Дело № 2-390/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чистяковой О. В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Луусалмская основная общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
Чистякова О.В. обратилась с иском по тем основаниям, что работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Луусалмская основная общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Луусалмская основная общеобразовательная школа») в должности уборщика, заработная плата за период с января по декабрь 2017 года начислялась и выплачивалась ей в нарушение положений ст. 133 Трудового кодекса РФ в размере менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Принимая во внимание, что в величину минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, истец просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в размере 67193 руб. 49 коп.
Истец Чистякова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - МБОУ «Луусалмская основная общеобразовательная школа» ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве на иск указала, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, обстоятельства, связанные с перерасчетом недополученной заработной платы возникли с 07 декабря 2017 года, в связи с чем сумма недоначисленной заработной платы за период с 08.12.2017 по 31.12.2017 года составляет 4101 руб. 72 коп. Просила освободить от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением.
Представитель третьего лица администрации Калевальского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений п. Боровой Калевальского района» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, представила расчет задолженности по заработной плате истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4101 руб. 72 коп.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.133 Трудового Кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части 11 статьи 333.1 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 ТК Российской Федерации или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса РФ).
В пункте 4.2 мотивировочной части Постановления от 7 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее: в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны;
следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда;
поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р "По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П" разъяснено, что, начиная с 07.12.2017 при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу названных норм права, Постановление № 38-П действует с момента его провозглашения, т.е. с 07.12.2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты, т.е. с 07.12.2017 года, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2017 по 06.12.2017 года не имеется.
Судом установлено, что истец в спорный период состояла в трудовых отношениях с МБОУ «Луусалмская основная общеобразовательная школа» в должности уборщика служебных помещений. Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ ей установлен оклад в размере 4000 руб. 00 коп., выплаты компенсационного характера - 40% районный коэффициент и 80% надбавка за работу в районах Крайнего Севера, доплата за вредность - 5% от должностного оклада, стимулирующая выплата.
Согласно табелю учета рабочего времени, истец отработала в декабре 2017 года 21 дней, с 07.12.2017 по 31.12.2017 отработала 17 дней (л/<адрес>).
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 составляет 7800 руб. Калевальский район относится к районам Крайнего Севера.
Согласно расчету истца, сумма недоначисленной заработной платы за декабрь 2017 года составила 5808 руб. 00 коп.
Вместе с тем, суд не может согласится с расчетом, представленным истцом.
На основании п.2.2.5 Договора о бухгалтерском обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ № МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений <адрес>» производит расчеты по начислению и выплате в установленные сроки заработной платы рабочим и служащим МБОУ «Луусалмская СОШ».
Расчет задолженности, представленный третьим лицом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4101 руб. 72 коп. (7800*2,2/21*17 (минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - 9189 руб. 71 коп. (начисленная заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), судом проверен, является неверным. Так, из расчета усматривается, что он осуществлен на основании норм рабочего и времени фактически отработанного истцом времени. Вместе с тем, итоговая сумма, исходя из формулы расчета, указана третьим лицом в размере 4101 руб. 72 коп., вместо 4701 руб. 72 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П, суд полагает исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 07.12.2017 по 31.12.2017 в размере 4701 руб. 72 коп.
Заявитель при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая тяжелое финансовое положение ответчика, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, снижает размер взыскиваемой в бюджет Калевальского муниципального района РК госпошлины до 100 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луусалмская основная общеобразовательная школа» в пользу Чистяковой О. В. недоначисленную заработную плату в размере 4701 руб. 72 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луусалмская основная общеобразовательная школа» в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подпись И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 18 апреля 2018 года