1.4.2625-10.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность ограничение прав на землю по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений является - ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2), такое ограничение устанавливается в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка по обращению о возможных нарушениях природоохранного законодательства при формировании и использовании земельного участка с , расположенного в городском округе <адрес>.

В ходе проверки установлено, что ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» зарегистрировано по адресу: <адрес>, и согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным нежилым недвижимым имуществом.

В собственности общества находится земельный участок с площадью 44579 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для эксплуатации, реконструкции и строительства производственных зданий не выше IV класса опасности», что подтверждается свидетельством о праве собственности от 02.11.2009 г..

Указанный земельный участок приобретен ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» по договору купли-продажи от 02.11.2009 г. .

Земельный участок расположен вблизи Иваньковского водохранилища, являющегося источником питьевого водоснабжения.

На территории земельного участка на основании разрешения на строительство , выданного администрацией города Дубны 14.11.2014 г., возведены следующие здания: здание сборочно-испытательного комплекса, насосная станция оборотного водоснабжения, сооружение для баков питания водой гидротормозов, топливная насосная станция, градирня, емкости расходная и резервная 2-е емкости х 10куб.м..

Министерством строительного комплекса Московской области 25.05.2016 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении здания сборочно-испытательного комплекса, насосной станции оборотного водоснабжения, сооружения для баков питания водой гидротормозов, топливной насосной станции, емкостей расходной и резервной.

Также установлено, что ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» с использованием размещенных на земельном участке объектов недвижимости планировалась деятельность по ремонту авиационных двигателей. В настоящее время указанная деятельность на территории земельного участка не осуществляется.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П и от 02.06.2015 N 12-П.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов водного законодательства предусмотрен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Иваньковское водохранилище находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р Иваньковское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч. 2 ст. 12 данного закона при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.08.1967 г. №651 установлена зона санитарной охраны Иваньковского водохранилища на реке Волге (источника водоснабжения г. Москвы)

Согласно указанному постановлению во второй пояс зоны санитарной охраны включаются, в том числе, акватория Иваньковского водохранилища.

Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы установлены СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (далее – СП 2.1.4.2625-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 г. N 45.

В силу п. 2.3.4 СП 2.1.4.2625-10, второй пояс зоны санитарной охраны гидроузлов включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.

Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

Согласно п. 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10, боковые границы второго пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ.

Согласно п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10 при использовании земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы устанавливаются следующие ограничения:

1) Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;

2) На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.

3) Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Использование земельного участка без ограничений, обусловленных их вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На основании ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.

В силу ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Таким образом, в силу положений п. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны Иваньковского водохранилища составляет 200 метров.

При этом, как следует из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера ФИО9, расстояние от береговой линии Иваньковского водохранилища (определена картографическим методом с учетом сведений КПТ) до объектов недвижимости на обследуемом участке составляет от 121,5 м. до 125,4 м.

Согласно информационной справки Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о земельном участке с , данный земельный участок расположен в третьем поясе санитарной охраны источника водоснабжения, частично в водоохранной зоне, частично в прибрежной защитной полосе, полностью в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, что стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспорено.

Рассматривая требования истца об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями, установленными п. 15 и 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, суд принимает во внимание, что строения, расположенные на спорном земельном участке расположены за пределами границ 100-метровой зоны ЗСО (от 121,5 м. до 125,4 м.); имеются разрешения на строительство объектов недвижимости, выданные в 2014 году, право собственности на объекты недвижимости ответчика зарегистрировано в установленном законом порядке.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями, поскольку в ходе проведенной прокуратурой проверки не выявлено, и из обстоятельств дела не следует, что в настоящее время со стороны ответчика имеет место использование земельного участка не в соответствии с ограничениями, установленными п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10; защита прав на будущее при отсутствии доказательств их нарушения или угрозы нарушения не предусмотрена, а предположения о возможных действиях ответчика в будущем не могут служить основанием для вывода о нарушении прав неопределенного круга лиц в настоящее время.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями.

Довод стороны ответчика о том, что ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» не обладает полномочиями на государственную регистрацию ограничений (обременений) прав при использовании принадлежащего обществу имущества, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком, суд не может принять во внимание, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а поскольку собственником земельного участка с , согласно сведениям из ЕГРН, является ответчик ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ», соответственно, ответчик обладает полномочиями на регистрацию ограничений (обременений) прав при использовании земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельных участков в водоохранной зоне поверхностного водного объекта общего пользования, прибрежной защитной полосе, зоне санитарной охраны источника подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости.

Анализируя изложенное, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, а также принимая во внимание, что нахождение и использование спорного земельного участка с видом разрешенного использования, допускающего осуществление хозяйственной деятельности, в том числе той, для которой Водным кодексом РФ и санитарно-эпидемиологическим законодательством установлен запрет, без ограничений, обусловленных его вхождением в границы прибрежной защитной полосы водоохранной зоны, зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы – Иваньковского водохранилища, противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также, принимая во внимание, что требования о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, внесении изменений в ЕГРН законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Министерства экологии и природопользования Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц к ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, внесении изменений в ЕГРН, об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями – удовлетворить частично.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с п. 15,17 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10, а именно:

1)    В границах водоохранных зон запрещается:

-    использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

-    размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

-    осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

-    движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

-    строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

-    хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

-    сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

-    разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В границах прибрежных защитных полос запрещается:

-    распашка земель;

-    размещение отвалов размываемых грунтов;

-    выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

2)     Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово- огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

-    кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

-    складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

-    накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

-    полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

-    животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

-    применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

-    изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

-    на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением: рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В удовлетворении требований Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Министерства экологии и природопользования Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц к ООО «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ» в части возложения обязанности использовать земельный участок в соответствии с установленными ограничениями – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:    подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 мая 2022 года.

Судья:    подпись

2-333/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и природопользования МО
Московско-Окское бассейновое водное управление
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
Ответчики
ООО "Лосиный остров"
Другие
Управление Росреестра по МО
Управление Роспотребнадзора по МО
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Лозовых О.В.
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Дело оформлено
16.06.2022Дело передано в архив
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее