Судья Кононов С.С. № 33-10077/2024
24RS0059-01-2024-000532-45
2.219
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2024 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего судьи Туровой Т.В., судей Глебовой А.Н., Абрамовича В.В., при ведении протокола помощником судьи Медведевой П.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В. гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, поданному в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Шушенского района «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал»), администрации Шушенского района о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ответчика МУП «Водоканал», на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 июня 2024 года, которым постановлено:
«Обязать МУП «Водоканал» (ОГРН 1022401129585, дата присвоения ОГРН 10.09.2002) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
-получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения (групповой водозабор по адресу: <адрес>);
-разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (групповой водозабор по адресу: <адрес>), и получить санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты, после чего утвердить в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края – Министерстве экологии и рационального природопользования проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.
В удовлетворении исковых требований к администрации Шушенского района отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к МУП «Водоканал», администрации Шушенского района в котором просило обязать МУП «Водоканал» - в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключение о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения (групповой водозабор по адресу: <адрес>: <адрес>); разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (групповой водозабор по адресу: <адрес>), и получить санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты, после чего утвердить в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края – Министерстве экологии и рационального природопользования проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Требования мотивированы тем, что плановой выездной проверкой МУП «Водоканал» было установлено, что у ответчика в нарушение санитарно-эпидемиологических норм отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения (групповой водозабор по адресу: <адрес>), не представлены проекты зон санитарной охраны подземных вод на указанные источники водоснабжения. Данные обстоятельства указывают, что использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения является небезопасным для жизни и здоровья населения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик МУП «Водоканал» просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Выражает несогласие с выводом суда о том, что МУП «Водоканал» является надлежащим ответчиком по делу, указывает, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является администрация Шушенского района. Указанный в решении суда водозабор и скважина не находятся на балансе МУП «Водоканал» и не передавались ответчику. Собственником указанных объектов является администрация района, поэтому на администрации лежит обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав мнение представителя ответчика МУП «Водоканал» Титова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего отменить решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
При этом водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года. Согласно которым организации таких зон должна предшествовать разработка её проекта, который должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним, однако для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально, он должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать соответствие своей деятельности в этой сфере требованиям данного закона (ст. 8). Законом закреплена обязанность по обеспечению качества подаваемой воды, на что также указывают Правила охраны поверхностных водных объектов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 1391. В силу этого же закона органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ст. 23).
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на всех юридических лиц обязанность в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11).
Из материалов дела следует, что по результатам плановой проверки проведенной Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношение МУП Шушенского района «Водоканал» установлено, что у предприятия отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения (групповой водозабор по адресу: <адрес>), не представлены проекты зон санитарной охраны подземных вод на указанные источники водоснабжения.
За выявленные нарушения МУП «Водоканал» в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам от 23 ноября 2023 года было привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Согласно договору № 2 о закреплении и использовании муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Шушенского района «Водоканал» от 24 января 2024 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Шушенского района (собственник) и МУП «Водоканал» (предприятие), собственник передал в хозяйственное ведение предприятию имущество, указанное в передаточном акте в том числе групповой водозабор по адресу: <адрес>.
Судебной коллегией установлено, что указанные объекты системы водоснабжения переданы предприятию в хозяйственное ведение, при этом из договора не следует, что на предприятие возложена обязанность обеспечить соблюдение требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции возложил на ответчика МУП Шушенского района «Водоканал» обязанность в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения в отношение указанных объктов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение суда администрацией Шушенского района Красноярского края не обжалуется.
Судебная коллегия изучив доводы апелляционной жалобы МУП Шушенского района «Водоканал» полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что могут быть установлены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Данные предписания корреспондируют положениям главы XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие 4 августа 2018 года.
Пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона (пункт 11 статья 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако судебная коллегия учитывает, что материалы дела не содержат никаких доказательств подтверждающих наличие заключенных между администрацией Шушенского района Красноярского края и МУП Шушенского района «Водоканал» договоров (соглашений и т.п.) содержащих положения, предусматривающие обязанность МУП Шушенского района «Водоканал» по разработке проекта указанных зон.
Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Собственником водозаборных очистных сооружений является администрация Шушенского района, и свою обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны не передавала МУД Шушенского района «Водоканал», что буквально следует из текста договора. В настоящее время отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и сам проект зон санитарной охраны, что является нарушением пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02. Гарантирующая организация МУП Шушенского района «Водоканал» осуществляет эксплуатацию водозаборных очистных сооружений, однако заявленные в иске действия осуществить не может. Отсутствие проекта зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения создает реальную угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Согласно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Надлежащей организацией подачи питьевой воды населению со стороны администрации Шушенского района Красноярского края может считаться только осуществление такой деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе при условии разработки и утверждения зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Однако передавая в хозяйственное ведение МУП Шушенского района «Водоканал» имущество для организации питьевого водоснабжения администрация Шушенского района Красноярского края не разработала самостоятельно проект зон и не наделило такой обязанностью МУП Шушенского района «Водоканал».
Таким образом, со стороны администрации имеет место незаконное бездействие, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта, в связи с чем, такая обязанность должна быть возложена именно на администрацию Шушенского района Красноярского края.
При таких обстоятельствах постановленное решение по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным в силу п.п. 1, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в полном объеме, с вынесением нового решения о возложении вышеуказанных обязанностей на администрацию Шушенского района.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 июня 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение одного года:
получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в отношении водозаборных сооружений (групповой водозабор по адресу: <адрес>);
разработать и утвердить, в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края, проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (групповой водозабор по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований к муниципальному унитарному предприятию Шушенского района «Водоканал» - отказать.
Председательствующий судья Т.В. Турова
Судьи А.Н. Глебова
В.В. Абрамович
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2024г.