№ 2-4477/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышкова .... к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края о признании незаконным решения, обязании включить периоды в специальный стаж, назначить досрочно страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чернышков В.В. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в .... (далее – УПФР в ....) от ДД.ММ.ГГГГ №.7.1 в части отказа в назначении досрочной пенсии; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в .... включить в стаж, дающий истцу право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы в качестве машиниста холодильных аммиачных установок в Зверохозяйстве «Лесная поляна» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика признать льготным стаж работы слесарем, занятым на обслуживании и ремонте котельного оборудования и оборудования пылеприготовления в Россетти филиал ПАО «МРСК Сибири «Алтайэнерго»; обязать ответчика признать льготным стаж работы монтером пути, занятого на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов в Алтайской дистанции пути им. ФИО6 – структурном подразделении Алтайского отделения – структурного подразделения Западно – Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить досрочно пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... с письменным заявлением об установлении досрочно страховой пенсии по старости, предоставив все необходимые документы. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в назначении пенсии ввиду того, что не подтвержден требуемый специальный стаж работы. Засчитан специальный стаж по Списку № – 1 год 4 месяца 24 дня, стаж работы в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом работы по Списку № – 9 лет 11 месяцев 29 дней. Полагает, что ответчиком необоснованно не зачтены в специальный стаж указанные периоды работы и отказано в назначении пенсии.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что ошибочно в иске указал период работы в Россетти филиал ПАО «МРСК Сибири «Алтайэнерго», поскольку пенсионным фондом он включен в бесспорном порядке. Так же на включении периода работы в ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не настаивал, сняв его с рассмотрения судом. Полагает обоснованным включение данного периода пенсионным фондом прерывно, за исключением отпусков без сохранения заработной платы. На рассмотрение суда, заявляет периоды работы в зверохозяйстве и на РЖД после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку во включении их в специальный стаж отказано не обоснованно.
Представитель ответчика иск не признал, полагает решение пенсионного фонда является обоснованным, поскольку у истца отсутствует необходимый специальный стаж.
Выслушав пояснения истца, ответчика, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Под страховым стажем в соответствии со ст. 3 вышеназванного закона понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 2 названной нормы установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 - 1956 года в качестве профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, поименованы в разделе XXXII "Общие профессии" машинисты (мотористы, компрессорщики), обслуживающие аммиачно-холодильные установки в промышленности и на транспорте.
Списком N 2 - 1991 года в качестве профессий, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, поименованы машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-14341).
На основании подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене», применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 N 272.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу Правил от 11 июля 2002 года №516 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, периоды работы, которые выполнялись постоянно в течении полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке; из стажа на соответствующих видах работ исключаются учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, административные отпуска, периоды простоя (как по вине работодателя, так по вине работника), имевшие место в течении всех периодов работы, включаемых в специальный стаж, при обращении за досрочным назначением трудовой пенсии после 25 июля 2002 года.
Из материалов дела следует, что Чернышков В.В. обратился в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ №.7.1 Чернышкову В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у Чернышкова В.В. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 13,8.
Решением УПФР .... не зачтены следующие периоды:
- период работы в качестве машиниста холодильных аммиачных установок в Зверохозяйстве «Лесная поляна » с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен в специальный стаж, так как факт работы не подтвержден. В приказах по личному составу, в ведомостях начисления заработной платы за 1993 год Чернышков В.В. значится как «рабочий». В ведомостях начисления заработной платы с 1992 год, 1994 год, 1996 – 1997 годы, в приказах по личному составу за 1992 - 1997 годы наименование должности ФИО4 отсутствует;
- период работы в качестве машиниста холодильных аммиачных установок в Зверохозяйстве «Лесная поляна» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен в специальный стаж, так как в связи с ликвидацией предприятия установить занятость на обслуживании аммиачно – холодильных установок не предоставляется возможным,
- период работы в качестве монтера пути в ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен в специальный стаж, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения о работе отсутствуют.
По представленным документам страховой стаж Чернышкова В.В. составляет 34 года 7 месяцев 17 дней, специальный стаж по Списку №2 – 1 год 4 месяца 24 дня, специальный стаж в соответствии по п.п.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом суммирования составляет 9 лет 11 месяцев 29 дней.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Пункт 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 также устанавливает, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.
В то же время указано, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке Чернышкова В.В. отражены периоды работы, по которым принято решение пенсионным органом:
- ДД.ММ.ГГГГ принят в Зверохозяйство АКПС машинистом холодильных установок,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом на службу в армию,
- ДД.ММ.ГГГГ принят в Зверохозяйство «Лесная поляна» машинистом холодильных аммиачных установок,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Оценивая требования Чернышкова В.В. в части включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста холодильных аммиачных установок в Зверохозяйстве «Лесная поляна», суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с архивной справкой администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ, Чернышков В.В. принят машинистом холодильных установок с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Чернышков В.В. принят рабочим стройбригады с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), уволен с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). В ведомостях начисления заработной платы за 1993 год должность Чернышкова В.В. значится «рабочий».
Сообщают, что в приказах по личному составу за 1981, 1992 – 1997 годы сведения об отпусках без содержания, учебных отпусках, обучении на курсах УКК, прохождении производственной практики, исправительных работах, режиме рабочей недели, рабочего дня, совмещении, характере и особенностях выполняемых работ отсутствуют. В приказах по личному составу за 1981 год сведения об увольнении Чернышкова В.В. отсутствуют. В ведомости начисления заработной платы за 1981 год фамилия Чернышкова отсутствует. В ведомостях начисления заработной платы за 1992, 1994, 1996 – 1997 годы, лицевых счетах за 1995 – 1996 годы, в приказах по личному составу за 1992 – 1997 годы наименование должности Чернышкова В.В. отсутствует. С 1971 года по декабрь 1993 года предприятие называлось Зверохозяйтсво АКПС, с декабря 1993 года по ноябрь 1994 года – ПХ «Лесная поляна».
Отделом по делам архивов администрации .... предоставлены копии следующих приказов в отношении Чернышкова В.В.
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Чернышкова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ в штат зверохозяйтсва АКПС в качестве машиниста холодильных установок.
- приказ о принятии Чернышкова В.В. в штат зверохозяйства в качестве рабочего стройбригады с ДД.ММ.ГГГГ,
- приказ о предоставлении очередного отпуска Чернышкову В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 28 к/дней с ДД.ММ.ГГГГ,
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 24 р/дня с ДД.ММ.ГГГГ,
- приказ о предоставлении очередного отпуска Чернышкову В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 24 р/дня с ДД.ММ.ГГГГ,
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного отпуска Чернышкову В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 24 р/дня с ДД.ММ.ГГГГ,
- приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Чернышкова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
Согласно архивной справке отдела по делам архивов администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ, по документам архивного фонда Зверохозяйство «Лесная поляна» ведомости по начислению заработной платы временным работникам за 1981 год установлено, что Чернышков В.В. работал в вышеуказанной организации и получал заработную плату (приведены сведения за 1981 год). Сообщают, что сведения о начислении заработной платы Чернышкову В.В. с января по апрель, с ноября по декабрь 1981 года в ведомостях отсутствуют. В ведомостях начисления заработной платы за 1981 год наименование должности Чернышкова В.В. отсутствует.
В соответствии с архивной справкой отдела по делам архивов администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ Чернышков В.В. работал в Зверохозяйстве «Лесная поляна» и получал заработную плату (приведены сведения за 1992 – 1997 годы). Сведения о начислении зарплаты Чернышкову В.В. с января по апрель 1992 года, в августе 1995 года, в декабре 1996 года, с января по апрель, с июня по декабрь 1997 года в ведомостях и лицевых счетах отсутствуют. В ведомостях начисления заработной платы за 1993 год должность Чернышкова В.В. значится «рабочий». В ведомостях начисления заработной платы за 1992, 1994, 1996 – 1997 годы, в лицевых счетах за 1995 – 1996 годы наименование должности Чернышкова В.В. отсутствует. С 1971 года по декабрь 1993 года предприятие именовалось «Зверохозяйство АКПС», с декабря 1993 года по ноябрь 1994 года – ПХ «Лесная поляна».
Анализируя представленные доказательства, суд установил, что имеются разночтения по занимаемой истцом должности согласно записи в трудовой книжке и ведомостях начисления заработной платы. На момент рассмотрения спора полный объем первичных документов работодателя в архивных органах не сохранился.
На основании ч. 3 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер и особенности работы (работы в определенных условиях) показаниями свидетелей не подтверждается. Это отражено в разъяснениях, данных в абзаце 2 пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и пункта 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ.
Проверяя доводы истца о занимаемой им должности в зверохозяйстве, согласно записи в трудовой книжке относящейся к списку №, суд допросил свидетелей.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что работал весте с истцом в Зверохозяйстве машинистом холодильных установок в течении 5 лет. Должности «рабочего» у ФИО4 не было, они работали постоянно в одной должности.
Свидетель ФИО4 показал, что является братом истца, они вместе работали в Зверохозяйстве. Истец работал машинистом холодильных установок. У многих в трудовых книжках имеются неверные записи из-за безграмотности кадрового работника.
Свидетель ФИО8 показал, что в 1990 годах работал в Зверохозяйстве как и Чернышков В.В. машинистом холодильных аммиачных установок, должности рабочего у него не было.
Свидетель ФИО9 показала, что Чернышков В.В. работал в Зверохозяйстве с 1991 года до его закрытия в должности машиниста холодильных установок. В трудовых книжках у многих работников имелись неверные записи из-за неграмотности кадрового работника. В период работы Зверохозяйства простоев не было.
Суд приходит к выводу о том, что поскольку свидетели не подтверждают особые условия труда истца, а дают пояснения об организации работы предприятия и занимаемой им должности, причине имеющихся противоречий в документах работодателя, то в данной части свидетельские показания являются допустимыми доказательствами по гражданскому делу, поскольку первичные документы работодателя подтверждающие занимаемую Чернышковым В.В. должность утрачены.
В ходе судебного разбирательства, устранено противоречие, являвшееся основанием для отказа во включении в специальный стаж периодов работы в Зверохозяйстве. Суд установил, что истец работал по должности машиниста холодильных аммиачных установок.
Таким образом, занятость истца в Зверохозяйстве «Лесная поляна» в должности машиниста холодильных установок подтвердили свидетели, предоставив подтверждающие документы о факте их работы вместе с истцом в периоды, о которых они давали суду показания.
Оценивая возможность включения в специальный стаж периодов работы в соответствии с Правилами № 516 и наличия полной занятости истца, суд руководствуется следующим.
При оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы как ранее действовавшего, так и действующего законодательства.
Согласно статье 42 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей на момент осуществления спорной деятельности, было установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не могла превышать 40 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (статья 44 КЗоТ РСФСР).
В силу статьи 49 КЗоТ РСФСР неполный рабочий день мог быть установлен только по соглашению между работником и работодателем.
Таким образом, осуществление трудовой деятельности в условиях неполного рабочего времени должно было особо оговариваться сторонами трудового договора, поскольку по смыслу указанных статей осуществление трудовой деятельности в данных условиях являлось исключением из общего правила
Кроме того, в силу статьи 49 КЗоТ РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влекла в то время для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 55 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П также определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Требование о подтверждении полной занятости впервые появилось в российском законодательстве в связи с Разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" правом на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", согласно пункту 5 которых право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года содержатся разъяснения о том, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая то, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Таким образом, относительно спорного периода в 1981 году не требуется подтверждения полной занятости, поскольку экономика государства с указанный период была стабильной.
По периоду с 1992 по 1997 год, судом принято во внимание представленное в материалы дела решение Новоалтайского городского суда от 24 мая 2017 года, которым включен период работы ФИО7 1982 год, 1987-1997 годы в должности машиниста холодильных установок в Зверохозяйстве. Период включен календарно, данных о простое предприятия не установлено.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Истец и ФИО7 работали в единых условиях труда, в одной организации. Отсутствие документов, подтверждающих полную занятость, не могут быть основаниями для умаления пенсионных прав истца при условии установления в ходе судебного разбирательства факта выполнения им работ по списку №, дающему право на досрочное назначение пенсии.
При этом суд полагает применимым в споре принцип правовой определенности в регулировании правоотношений. Лицам, которые совместно работали с истцом на одном предприятии, в одной специальности и один временной период пенсия назначена досрочно с включением периодов работы в специальный стаж на основании судебного постановления. Права ФИО4 не могут быть умалены по сравнению с другими гражданами Российской Федерации в аналогичных исходных обстоятельствах.
Суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства в соответствии положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает необходимым учесть позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 3 июня 2004 года №-П, согласно которой запрещено вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
На основании изложенного, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста холодильных аммиачных установок в Зверохозяйстве «Лесная поляна» подлежат включению в специальный стаж Чернышкова В.В.
Оценивая требования Чернышкова В.В. в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтера пути в ОАО «РЖД» суд приходит к следующим выводам.
Указанный период работы не зачтен истцу в специальный стаж, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения о работе отсутствуют.
Ответчик не оспаривает работу истца в должности монтера пути в ОАО «РЖД» в указанный период. Кроме того, период работы в ОАО «РЖД» с 22 апреля 2008 года по 31 декабря 2016 года включен в специальный стаж истца в бесспорном порядке, за исключение отпусков без сохранения заработной платы, с чем истец согласен.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В силу п. п. "б" п. 4 указанного Постановления периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица засчитываются в страховой стаж на основании сведений персонифицированного учета.
На основании п. 43 указанного Постановления, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 данного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Обязанность своевременно и в полном объеме производить в Пенсионный Фонд РФ соответствующие платежи Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя). Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (страховые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Положениями пп. 1 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что подтверждению подлежат периоды подземных работ, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В силу п. 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
По разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов, и непредставление работодателем таких сведений не может влиять на пенсионные права граждан.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с вредными условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2002 года N 537, а также во вступившем в силу с 1 января 2015 года постановлении от 16 июля 2014 года N 665 закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и предусмотрело, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, применяется Список №2.
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия же назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 октября 2015 года №15-1/ООГ-5597 так же указано, что в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда безотлагательной специальной оценке условий труда подлежат рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действий ее результатов, в том числе работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимость проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, занятость на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вытекает и из смысла положений ч.6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426 «О специальной оценке условий труда».
Как следует из материалов дела, за 2017 год и за первый и второй квартал 2018 года (л.д. 31 том 2) в пенсионный фонд за Чернышкова В.В. произведены отчисления страховых взносов в 2018 году, в том числе и по дополнительному тарифу.
В ходе судебного разбирательства представитель пенсионного фонда подтвердил уплату дополнительного тарифа работодателем истца. Пояснил, что на момент вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ эти сведения не были отражены в лицевом счете.
Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до даты обращения с заявлением о назначении пенсии) в ОАО «РЖД» в должности монтера пути подлежит включению в специальный стаж.
Иной период работы в РЖД - с ДД.ММ.ГГГГ суд исключает из предмета рассмотрения, поскольку в отношении него пенсионным органом решения не принималось. При не включении данного периода судом права истца не нарушаются и не восстанавливаются, поскольку на момент обращения право на пенсию возникло. Суд полагает необходимым включить в специальный стаж период по дату обращения за назначением пенсии. В настоящее время истец продолжает работать и он вправе обратиться в пенсионный фонд с заявлением о включении последующей работы в специальный стаж и перерасчете назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования о включении в специальный стаж периода работы в должности слесаря в «МРСК Сибири «Алтайэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности монтера пути в ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом не рассматриваются, поскольку в судебном заседании истец требования не поддержал, поскольку они заявлены в связи с ошибочным толкованием содержания решения пенсионного фонда.
Для досрочного назначения трудовой пенсии истцу необходимо иметь 25 лет страхового стажа и не менее 12 лет 6 месяцев стажа работы в тяжелых условиях труда.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В п.п. 2, 3 Правил № 516 предусмотрено суммирование периодов работы с различными условиями труда: к периодам работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте суммируются периоды работы в связи с тяжелыми условиями труда при условии, если в результате суммирования имеется специальный стаж не менее 12 лет 6 месяцев.
Также Правилами предусмотрено суммирование периодов работы в соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 м и работ в соответствии с п.п.5 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая вышеизложенные положения, при включении судом спорых периодов в специальный стаж и суммирования с периодами работы включенными пенсионным органом в бесспорном порядке, право на пенсию у истца возникает на 27 февраля 2018 года (дата обращения в пенсионный фонд).
Требование о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в .... края (государственное учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ №.7.1 в части отказа во включении в специальный стаж Чернышкова В.В. указанных периодов и назначении досрочной пенсии подлежит удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края от ДД.ММ.ГГГГ №.7.1.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края включить в специальный стаж периоды работы Чернышкова .... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края назначить Чернышкову .... досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края в пользу Чернышкова .... расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....